Обзор выставки произведений Энди Уорхола в «Севкабель Порту»
Репортажи и рецензии

22 сентября 2021 года

Обзор выставки произведений Энди Уорхола в «Севкабель Порту»

Фото: Алёна Абрамова

Выставка «Энди Уорхол и русское искусство» в пространстве «Цех» продлила свою работу до 24 октября. Предлагаем вашему вниманию небольшой обзор экспозиции, посвященной творчеству знаменитого американского поп-арт художника.

Работы Уорхола как зеркало отражают современный мир. Обращаясь к темам славы, богатства и власти масс-медиа, артист визуализировал механизмы существования общества потребления и показывал различные проявления культуры потребления.

Фото: Алёна Абрамова

На выставке представлены малоизвестные ранние работы и культовые произведения Энди Уорхола, сгруппированные кураторами по тематическому признаку. Также в залах выставлены работы русских поп-артистов и современных художников: В. Мамышева-Монро, А. Тер-Оганьяна, К. Звездочетова, Ю. Альберта, Е. Артеменко, Recycle Groupe, З. Исуповой и других.

Фото: Алёна Абрамова / Фотокамера Polaroid EE 33. Энди Уорхол 1976 — 1982

Помимо погружения в мировое арт-пространство, выставка предлагает осмыслить советскую историю через темы американского поп-арта — ведь в СССР был культ потребления продуктов идеологии. Таким образом, проект обращается к проблемам потребления в самых разных проявлениях.

Фото: Алёна Абрамова

Уорхол жил в эпоху, отличающуюся высокой турбулентностью в различных сферах жизни: вокруг бурлили войны, закручивались политические скандалы, шла сексуальная революция, начался новый виток феминизма и расцвет музыкальной концертной культуры. По окончанию второй мировой войны Европа оказалась в кризисе, в, а Америке произошел экономический бум. В результате возникло общество потребления в современном виде и обслуживающая его реклама. Простым обывателям обещали исполнение «американской мечты» о доступности богатства и славы для каждого. В это время и зарождался поп-арт.

Фото: Алёна Абрамова / Энди Уорхол Афиша джазового фестиваля в Монтрё (1986 г.)

До этого в искусстве властвовали абстрактные экспрессионисты, рассуждавшие о тонких материях и образе творца-демиурга. Тем временем поп-арт художники обратили внимание людей на банальный мир повседневности, показав его красочность и привлекательность. Как раз в это время благодаря рекламе в повседневной жизни появилось много цвета, контрастов, китча. Новой эпохе, бурлящей множеством событий, нужно было новое искусство.

Фото: Алёна Абрамова / Энди Уорхол «Лиз (Элизабет Тейлор)» (1982 г.)

После постоянных политических скандалов и ужасов войны люди хотели расслабиться и расцветить жизнь яркими красками — произошел взлёт клубной и концертной культуры. Энди Уорхол стал частью богемной тусовки. Он создавал постеры, афиши, обложки альбомов популярных исполнителей. Представителей тусовки Уорхол превращал в объекты искусства. Слава превратилась в продукт на рынке.

Фото: Алёна Абрамова / Энди Уорхол Проект обложки «Тайм: Майкл Джексон» (1984 г.) / Энди Уорхол Постер «Билли Сквайер» (1971 г.)
Фото: Алёна Абрамова / Энди Уорхол, The Rolling Stones «Love you live» (1977 г.)

Энди Уорхол (1928 — 1987 гг.) — воплощение «американской мечты» — сын иммигрантов из Восточной Европы, живущих в бедном американском городке Питтсбурге, стал легендой Нью-Йоркской арт-сцены. Но титул короля поп-арта он получил не сразу.

Фото: Алёна Абрамова / Павел Пепперштейн «Энди» (2021 г.)

С 1945 по 1949 он постигал все тонкости графического дизайна в технологическом институте Карнеги. Получив образование, отправился в Нью-Йорк и там сменил имя Эндрю Вархола на знаменитое Энди Уорхол. В «Большом яблоке» его ждал успех на поприще коммерческой иллюстрации и оформления витрин. Уорхол выполнял заказы для Glamour, Vogue, Harper’s Bazaar. Художник в большом количестве создавал коммерческие изображения туфель, духов и предметов галантереи. Его талант как дизайнера отмечали не только издатели престижного глянца, он выигрывал награды, участвуя в профессиональных американских конкурсах.

Параллельно Энди стал создавать открытки и авторские книги. Такие издания он отправлял в качестве подарка редакторам крупных изданий, галеристам и коллекционерам в надежде получить от них заказы. Тогда же Уорхол понял, что карьеры знаменитого коммерческого иллюстратора ему недостаточно и начал заниматься живописью и рисунком. В 1952 прошла его первая персональная выставка в галерее Hugo Gallery. Он обратился к комиксам, но быстро отошел от этого, так как ими уже занимался другой поп-арт художник Рой Лихтенштейн. Период поиска был необходим для сложения фирменного стиля и стал прологом для самого плодотворного этапа, начавшегося в 1960-х, когда были сделаны наиболее знаменитые работы художника.

Фото: Алёна Абрамова / Энди Уорхол Иллюстрация из книги «В глубине моего сада» (1956 г.) / Иллюстрации из книги «25 котов по имени Сэм и одна голубая кошечка» (1954 г.)

Уорхол создал столь популярную сейчас философию личного бренда художника, узнаваемую имидж-маску. Он по частям создавал свой отстраненный и загадочный образ, который вошел в историю. Энди стал первым среди художников XX века, кто сделал автопортрет одним из основных в своем творчестве, как это было у старых мастеров. Но при этом использовал фотографию, а не живопись. Русские художники продолжили пользоваться стратегиями самопрезентации. Например, Владислав Мамышев-Монро буквально проживал судьбы выбранных персонажей для фото-проектов и перфомансов.

Фото: Алёна Абрамова / Олег Кулик "Подготовка к перфомансу «Броненосец для вашего шоу» (2003 г.) / Борис Орлов «Автопортрет в имперском стиле» (1995 г.)

Самый знаменитый образ, связанный с миром потребления, — банка супа Кэмпбелл. Впервые серия была выставлена в галерее Ferus в Лос-Анджелесе в 1962 году. Выставка вызвала эффект разорвавшейся бомбы. Начались споры, насколько художник может работать со столь низменными предметами повседневности. Показ стал поворотным в карьере Уорхола и принес ему славу. Тогда же он понял, что пора переходить к тиражной печати.

Фото: Алёна Абрамова / Энди Уорхол «Суп Кэмпбелл» (1982 г.)

Линию продолжают работы русских художников, связанные с разоблачением системы потребления и накопления. Так, в прежние эпохи натюрморты, запечатлевавшие разнообразные яства, рассказывали о привычках, традициях, культурных особенностях. Теперь же их заменили одинаковыми продуктами массового потребления.

Фото: Алёна Абрамова / Виктор Пономаренко, Nihil habeo, nihil timeo (2020 г.)
Магазин заменил собой культовое сооружение.

Фото: Алёна Абрамова / Recycle Groupe «Сцена из супермаркета» (2011 г.)

Новая «мифология» породила новых героев. Теперь общепит может прийти в каждый дом благодаря курьерам. А в сегодняшних реалиях они — настоящие герои.

Фото: Алёна Абрамова / Надя Лихогруд «Курьеры» (2021 г.)

Фото: Алёна Абрамова

Уорхол был большим любителем животных. Наиболее известная серия его работ на эту тему — «Вымирающие виды». Изображая животных (как и «звезд»), Энди показывает потребительское отношение людей к природе. Произошла подмена настоящего света искусственным излучением.

Фото: Алёна Абрамова / Энди Уорхол «Везувий» (1985 г.) / Энди Уорхол Страница из книги «Вымирающие виды» (1986 г.)

Дар прогресса и поклонение технократическому началу одержали верх. Но не стоит обманываться, за множеством соблазнительных вещей и идей современности скрывается пустота.
Фото: Алёна Абрамова
Уорхол получил признание и как влиятельная фигура американского андеграундного кинематографа. Он принципиально выбирал в качестве сюжетов банальные аспекты повседневности: сон, еду и другие бытовые сцены. Находясь в подобном процессе, человек не думает, как выглядит со стороны. Поп-арт живет здесь и сейчас, поэтому и уделяет пристальное внимание рутинным, повседневным моментам жизни. Энди Уорхол создал жанр «изматывающего» кино — в его многочасовых фильмах ничего не происходит. Зритель исключается из перенасыщенного потока информации и предоставляется самому себе. Также художник предпочитал брать для съёмок неизвестных актеров. Мечта сбудется, и каждый получит свои 15 минут славы.
Фото: Алёна Абрамова

Уорхол постулировал идею денежного успеха и нередко использовал купюры (или знак доллара) в творчестве. Он считал, что искусство нужно привести на одну ступень с бизнесом. Также деньги затрагивают тему славы. Доллар — это портер. А значит это медийная слава наподобие славы «звезд», лица которых печатают на постерах. Идея показать «лучших» на банкнотах актуальна и для русского искусства.
Фото: Алёна Абрамова
Фото: Алёна Абрамова / Елена Китаева и Леонид Парфёнов «Новые деньги, 50 рублей Гагарин» (1996 г.)
Фото: Алёна Абрамова / Ольга Тобрелутс «Доллар» (2019 г.)

Культ славы был постоянным источником вдохновения для артиста. Работа «Десять знаменитых евреев XX века» отражает моду создавать рейтинги и иерархические списки — топ-лучших.
Фото: Алёна Абрамова
Фото: Алёна Абрамова / Ростислав Лебедев «Русский пантеон» (2011 г.)
Проект «13 самых разыскиваемых преступников» предлагает посмотреть на тему славы под нетривиальным ракурсом: злодеи приобретают известность, нарушая закон. Они появляются в средствах массовой информации, как и голливудские звезды. Анонимы тоже приобретают известность, хоть и на несколько минут. Персонаж Санта Клаус из серии «Мифы» подчеркивает иллюзорный характер славы. Для массового сознания Альберт Энштейн и Санта в равной степени становятся брендами, персонажами рекламы и героями анекдотов.
Фото: Алёна Абрамова: Энди Уорхол «Ингрид Бергман» (1983 г.) / Энди Уорхол «Санта Клаус» (1980 г.) / Энди Уорхол «13 самых разыскиваемых преступников. No 11. John Joseph H.» (1967 г.)
В работах русских художников поп-арт накладывается на советскую идеологию и выявляет её бессмысленность. Пропаганда воздействует на людей, чтобы убедить их в подлинности навязываемых ценностей, будь то образ достижимости «американской мечты» или светлой эры коммунизма. Реклама и маркетинг или агитационные плакаты и лозунги скрывают внутреннюю пустоту.
Фото: Алёна Абрамова / Энди Уорхол «Мэрилин Монро» (1984 г.)
Уорхол был ироничным человеком и художником. Король поп-арта колко высмеивал понятие «оригинальность» в эпоху масс-маркета и репродукций, демонстрируя механизм работы массового производства. Первые портреты Монро появились в творчестве Уорхола в 1962 году уже после смерти голливудской дивы. Уорхол подчеркивал отделение образа от личности и превращение его в привлекательную обертку, вещь. Драма личной и профессиональной жизни Мэрилин Монро оказалась скрыта за идеальной маской голливудской улыбки.

Все товары рано или поздно потеряют свой магнетизм и окажутся на свалке. Та же участь в метафорическом плане ждёт и кумиров общества. С помощью серии «Смерть и катастрофы» художник исследовал, как масс-медиа из человеческого горя делают информационные поводы и поднимают продажи изданий. Страшные новости же, повторяясь из раза в раз, постепенно теряют свою серьёзность и превращаются в жвачку, которую можно обсудить-пережевать и выплюнуть.

Фото: Алёна Абрамова / Энди Уорхол «Звезда (Грета Гарбо)» (1982 г.) / Энди Уорхол «Череп» (1976 г.)

Выставку завершает одно из самых ранних и лирических произведений Энди Уорхола — «Золотая книга». В ней объединились изображения туфель, связанные с работой Уорхола как коммерческого иллюстратора, и нежные зарисовки природы. Здесь уже появилась тема смерти, которая прослеживается на протяжении всего творчества художника. Но присутствие трагического оттенка не бросается в глаза.

Фото: Алёна Абрамова / Энди Уорхол «Золотая книга» (1957 г.)

Фото: Алёна Абрамова / Энди Уорхол «Золотая книга» (1957 г.)

Тонкие изысканные линии говорят о легкости бытия, а цветы о цикле жизни и обновления. Смерть и жизнь в равной степени ничто. За праздничной, яркой, гламурной обёрткой скрывается абсолютная пустота.

Взгляните на мир по-новому, отделите важное от общепринятого эфемерного идеала в пространстве «Севкабель Порта».
Фото: Алёна Абрамова

На основе материалов выставки.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Театр
12.04

«Нью-Йорк...Нью-Йорк...» мюзикл по О'Генри в «Мимигрантах»

День Победы
30.04

Ровный строй, чеканный шаг

Петербург готовится ко Дню Победы. Прошли репетиции пешей части парада — показываем, как это было....

Книги
11.04

Будущему – верить!

Наш обозреватель Кирилл Казачинский подготовил книжную подборку ко Дню космонавтики. 

Блокада Ленинграда
Книги

Книги к 23 февраля: о загадочной параллели, рикошете и людях из стали

Наш книжный обозреватель Кирилл Казачинский подготовил подборку ко Дню защитника Отечества. 

Книги
25.03

Книги о призраке, кляксе и полиграфисте

Смотреть все