Заставка: Ирина Иванова
Репортажи и рецензии

15 апреля 2022 года

Тайны реставраторов: мастерские Русского музея

Фото: Ирина Иванова

25 апреля 1922 года в Русском музее был основан Отдел реставрации. К 100-летию реставрационных мастерских и к 350-летию со дня рождения Петра I музей подготовил выставочные проекты. Прогуляемся по мастерским, посмотрим на предметы искусства и узнаем о работе реставраторов.


Русский музей и реставрация

Реставратор, или «врачеватель» произведений искусства, — это уникальная профессия, нацеленная на сохранение культурного наследия.

Реставрационная деятельность — важная часть работы каждого музея. Произведения искусства нуждаются в бережном обращении, в правильном хранении, в постоянном наблюдении за их состоянием, в консервации и восстановлении. Главная задача реставратора — вернуть произведение к художественному замыслу автора, привести его в состояние, максимально близко к изначальному. Продуманно, последовательно, внимательно, терпеливо, с любовью к делу. Здесь нет места спешке. 

Фото: Ирина Иванова

Ольга Анатольевна Бабина, заместитель генерального директора Русского музея по учету, хранению и реставрации музейных ценностей:

Реставрация предметов музейного фонда — это возможность сохранить их на более долгие годы и передать последующим поколениям зрителей, музейных сотрудников и реставраторов… Мы не обновляем, не дописываем за художника.

Фото: restoration.rusmuseum.ru / 1995 год. Реставрационные работы

Русский музей занимается реставрацией предметов коллекции с момента своего основания императором Александром III в 1898 году. Особое подразделение — Служба реставрации музейных ценностей — в силу обстоятельств, возникло только в 1922 году. За сто лет существования сотрудники Службы реставрировали произведения из музейной коллекции, а также художественных собраний Петрограда и северных областей России, работали в годы блокады, занимались консервацией и приведением коллекции в экспозиционное состояние после возвращения памятников искусства из эвакуации. За это время были творчески переосмыслены традиционные методы российской школы реставрации и созданы новые методики консервации различных материалов.

Реставрационные мастерские и лаборатории Русского музея работают с графикой, древнерусской живописью, деревянной, гипсовой и каменной скульптурой, декоративной резьбой и мебелью, тканями, декоративно-прикладным искусством, картинными рамами, экспонатами в смешанных живописных техниках, художественными изделиями из керамики, стекла и металла. В 2005 году в Мраморном дворце была создана Мастерская по реставрации современных арт-объектов. В прошлом году в музее открылся фонд старой фотографии. Теперь в планах создание реставрационной мастерской фотографии.

Служба реставрации музейных ценностей Русского музея сегодня — это современный научно-реставрационный центр, состоящий из 13 мастерских (в том числе Отдела химико-биологических исследований), где работают 89 специалистов высокого профессионального уровня. Они проводят всестороннее технологическое исследование памятника до начала реставрационных работ и на его основе вырабатывают оптимальные и безопасные методы вмешательства, разрабатывают программу, документируют процесс и контролируют качество работ на всех этапах реставрации. Ежегодно мастера восстанавливают около 4000 экспонатов, созданных в разное время в различных техниках и материалах. В коллекции музея 421 795 предметов, и она ежегодно пополняется примерно 1500 объектами.


Мастерские

Отдел реставрации художественных изделий из керамики и стекла

Фото: Ирина Иванова

Заведующая отделом, художник-реставратор высшей категории Мария Александровна Бессмертная наносит глянцевое и матовое золочение на фарфоровое изделие.

Фото: Ирина Иванова

Отдел занимается холодной реставрацией (без обжига). В печи предметы часто деформируются, поэтому трудно рассчитать усадку фарфора. Кроме того, реставраторы восстанавливают утраченные детали по аналогичным элементам, взятым с родственных образцов, которые всегда не идентичны и выглядят чуть иначе. Возникают дополнительные хлопоты при посадке элементов по месту. Холодная реставрация помогает избежать этих трудностей.

Фото: Ирина Иванова

Одно из самых известных произведений искусства, отреставрированных здесь, — камин Михаила Александровича Врубеля «Вольга и Микула».

Фото: Ирина Иванова
Фото: Ирина Иванова
Фото: Алёна Абрамова

Отдел реставрации тканей

Фото: Ирина Иванова

Сотрудники мастерской работают со старинными и современными предметами, созданными в период с XV века до наших дней. Все вещи разные, уникальные и требуют своих методов реставрации. В работе специалистам помогают хирургические инструменты и умелые руки.

Фото: Ирина Иванова

Вышивка бисером XVIII века. В свое время такие предметы стоили дороже мебели.

Фото: Ирина Иванова

Это уникальная кукла в костюме боярыни Костромской губернии, с которой в детстве играла императрица Елизавета Петровна. В стране таких всего 14. Куколка была деформирована и оказалась практически плоской. Реставраторы вернули ей объем, восстановили наряд. Сейчас ее готовят к предстоящей выставке.

Фото: Ирина Иванова

Специалисты отдела проводят работы по расчистке и укреплению предметов искусства Древней Руси.

Фото: Ирина Иванова
Фото: Ирина Иванова

Недавно в отдел поступил мундир Петра I, который будет среди экспонатов выставки к юбилею императора. Мундир был сшит при вступлении Петра в чин капитана Преображенского полка. Реставрация займет несколько лет и продолжится после выставки.

Фото: Ирина Иванова

Портрет-шпалеру с изображением Петра I, отреставрированный в 1970-х годах в технике гобеленового ткачества, также можно будут увидеть на юбилейной выставке.

Фото: Ирина Иванова

Сотрудники отдела работают с современными материалами, которым они придают «исторический» вид. Также в мастерской есть специальный сундучок, хранящий запасы, оставленные рестовраторами-предшественниками.

Фото: Ирина Иванова

Специалист покрывает филонь тончайшей тонированной шелковой нитью, полученной из современной ткани.

Фото: Алёна Абрамова

Отдел реставрации фанерованной мебели

Фото: Ирина Иванова

Фанера — это тонкий срез древесины красивого рисунка и цвета. Из-за изогнутого направления волокон она не подходит для создания конструкции. Поэтому корпус изделия создается из простой технологичной древесины. На ее поверхность, как декорация, наклеивается тонкий слой древесины до 1.5мм толщиной.

Фото: Ирина Иванова
Фото: Ирина Иванова

Внутри этого уникального бюро, на дверце потайного ящика, была обнаружена подпись автора и дата изготовления. Сотрудники смогли найти документ, в котором упоминался этот мастер — он был участником конкурса на изготовление резных изделий для Свято-Троицкой Александро-Невской лавры.

Фото: Ирина Иванова

Юрий Николаевич Макаров, заведующий отделом, художник-реставратор высшей категории, держит в руках образцы розового дерева. Чтобы провести реставрацию бюро из красного дерева, современный материал обрабатывают ультрафиолетом и состаривают.

Фото: Ирина Иванова

Благодаря рентгену, ультразвуку, анализу микроскопической структуры древесины, химическому анализу и другим методам исследования специалисты до начала реставрации могут понять вещь, с которой предстоит работать, и избежать ошибок.

Фото: Ирина Иванова
Фото: Ирина Иванова
Фото: Ирина Иванова

Отдел реставрации золоченой резьбы

Специалисты отдела работают с золочеными предметами и памятниками с красочным слоем на деревянной основе.

Фото: Ирина Иванова
Фото: Ирина Иванова
Фото: Ирина Иванова
Фото: Ирина Иванова

На реставрации в мастерской находится рама к картине «Смерть Инессы де Кастро, морганатической жены португальского инфанта дона Педро» Карла Павловича Брюллова. Это историческая рама, в которой картина экспонировалась в залах музея.

Фото: Ирина Иванова

Во время блокады картина уехала в эвакуацию, а рама осталась в подвалах музея. Тяжелые условия хранения сказались на ее состоянии: была потеряла часть резного декора, отслоился золоченый грунт, началось поражение плесенью, из-за чего пропал былой блеск. Более 70 лет картина существует в другом обрамлении. Ведется длительная работа по консервации оригинальной рамы. Сотрудники надеются, что в скором времени она воссоединится с картиной.

Фото: Ирина Иванова

К сожалению, углы рамы не сохранились. Было принято решение начать их реконструкцию. Благодаря мастерству специалистов удалось воссоздать утраченные детали по старой фотографии экспозиции, когда картина находилась в исторической раме. Основная сложность заключалась в том, что фотография не показывает глубину рельефа.

Фото: Ирина Иванова
Фото: Ирина Иванова

Сектор реставрации резных икон и деревянной скульптуры

Фото: Ирина Иванова

Специалист восстанавливает скульптуру после предшествовавшей неудачной реставрации: удаляет лак и делает его разрядку для раскрытия авторской тонировки.

Фото: Ирина Иванова
Фото: Ирина Иванова
Фото: Ирина Иванова
Фото: Ирина Иванова
Фото: Алёна Абрамова

Отдел реставрации станковой древнерусской живописи

Фото: Ирина Иванова

Специалисты мастерской раскрывают авторскую живопись, послойно убирая наслоения микроскальпелем.

Фото: Ирина Иванова
Фото: Ирина Иванова

Рудольф Александрович Кесарев, ведущий художник-реставратор высшей категории Отдела реставрации древнерусской живописи.

Отдел реставрации станковой масляной живописи

Фото: Ирина Иванова

В свое время на этом столе реставрировались потолочные плафоны из Летнего дворца.

Фото: Ирина Иванова

Светлая мастерская оборудована различными приспособлениями для работы. Большие окна пропускают дневной свет, что важно для тонировки картин и воссоздания авторской живописи.
Фото: Ирина Иванова

Специалисты используют утюги для профилактической заклейки. Благодаря весу и нагреву клей проникает в красочный слой картины и восстанавливает связь красочного слоя с грунтом и холстом.

Фото: Алёна Абрамова

Это маленький утюжок для локального использования.

Фото: Алёна Абрамова

На юбилейную выставку к столетию мастерских отправится отреставрированная картина «Вид Колизея в Италии» (XIX в.) неизвестного художника. В данный момент атрибуцией занимаются фондовые отделы. Ранее полотно было разрезано на шесть частей (скорее всего, для удобной транспортировки) и в таком виде поступило на реставрацию.

Фото: Алёна Абрамова

Для экспозиции, посвященной 350-летию со дня рождения Петра I, специалисты отреставрируют картину Ивана Константиновича Айвазовского «Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим».

Фото: Ирина Иванова

В предшествующие годы над картиной велись только косметические работы с дефектами (утратами, прорывами). В этот раз полотно проходит комплексную реставрацию. Технологические исследования позволили определить палитру и понять, чем можно удалить следы предыдущих вмешательств. Специалисты утончат слой желтого лака, которым картину покрыли в XX веке. Благодаря этому появятся нюансы, детали и вернется более холодная авторская палитра. Будут сделаны профессиональные тонировки. На поверхности оставят тонкую пленку авторского лака. Мастера работают только с привнесенным позже и с утратами, без внедрения в авторскую живопись.

Фото: Ирина Иванова
Фото: Ирина Иванова

Ольга Юрьевна Клёнова, ведущий художник-реставратор высшей категории по масляной живописи.


Выставки

С 21 апреля по 18 июля в Корпусе Бенуа пройдет выставка, посвященная высочайшему мастерству реставраторов. Посетители узнают о работе мастеров за сто лет и увидят около 330 отреставрированных произведений искусства.

Фото: Ирина Иванова

В залах готовится экспозиция.

Фото: Алёна Абрамова

К выставке подготовлен каталог. В него вошло больше 400 работ, а список реставраторов насчитывает более 300 имен.

Фото: Ирина Иванова / Генеральный директор Русского музея Владимир Александрович Гусев, заместитель генерального директора Русского музея по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Ольга Анатольевна Бабина

Также часть реставрируемых предметов можно будет увидеть на экспозиции, посвященной юбилею Петра I.


Заставка: Ирина Иванова

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Театр
12.04

«Нью-Йорк...Нью-Йорк...» мюзикл по О'Генри в «Мимигрантах»

День Победы
30.04

Ровный строй, чеканный шаг

Петербург готовится ко Дню Победы. Прошли репетиции пешей части парада — показываем, как это было....

Книги
11.04

Будущему – верить!

Наш обозреватель Кирилл Казачинский подготовил книжную подборку ко Дню космонавтики. 

Блокада Ленинграда
Книги

Книги к 23 февраля: о загадочной параллели, рикошете и людях из стали

Наш книжный обозреватель Кирилл Казачинский подготовил подборку ко Дню защитника Отечества. 

Книги
25.03

Книги о призраке, кляксе и полиграфисте

Смотреть все