Обзор выставки произведений Энди Уорхола в «Севкабель Порту»

22 Сентябрь 2021
Обзор выставки произведений Энди Уорхола в «Севкабель Порту»

Выставка «Энди Уорхол и русское искусство» в пространстве «Цех» продлила свою работу до 24 октября. Предлагаем вашему вниманию небольшой обзор экспозиции, посвященной творчеству знаменитого американского поп-арт художника.

Работы Уорхола как зеркало отражают современный мир. Обращаясь к темам славы, богатства и власти масс-медиа, артист визуализировал механизмы существования общества потребления и показывал различные проявления культуры потребления.

На выставке представлены малоизвестные ранние работы и культовые произведения Энди Уорхола, сгруппированные кураторами по тематическому признаку. Также в залах выставлены работы русских поп-артистов и современных художников: В. Мамышева-Монро, А. Тер-Оганьяна, К. Звездочетова, Ю. Альберта, Е. Артеменко, Recycle Groupe, З. Исуповой и других.

Фотокамера Polaroid EE 33. Энди Уорхол 1976 — 1982

Помимо погружения в мировое арт-пространство, выставка предлагает осмыслить советскую историю через темы американского поп-арта — ведь в СССР был культ потребления продуктов идеологии. Таким образом, проект обращается к проблемам потребления в самых разных проявлениях.

Уорхол жил в эпоху, отличающуюся высокой турбулентностью в различных сферах жизни: вокруг бурлили войны, закручивались политические скандалы, шла сексуальная революция, начался новый виток феминизма и расцвет музыкальной концертной культуры. По окончанию второй мировой войны Европа оказалась в кризисе, в а Америке произошел экономический бум. В результате возникло общество потребления в современном виде и обслуживающая его реклама. Простым обывателям обещали исполнение «американской мечты» о доступности богатства и славы для каждого. В это время и зарождался поп-арт.

Энди Уорхол Афиша джазового фестиваля в Монтрё (1986 г.)

До этого в искусстве властвовали абстрактные экспрессионисты, рассуждавшие о тонких материях и образе творца-демиурга. Тем временем поп-арт художники обратили внимание людей на банальный мир повседневности, показав его красочность и привлекательность. Как раз в это время благодаря рекламе в повседневной жизни появилось много цвета, контрастов, китча. Новой эпохе, бурлящей множеством событий, нужно было новое искусство.

Энди Уорхол «Лиз (Элизабет Тейлор)» (1982 г.)

После постоянных политических скандалов и ужасов войны люди хотели расслабиться и расцветить жизнь яркими красками — произошел взлёт клубной и концертной культуры. Энди Уорхол стал частью богемной тусовки. Он создавал постеры, афиши, обложки альбомов популярных исполнителей. Представителей тусовки Уорхол превращал в объекты искусства. Слава превратилась в продукт на рынке.

Энди Уорхол Проект обложки «Тайм: Майкл Джексон» (1984 г.) / Энди Уорхол Постер «Билли Сквайер» (1971 г.)
Энди Уорхол, The Rolling Stones «Love you live» (1977 г.)

Энди Уорхол (1928 — 1987 гг.) — воплощение «американской мечты» — сын иммигрантов из Восточной Европы, живущих в бедном американском городке Питтсбурге, стал легендой Нью-Йоркской арт-сцены. Но титул короля поп-арта он получил не сразу.

Павел Пепперштейн «Энди» (2021 г.)

С 1945 по 1949 он постигал все тонкости графического дизайна в технологическом институте Карнеги. Получив образование, отправился в Нью-Йорк и там сменил имя Эндрю Вархола на знаменитое Энди Уорхол. В «Большом яблоке» его ждал успех на поприще коммерческой иллюстрации и оформления витрин. Уорхол выполнял заказы для Glamour, Vogue, Harper's Bazaar. Художник в большом количестве создавал коммерческие изображения туфель, духов и предметов галантереи. Его талант как дизайнера отмечали не только издатели престижного глянца, он выигрывал награды, участвуя в профессиональных американских конкурсах.

Параллельно Энди стал создавать открытки и авторские книги. Такие издания он отправлял в качестве подарка редакторам крупных изданий, галеристам и коллекционерам в надежде получить от них заказы. Тогда же Уорхол понял, что карьеры знаменитого коммерческого иллюстратора ему недостаточно и начал заниматься живописью и рисунком. В 1952 прошла его первая персональная выставка в галерее Hugo Gallery. Он обратился к комиксам, но быстро отошел от этого, так как ими уже занимался другой поп-арт художник Рой Лихтенштейн. Период поиска был необходим для сложения фирменного стиля и стал прологом для самого плодотворного этапа, начавшегося в 1960-х, когда были сделаны наиболее знаменитые работы художника.

Энди Уорхол Иллюстрация из книги «В глубине моего сада» (1956 г.) / Иллюстрации из книги «25 котов по имени Сэм и одна голубая кошечка» (1954 г.)

Уорхол создал столь популярную сейчас философию личного бренда художника, узнаваемую имидж-маску. Он по частям создавал свой отстраненный и загадочный образ, который вошел в историю. Энди стал первым среди художников XX века, кто сделал автопортрет одним из основных в своем творчестве, как это было у старых мастеров. Но при этом использовал фотографию, а не живопись. Русские художники продолжили пользоваться стратегиями самопрезентации. Например, Владислав Мамышев-Монро буквально проживал судьбы выбранных персонажей для фото-проектов и перфомансов.

Олег Кулик "Подготовка к перфомансу «Броненосец для вашего шоу» (2003 г.) / Борис Орлов «Автопортрет в имперском стиле» (1995 г.)

Самый знаменитый образ, связанный с миром потребления, — банка супа Кэмпбелл. Впервые серия была выставлена в галерее Ferus в Лос-Анджелесе в 1962 году. Выставка вызвала эффект разорвавшейся бомбы. Начались споры, насколько художник может работать со столь низменными предметами повседневности. Показ стал поворотным в карьере Уорхола и принес ему славу. Тогда же он понял, что пора переходить к тиражной печати.

Энди Уорхол «Суп Кэмпбелл» (1982 г.)

Линию продолжают работы русских художников, связанные с разоблачением системы потребления и накопления. Так, в прежние эпохи натюрморты, запечатлевавшие разнообразные яства, рассказывали о привычках, традициях, культурных особенностях. Теперь же их заменили одинаковыми продуктами массового потребления.

Виктор Пономаренко, Nihil habeo, nihil timeo (2020 г.)

Магазин заменил собой культовое сооружение.

Recycle Groupe «Сцена из супермаркета» (2011 г.)

Новая «мифология» породила новых героев. Теперь общепит может прийти в каждый дом благодаря курьерам. А в сегодняшних реалиях они — настоящие герои.

Надя Лихогруд «Курьеры» (2021 г.)

Уорхол был большим любителем животных. Наиболее известная серия его работ на эту тему — «Вымирающие виды». Изображая животных (как и «звезд»), Энди показывает потребительское отношение людей к природе. Произошла подмена настоящего света искусственным излучением.

Энди Уорхол «Везувий» (1985 г.) / Энди Уорхол Страница из книги «Вымирающие виды» (1986 г.)

Дар прогресса и поклонение технократическому началу одержали верх. Но не стоит обманываться, за множеством соблазнительных вещей и идей современности скрывается пустота.

Уорхол получил признание и как влиятельная фигура американского андеграундного кинематографа. Он принципиально выбирал в качестве сюжетов банальные аспекты повседневности: сон, еду и другие бытовые сцены. Находясь в подобном процессе, человек не думает, как выглядит со стороны. Поп-арт живет здесь и сейчас, поэтому и уделяет пристальное внимание рутинным, повседневным моментам жизни. Энди Уорхол создал жанр «изматывающего» кино — в его многочасовых фильмах ничего не происходит. Зритель исключается из перенасыщенного потока информации и предоставляется самому себе. Также художник предпочитал брать для съёмок неизвестных актеров. Мечта сбудется, и каждый получит свои 15 минут славы.

Уорхол постулировал идею денежного успеха и нередко использовал купюры (или знак доллара) в творчестве. Он считал, что искусство нужно привести на одну ступень с бизнесом. Также деньги затрагивают тему славы. Доллар — это портер. А значит это медийная слава наподобие славы «звезд», лица которых печатают на постерах. Идея показать «лучших» на банкнотах актуальна и для русского искусства.

Елена Китаева и Леонид Парфёнов «Новые деньги, 50 рублей Гагарин» (1996 г.)
Ольга Тобрелутс «Доллар» (2019 г.)

Культ славы был постоянным источником вдохновения для артиста. Работа «Десять знаменитых евреев XX века» отражает моду создавать рейтинги и иерархические списки — топ-лучших.

Ростислав Лебедев «Русский пантеон» (2011 г.)

Проект «13 самых разыскиваемых преступников» предлагает посмотреть на тему славы под нетривиальным ракурсом: злодеи приобретают известность, нарушая закон. Они появляются в средствах массовой информации, как и голливудские звезды. Анонимы тоже приобретают известность, хоть и на несколько минут. Персонаж Санта Клаус из серии «Мифы» подчеркивает иллюзорный характер славы. Для массового сознания Альберт Энштейн и Санта в равной степени становятся брендами, персонажами рекламы и героями анекдотов. 

Энди Уорхол «Ингрид Бергман» (1983 г.) / Энди Уорхол «Санта Клаус» (1980 г.) / Энди Уорхол «13 самых разыскиваемых преступников. No 11. John Joseph H.» (1967 г.)

В работах русских художников поп-арт накладывается на советскую идеологию и выявляет её бессмысленность. Пропаганда воздействует на людей, чтобы убедить их в подлинности навязываемых ценностей, будь то образ достижимости «американской мечты» или светлой эры коммунизма. Реклама и маркетинг или агитационные плакаты и лозунги скрывают внутреннюю пустоту.

Энди Уорхол «Мэрилин Монро» (1984 г.)

Уорхол был ироничным человеком и художником. Король поп-арта колко высмеивал понятие «оригинальность» в эпоху масс-маркета и репродукций, демонстрируя механизм работы массового производства. Первые портреты Монро появились в творчестве Уорхола в 1962 году уже после смерти голливудской дивы. Уорхол подчеркивал отделение образа от личности и превращение его в привлекательную обертку, вещь. Драма личной и профессиональной жизни Мэрилин Монро оказалась скрыта за идеальной маской голливудской улыбки.

Все товары рано или поздно потеряют свой магнетизм и окажутся на свалке. Та же участь в метафорическом плане ждёт и кумиров общества. С помощью серии «Смерть и катастрофы» художник исследовал, как масс-медиа из человеческого горя делают информационные поводы и поднимают продажи изданий. Страшные новости же, повторяясь из раза в раз, постепенно теряют свою серьёзность и превращаются в жвачку, которую можно обсудить-пережевать и выплюнуть.

Энди Уорхол «Звезда (Грета Гарбо)» (1982 г.) / Энди Уорхол «Череп» (1976 г.)

Выставку завершает одно из самых ранних и лирических произведений Энди Уорхола — «Золотая книга». В ней объединились изображения туфель, связанные с работой Уорхола как коммерческого иллюстратора, и нежные зарисовки природы. Здесь уже появилась тема смерти, которая прослеживается на протяжении всего творчества художника. Но присутствие трагического оттенка не бросается в глаза.

Энди Уорхол «Золотая книга» (1957 г.)
Энди Уорхол «Золотая книга» (1957 г.)

Тонкие изысканные линии говорят о легкости бытия, а цветы о цикле жизни и обновления. Смерть и жизнь в равной степени ничто. За праздничной, яркой, гламурной обёрткой скрывается абсолютная пустота.

Взгляните на мир по-новому, отделите важное от общепринятого эфемерного идеала в пространстве «Севкабель Порта».

На основе материалов выставки.


Фоторепортаж: Алёна Абрамова — редактор портала «Культура Петербурга», культуролог


Поделиться статьей:

Еще статьи: