Великий князь Константин Николаевич и его вклад в развитие российского флота

15 октября 2021
Великий князь Константин Николаевич и его вклад в развитие российского флота

О деятельности генерал-адмирала русского флота К. Н. Романова рассказывает старший научный сотрудник Центрального военно-морского музея Олег  Васильевич Филатов.

Константин Николаевич родился в семье императора Николая I и императрицы Александры Федоровны в 1827 году. Судьба готовила ему славный путь на морском поприще, и уже в 1831 году, в 4-летнем возрасте, он был произведен в генерал-адмиралы.

Бюст генерал—адмирала великого князя, Константина Николаевича Романова. Скульптор З.Г. Абашвили. 1993 г.

С 3 июня 1836 года в 9-летнем возрасте Константин Николаевич, будущий глава российского флота, начал практическое морское обучение на кораблях флота под руководством своего воспитателя, контр-адмирала Ф.П. Литке. 3 июля 1836 года, в ознаменование 10-летия начала возрождения флота и 10-летия коронации, Николай I провел Императорский смотр Балтийского флота с представлением флоту Ботика Петра I. Флот в составе 72 вымпелов 2-мя кильватерными колоннами был выстроен на Кронштадтском рейде, в том месте, где в 1723 году смотр флота проводил император Петр I.

Это были: 23 линейных корабля, 18 фрегатов, и корабли, построенные и вошедшие в состав флота за последние 10 лет.

Константин Николаевич вместе с императором на пароходе «Ижора» принимал парад флота. Согласно плану обучения он каждый год ходил в плавания на кораблях в составе отрядов в Балтийском море и занимался морской подготовкой.

В 1841 году Константин Николаевич ходил в Северное море к берегам Голландии, а в 1844 году на линейном корабле «Ингерманланд» он прибывает из Архангельска в Кронштадт. В этом же году он был назначен командиром брига «Улисс», плавал в Финском заливе.

Модель 74-пушечного корабля «Ингерманланд» (1842). М 1:96. Модельный мастер И.Е. Егоров. Модель находилась в Мраморном дворце, в коллекции генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича Романова, и после его смерти в 1893 году была передана в музей Морского кадетского корпуса, а оттуда поступила ЦВММ.

В 1845 году Константин Николаевич  прибыл в Николаев, откуда ходил на кораблях по Черному и Средиземному морям. Вернувшись в Санкт-Петербург, 10 октября этого же года он на ЛК «Ингерманланд» в сопровождении корвета «Князь Варшавский» вышел из Кронштадта и перешел в Средиземное море. Посетив ряд портов, в марте 1846 года он возвращается в Кронштадт. По пути в Кронштадт, находясь на стоянке на рейде городе Гавр Константин Николаевич ожидает императора, который в это время совершал поездку по европейским странам со свитой. Он посетил Вену, Рим, где встречался с Папой, затем побывал в Париже и прибыл во французский порт Гавр. Из Гавра Константин Николаевич вместе с императором Николаем I отбывает с визитом в Англию в Портсмут. Находясь в Лондоне, они нанесли визит королеве Виктории. 

Штурманские инструменты. Из коллекции генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича Романова. 1. Походный микроскоп, 1850-е. Россия. 2. Чертежная готовальня. Середина XIX в. Россия.

Через год Константина Николаевича назначают командиром фрегата «Паллада». Под его началом корабль ходил в Портсмут, а в 1847 году — в Копенгаген. В 1850 году великий князь прибыл в Николаев, во главе эскадры плавал по Черному морю. По возвращению в Кронштадт на фрегате «Паллада» ходил в Копенгаген. С 1851 по 1853 год Константин Николаевич во главе отрядов и эскадр плавал по Средиземному морю. Во всех плаваниях Константина Николаевича сопровождал его воспитатель адмирал Ф. П. Литке, который проводил его обучение.

В годы Крымской войны великий князь руководил организацией обороны Кронштадта.

23 февраля 1855 года Константин Николаевич был произведен в адмиралы, и одновременно назначен Главным начальником российского флота и Морского ведомства на правах министра. Управляющими Морским министерством на правах заместителя министра при Константине Николаевиче были адмиралы Врангель, Метлин, Краббе, Лесовский.

В период 1856 по 1861 год великий князь ежегодно плавал на кораблях, ходил в Средиземное море. В 1859 году он посетил Палестину и приобрел имение в Иерусалиме.

После окончания Крымской войны Константин Николаевич руководил строительством парусно-винтового флота. Для изучения передового английского судостроения в 1857 году  выезжал в Англию. Создание нового флота развивалось медленно. 

Модель 22-пушечного колесного парохода «Геркулес». Из коллекции генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича Романова. 1832-1834 гг. Модельный мастер И.Е. Егоров. М 1:240.

В 1857 году правительство утвердило программу строительства деревянного парусно-винтового флота, рассчитанную на 20 лет, но она устарела. В 1860 году в Англии был спущен на воду первый опытовый броненосец «Уорриор» водоизмещением более 9000 тонн. Там же в 1858 году был спущен на воду пароход из металла «Грейт Истерн» водоизмещением 33000 тонн. Это свидетельствовало о мощи английской экономики, которая могла позволить себе строительство таких кораблей. 

Броненосная башенная лодка «Стрелец». Заложена в июне 1863 г. на верфи «Галерный островок» в Санкт-Петербурге., построена в 1865 г. Модель изготовлено в модельной мастерской Санкт- Петербургского порта для Московской мануфактурной выставки 1865 года. Отреставрирована в мастерской Центрального военно-морского музея в 2019 году. Руководитель мастерской Кузаков В. Б. Реставраторы: Светличный В. Г., Борисенко А. В., Шпилевой М. Ю., Коготков А. М., Дармастук Ю. И., Шаруха T. С., Лыткина А. С., Королева М. В., Прохорова Е. А., Тарасевич С. Я., Павлов В. В., Балагуров Н. Б. М 1:12

Надо отметить, что к 1860 году появление броненосцев в Англии и Франции привело к тому, что боевая ценность построенного в России деревянного винтового флота исчерпала себя. В этот год на должность Управляющего Морским министерством был назначен адмирал Краббе, и морское ведомство приняло решение строить броненосные корабли оборонительного флота, который смог бы защитить Кронштадт и Петербург. Начиная с 1869 года Морское ведомство приступило к созданию мореходного броненосного флота. К 1870 году Балтийский флот имел в своем составе 21 броненосный корабль. Это был флот, который мог оборонять Финский залив, Кронштадт и Петербург, но он мог действовать только у своих берегов под прикрытием береговых батарей. В его состав были включены броненосные мониторы, броненосные лодки, броненосные фрегаты водоизмещением 1800-3000 тонн с 2-3 орудиями калибром до 280 мм и скоростью до 11 узлов. В Петербурге в 1872 году был заложен броненосец «Петр Великий», который в 1877 году вступил в состав флота. Но в то время отечественные заводы не могли обеспечить поставки металла, бронирования, крепежа брони. И тогда их закупили в Англии.

30 мая 1877 года корабль вышел из Кронштадта на испытания, в ходе которых были выявлены недостатки, и его отправили в Англию на переоборудование. В Глазго в период с 30 июля 1881 года по 8 января 1882 года на корабль были установлены 2 новые паровые машины 3-х цилиндровые, вертикального расположения двойного расширения, 12 новых огнетрубных котлов с пароперегревателями, давление пара 4,9 атм., 2 подводных носовых ТА вместо 2-х шестовых мин, пародинамомашина, оборудована электросеть для прожекторов, освещения верхней палубы и внутренних помещений, 82 лампочки напряжением 30 вольт. Резервный источник электроэнергии — аккумуляторная батарея из 200 элементов, что в целом способствовало улучшению его тактико-технических данных. 

Модель первого полноценного броненосца (мореходный монитор) российского флота «Император Петр Великий!» Один из сильнейших броненосцев своего времени. Введен в эксплуатацию в октябре 1877 г., выведен из состава флота в 1959 г. Модельная мастерская ЦВММ. 1960-е гг.

После ухода Константина Николаевича в отставку (1881 год), в 1883 году на Черном море были заложены 3, а на Балтийском в 1885 году — 1 броненосный корабль, вступившие в состав флотов в 1888-1889  годы.

Мореходный броненосный флот был построен в России уже при императоре Александре III, когда генерал-адмиралом был Алексей Александрович. Следует подчеркнуть, что именно благодаря активной деятельности их предшественников создавалась научная, техническая, производственная база для строительства флота.

 

Так, великий князь генерал-адмирал Константин Николаевич Романов, находясь на ответственном государственном посту, внес весомый вклад в:

  1. Строительство парусно-винтового флота России и вывод его на просторы мирового океана, несение отрядами и эскадрами кораблей постоянной службы в удаленных районах, и это означало возрождение российского флота после Крымской войны;

 

  1. Исследование и освоение дальневосточных владений России, перевод эскадры кораблей Балтийского флота на Дальний Восток, основание главной базы флота Владивостока, что положило начало созданию российского флота на Тихом океане;

 

  1. Организацию Первой и Второй американских экспедиций российского флота в 1863 году в 1876 году, когда эскадры российских кораблей из мест своего постоянного базирования скрытно перешли в Нью-Йорк и Сан-Франциско и находились в готовности к боевым действиям против английского судоходства на просторах мирового океана в случае войны в Европе;

 

  1. Строительство оборонительного броненосного флота на Балтийском море, что обеспечивало надежную защиту Кронштадта и Санкт-Петербурга в случае войны;

 

  1. Перестройку металлургии, машиностроения, судостроения и производства вооружения флота, создания крупной судостроительной базы на Балтийском и Черном морях, строительство в Санкт-Петербурге первого мореходного броненосца «Петр Великий»;

 

  1. Переход на новые виды вооружения кораблей флота, оснащение их нарезной артиллерией, торпедным и минным оружием, приборами управления;

 

  1. Создание подводных судов и летательных аппаратов, что заложило основы для создания подводного флота и морской авиации в России.

 

  1. Генерал-адмирал Константин Николаевич проявлял искреннюю заботу о личном составе флота, как о нижних чинах, так и об офицерах и адмиралах. Его забота о людях распространялась на все стороны их жизни и деятельности, и в этом отношении его выдающимися делами были:
  • Поэтапное сокращение срока службы нижних чинов с 25 до 7 лет и введение пожизненной пенсии получившим увечья, а также семьям за погибших на службе;
  • Повышение финансового довольствия и улучшение продовольственного довольствия нижних чинов, улучшение санитарного состояния кораблей и медицинского обслуживания личного состава, что резко сократило заболеваемость и смертность людей в 8-10 раз;
  • Введение мундира нового образца, положившего начало современному морскому мундиру, улучшение качества обмундирования и обуви;
  • Организация обучения грамоте нижних чинов;
  • Отмена телесных наказаний;
  • Повышение денежного содержания и пенсий офицерам и адмиралам более чем в 2 раза.

Эти и многие другие нововведения генерал-адмирала значительно улучшили службу моряков, сделали ее более обеспеченной и привлекательной. Это способствовало привлечению во флот молодых людей, как офицеров, так и нижних чинов, многие из которых после окончания срочной службы оставались на кораблях на сверхсрочную службу, переходили в кондукторы флота и становились первыми помощниками офицеров, Все это повышало качество подготовки экипажей кораблей, улучшало организацию службы.

Генерал-адмирал Константин Николаевич занимался не только делами флота. Он был первым помощником и советником императора Александра II, пользовался его безграничным доверием. Занимая высокие посты в системе государственного управления, с 1865 года был Председателем Государственного Совета. Константин Николаевич принимал самое непосредственное и активное участие в разработке и проведении государственных реформ, в том числе и по отмене крепостного права в России и реализации прав освобожденных крестьян.

Высокий профессионализм Константина Николаевича, его обширные познания и практический опыт, неуемная энергия, инициативность и настойчивость, строгость и требовательность по службе, приветливость и тактичность в общении с окружающими вызывали у всех признание и уважение.

Генерал-адмирал Константин Николаевич навсегда вошел в историю государства российского флота как один из немногих государственных и военных деятелей России, о ком тепло и с благодарностью вспоминают и в наше время.

Константин Николаевич состоял почётным членом:

  • Императорской Академии наук;
  • Петербургского, Дерптского и Казанского университетов;
  • Одесского Общества истории и древностей;
  • Императорской Медико-хирургической академии;
  • Лондонского Географического общества;
  • Русского археологического общества,
  • Альтенбургского Общества естествоиспытателей,
  • Русского музыкального общества,
  • был председателем Императорского Русского географического общества.

Олег Васильевич Филатов старший научный сотрудник Центрального военно-морского музея

Фото обложки: Великий князь Константин Николаевич, Платон Семенович Тюрин, Национальный музей Чечни, Грозный


Поделиться статьей:

Еще статьи: