Загружается...

Логотип Культура Петербурга

Пространство света: репортаж из музея-квартиры Архипа Ивановича Куинджи

10 июля 2021
Пространство света: репортаж из музея-квартиры Архипа Ивановича Куинджи

11 июля 1910 года не стало Архипа Ивановича Куинджи. Его картины невозможно не запомнить — особое мерцание, исходящее от холстов, многим знакомо еще со времен школьных экскурсий в Русский музей. Но Куинджи — это не только лунные пейзажи. Накануне памятной даты мы побывали в музее-квартире художника, где он провел последние годы жизни, чтобы познакомиться с Куинджи-преподавателем и увидеть, как он жил и творил в своей мастерской.

Вход в музей А. И. Куинджи прячется в одном из уютных зеленых двориков Биржевого переулка. На входе посетителей встречают грозди плюща и цветочные клумбы. Планировать визит лучше заранее — музей работает только три дня в неделю и принимает посетителей по сеансам. Попасть сюда можно в среду, пятницу и субботу в 12:00, 13:30 и 15:00. Приобретать билеты нужно заранее на сайте Музея академии художеств.

Само здание, где располагалась квартира А. И. Куинджи, нередко называют «Домом художников». В разные годы здесь жили маринист А. К. Беггров, пейзажисты Е. Е. Волков и М. К. Клодт, художники-путешественники братья Г. Г. и Н. Г. Чернецовы, а также выдающийся мастер жанровой живописи И. Н. Крамской. Дом был построен в 1842 году по проекту А. Х. Пеля для купца Меняева, а в конце XIX века перешел во владение купца Г. Г. Елисеева. Архип Куинджи снял квартиру на четвертом этаже доходного дома Елисеевых в 1897 году, сменив до этого несколько адресов на Васильевском острове. Здесь он прожил последние 13 лет жизни. 

При входе в музей посетители попадают в гостиную, обустроенную согласно сохранившимся свидетельствам о быте семьи Куинджи. Известно, что художник и его жена Вера Елевфериевна (в девичестве Кечеджи-Шаповалова) вели скромную жизнь, и самым дорогим предметом в их квартире было фортепиано. Супруги любили проводить время, музицируя, — Вера Елевфериевна за клавишами, а Архип Иванович — со скрипкой. В экспозиции зала можно увидеть инструменты того времени, подобные тем, на которых могли играть супруги. Еще один ценный экспонат в интерьере гостиной — оригинал портрета А. И. Куинджи, выполненный его наставником И. Н. Крамским. На стене напротив когда-то висел еще один портрет художника работы И. Е. Репина. Сегодня он находится в собрании Русского музея — увидеть портрет можно в 205 зале Михайловского замка. 

Выйдя из гостиной, посетители оказываются в комнате, которая предположительно служила в качестве семейного кабинета. В интерьере использована оригинальная мебель конца XIX века — письменный стол, стулья и дамская консоль. По воспоминаниям современников известно, что обстановка дома Куинджи была весьма аскетичной — пустые стены без картин, никаких занавесок на окнах, минимум декора и излишеств. Вместо статуэток и дорогих безделушек дом украшали живые цветы — восковой плющ, виноград, цветущий кактус. В целом Куинджи не притягивала буржуазная жизнь, Вера Елевфериевна сама вела хозяйство и обходилась без прислуги. 

Следующая комната сегодня используется как выставочный зал, а при жизни супругов Куинджи здесь скорее всего размещалась спальня. В экспозиции зала можно увидеть прижизненные афиши выставок А. И. Куинджи, фотографии художника и другие документы из собрания музея.

Главное, что привлекло Куинджи в этой квартире, — это, конечно, художественная мастерская, надстроенная над жилыми комнатами. Она появилась на пятом этаже в 1887 году по заказу семьи Елисеевых. Над проектом мастерской работал Гавриил Барановский, который много сотрудничал с купеческой семьей — в том числе спроектировал знаменитое здание торгового дома Елисеевых на Невском проспекте. Мастерская в «Доме художников» — один из редких примеров такого строительства. Надстройка чудом пережила войну и дошла до наших дней в неизменном виде. Сегодня мастерская считается памятником истории и культуры и охраняется государством.

На пятый этаж из прихожей ведет большая деревянная лестница. Поднявшись наверх, посетители оказываются в светлом помещении с большими панорамными окнами, из которых открывается потрясающий вид на Петроградскую сторону и набережную Невы. Отсюда Куинджи наблюдал за жизнью торговой набережной — в начале XX века здесь причаливали дровяные буксиры и груженые товаром корабли.

Большие окна по обе стороны мастерской создавали художнику уникальное освещение для работы. В разное время суток здесь можно было застать утренний, полуденный и вечерний свет. Годы работы в этой мастерской выпали на период затворничества Куинджи — с 1881 года он перестал выставляться и появляться на публике. Но творческая работа не останавливалась — в период молчания художник создал пять сотен эскизов и законченных полотен, а также около трехсот графических работ.

Здесь он писал горные пейзажи, вдохновленные поездкой на Кавказ в 1888 году, завершил работу «Вечер на Украине», создал третий вариант «Берёзовой рощи», написал жанровую картину «Христос в Гефсиманском саду». В 1901 году Куинджи нарушил молчание и пригласил друзей и учеников в мастерскую, чтобы показать некоторые из новых картин. Работы произвели большое впечатление на зрителей, и в ноябре того же года в Петербурге провели последнюю публичную выставку при жизни художника.

Сегодня пространство пятого этажа делится на две половины. В одной из них воссоздана рабочая обстановка мастерской художника — старинные мольберты, ящички с художественными материалами, палитры и кисти с пятнами краски. Есть и оригиналы живописных работ Куинджи, в том числе один из вариантов картины «Лунная ночь на Днепре».

Вторая часть экспозиции посвящена преподавательской деятельности А. И. Куинджи. С 1894 по 1897 год он преподавал в Академии художеств и руководил мастерской пейзажной живописи в статусе профессора. За три года работы в Академии Куинджи воспитал многих самобытных художников. Среди его учеников были К. Ф. Богаевский, Н.К. Рерих и А. А. Рылов. Работы некоторых учеников также можно увидеть на стенах мастерской. На занятиях царила доверительная обстановка, художник старался поддерживать дружеское общение со студентами и всячески поощрял в них творческую индивидуальность и свободу самовыражения. Покидая Академию, Куинджи на собственные средства организовал для учеников большое путешествие по Европе.

Несмотря на скромный образ жизни, А. И. Куинджи вел активную общественную деятельность. Большую часть своих доходов он нередко отдавал на благотворительность. На его средства регулярно проводили весенние выставки молодых живописцев и поощряли наиболее талантливых художников.

На исходе жизни, в 1909 году, Куинджи организовал общество живописцев, которое назвали его именем. Делами Общества Куинджи занимались его ученики, а главной целью было сохранить реалистические традиции русского искусства. Общество проводило выставки, покупало работы и каждый год присуждало премии имени Куинджи. Художник завещал объединению весь свой капитал, произведения и личные вещи. Благодаря этому после революции Общество Куинджи продолжало поддерживать художников материально, а также помогало абитуриентам подготовиться к поступлению в художественные техникумы и ВУЗы. В 1930 году общество прекратило свое существование, а все наследие А. И. Куинджи поступило в собрание Русского музея.

За экскурсию по экспозиции мы благодарим научную сотрудницу музея Анжелику Анатольевну Мышкину. По плану уже этой осенью в музее-квартире А. И. Куинджи начнется масштабный ремонт, и мы обязательно вернемся сюда снова, чтобы увидеть, как преобразится это уникальное пространство.


Автор текста — Мария Герман, редактор портала «Культура Петербурга»
Фотографии — Ирина Иванова


Поделиться статьей:
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Еще статьи: