ВНИМАНИЕ! Из-за введенных ограничений в работе организаций возможны изменения. Перед покупкой билетов и посещением проверяйте актуальную информацию на официальных сайтах организаций и мероприятий!

null Военно-морская столица


Военно-морская столица
24 July 2020

История Дня Военно-Морского флота, как и многих современных «профессиональных» праздников, началась в советские годы. Впервые его отметили 24 июля 1939 года по инициативе наркома ВМФ Н. Г. Кузнецова, и до 1980 года эта дата была фиксированной. Вероятно, ее совпадение с днем рождения Кузнецова (в 1939 году – флагмана флота 2-го ранга) было случайностью, ведь последние дни июля в любом случае имеют для русских военных моряков большое символическое значение. 27 июля 1714 года (по старому стилю) состоялась первая крупная победа русского флота над шведами – в Гангу́тском сражении, а через шесть лет в тот же самый день русская эскадра разбила шведов у острова Гренга́м, практически завершив боевые действия на Балтике в ходе Северной войны. Неудивительно, что день 27 июля стал символом морских побед России. До самой Октябрьской революции на всех флотах империи в этот день, который в православной церкви посвящен памяти св. Пантелеимона, служили торжественные молебны.

Большая Морская улица, 1905 год

Северная столица рождалась в ходе войны на суше и на море и по праву стала также и военно-морской столицей России. Это не могло не отразиться и в ее топонимии, еще на стадии стихийного возникновения городских названий в XVIII веке. В этой заметке мы остановимся только на тех «морских» топонимах, которые имеют военное происхождение. Самые старые из «материковых» уличных названий – Большая и Малая Морские улицы – произошли от Морской слободы, примыкавшей к Адмиралтейству и населенной его служителями, работниками и военными моряками. Позже закрепилось и название Галерной улицы, и целого «адмиралтейского куста» (проспект, набережная, проезд). Ни одно из этих названий не избежало в свое время переименования, но к настоящему времени они восстановлены в виде, пожалуй, наиболее ценном для городского исторического ландшафта. А вот такая же старинная Галерная гавань на Васильевском острове не меняла имени, дав название и целому историческому району – Гавани. Уже в 1972 году она дополнилась Галерным проездом.

Улица в Гавани, 1903 год

Тогда, в начале 1970-х, на западе Васильевского острова формировался новый морской фасад Ленинграда, ныне оказавшийся отрезанным от моря. Военно-морская тема широко использовалась в названиях тамошних улиц: Капитанская, Мичманская, Боцманская улицы (позже к ним добавилась Флагманская), улица Нахимова, Адмиральский проезд, площади Балтфлота и Морской Славы. Но «военно-морские» названия появлялись в Ленинграде и ранее. В довоенный период они были связаны с увековечиванием моряков, прославившихся не в битвах с вражескими флотами, а на революционном поприще. Таковы набережная Лейтенанта Шмидта (до 1923 года Николаевская), улица Вакуленчука (Сергиевская), улица Хохрякова (Переяславская), улица Трефолева (Петергофская), переулок Антоненко (Новый), набережная Мартынова (Средней Невки) – последние названия были присвоены как раз в 1939 году, к первому Дню ВМФ. Тогда же Средний проспект В.О. ненадолго (до 1944 года) стал проспектом Железнякова. Позднее, в 1964 году, в его же честь новый проезд на Чёрной речке получил название улица Матроса Железняка.

Но после Великой Отечественной войны наша дореволюционная военная история, в том числе и морская, была некоторым образом реабилитирована. В Ленинграде стали появляться названия улиц, связанные и со старинными морскими победами, и с именами русских флотоводцев. К сожалению, до начала массового жилищного строительства это происходило путем устранения уцелевших старинных названий. В 1950 году Рыночная улица была переименована в Гангу́тскую, поскольку проходила близ сохранившегося храма св. Пантелеимона, до революции бывшего и мемориалом Гангу́тской победы. Полуостров Гангу́т во второй раз вошел в нашу военную историю под финским именем Ханко, и Гангу́тская улица была названа, в том числе, и в честь его героической обороны в 1941 году. В том же 1950 году Приютская улица у Лермонтовского проспекта стала Морским переулком – по военно-морскому училищу. В 1952-1954 годах Калашниковская набережная стала Синопской, Тучкова набережная – набережной Макарова, Колтовские набережная и мост превратились в набережную Адмирала Лазарева и Лазаревский мост, а Строгановские – в набережную Адмирала Ушакова (ныне – Ушаковская) и Ушаковский мост. Нетрудно видеть, что объекты для переименования в этом случае были прямо связаны с водой!

В 1964 году в новых кварталах Дачного и Сосновой Поляны появились улицы Подводника Кузьмина и Тамбасова, названные в честь героев-балтийцев, погибших в Великую Отечественную. К сожалению, последнее название было дано с ошибкой в написании фамилии героя (правильно – Томбасов), которую пока не удается исправить. А когда в 1970-х годах на Юго-Западе были распланированы магистрали ближе к Финскому заливу, тема защиты Ленинграда на Балтике была продолжена – появились названия улиц Адмирала Трибуца, Адмирала Исакова, Катерников и Морской Пехоты. Правда, почти все они оставались на бумаге до 2000-х годов, когда началось освоение территории за Дудергофским каналом. Совсем недавно этот топонимический ансамбль дополнили названия в честь балтийских и ладожских военных моряков: улицы Адмирала Коновалова, Капитана Грищенко, Адмирала Черокова, Лётчика Тихомирова. В 1990 году улица Строителей в Автове была переименована в улицу Маринеско, в честь жившего на ней истинно народного героя-подводника. А в 2006 году удалось вернуть историческое название Кадетскому переулку (с 1923 – Съездовский), проходящему за Морским корпусом на Васильевском острове. Недавно было официально присвоено название Чесменскому скверу у одноименной церкви, связанное с третьей, наряду с Гангу́том и Синопом, великой морской победой русского флота в XVIII веке (Чесменская улица, существовавшая ранее, в середине XX века вошла в состав Таврического переулка).

Военно-морская история Петербурга неотделима от его западного форпоста – Кронштадта. Естественным образом большинство названий его улиц так или иначе связаны с военно-морской темой. Некоторые из них «пересекаются» с петербургскими (Макаровская, Лазаревская улицы), а из оригинальных можно выделить следующие: Арсенальный переулок, Доковый мост, Флотская улица, Цитадельские дорога и шоссе, Якорная площадь (в 1918-1993 годах – площадь Революции). Много здесь названий в честь революционных моряков-кронштадтцев. В честь балтийцев, погибших в Великой Отечественной, всего два – улица Лебедева и улица Юрия Инге; оба они были известными на флоте поэтами. Дореволюционные флотоводцы и командиры, помимо Макарова и Лазарева, представлены в Кронштадте улицами Литке и Адмирала Грейга.

Кронштадт, Якорная площадь. Фото: Музей истории Кронштадта

Еще один петербургский пригород – Петергоф – до недавнего времени имел только одно название, связанное с военно-морской тематикой. В 1966 году здесь появилась улица Морского Десанта (ранее – улица Дворцов и Музеев и Дворцовая улица), посвященная трагической судьбе петергофских десантов 1941 года. И совсем недавно, в июне 2020 года, Правительство Санкт-Петербурга присвоило шести проектируемым улицам на южной окраине Старого Петергофа названия в честь героически погибших 1 июля 2019 года в Баренцевом море глубоководников, Героев Российской Федерации Андрея Воскресенского, Дениса Долонского, Дениса Опарина, Константина Сомова, Дмитрия Соловьёва и Николая Филина.


Статью подготовили сотрудники Топонимический комиссии Санкт-Петербурга

4 февраля 1971 — 50 лет назад — вышел кинофильм «Король Лир», поставленный на киностудии «Ленфильм» режиссером Григорием Козинцевым (музыка Дмитрия Шостаковича)
5 февраля 1721 — 300 лет назад — издан Манифест Петра I об учреждении Духовной коллегии (Святейшего Правительствующего Синода)
5 февраля 1846 — 175 лет назад — вышел «Петербургский сборник» Николая Некрасова
6 февраля 1941 — 80 лет назад — в здании бывшей Биржи открыты экспозиции Военно-морского музея. Сейчас музей расположен в здании на Площади Труда
8 февраля 1826 — 195 лет назад — подписан указ о выдаче венецианцу Антону де Росси патента на изготовление переносной модели Петербурга в масштабе 1:240. Сама модель была сделана из картона, крыши домов из свинца, мосты и колонны из дерева, реки и каналы из белой жести, а статуи из алебастра. Жители города могли посмотреть на макет за плату. В том же 1826 году модель была увезена в Европу, и дальнейшая ее судьба неизвестна
9 февраля 1881 — 140 лет назад — умер писатель Федор Михайлович Достоевский
12 февраля 1881 — 140 лет назад — родилась балерина Анна Павловна Павлова
15 февраля 1801 — 220 лет назад — закончилось строительство Михайловского замка
18 февраля 1926 — 95 лет назадв Мариинском театре впервые в СССР поставлена опера Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам»
20 февраля 1981 — 40 лет назад — новый ленинградский музей, Дворец Меншикова, распахнул свои двери для посетителей
21 февраля 1886 — 135 лет назад — в зале Кононова (Дом Чичерина Дом купцов Елисеевых Кинотеатр «Баррикада» — ныне Талион империал отель) впервые исполнена опера Модеста Мусоргского «Хованщина»
21 февраля 1896 — 125 лет назад — в Юсуповом саду состоялся первый чемпионат мира по катанию на коньках
21 февраля 1906 — 115 лет назад — в зале Кононова (Дом Чичерина Дом купцов Елисеевых Кинотеатр «Баррикада» — ныне Талион империал отель) исполнена пьеса Льва Толстого «Плоды просвещения»
25 февраля 1881 — 140 лет назадв Мариинском театре прошла премьера оперы Петра Чайковского «Орлеанская дева»
27 февраля 1781 — 240 лет назад — издан Указ Екатерины II о создании шести «народных училищ» — одних из первых школ города
27 февраля 1851 — 170 лет назад — издано высочайшее повеление о постройке железной дороги Петербург-Варшава. В 1850-х годах построен Варшавский вокзал