null Дресс-код у придворных дам при императорском дворе


Дресс-код у придворных дам при императорском дворе
3 March 2020

Первые попытки официальной регламентации дамского придворного платья относятся к концу XVIII века, то есть периоду правления Павла I. 

К XVIII веку относятся и первые упоминания при дворе так называемого «русского платья», под которым, по всей видимости, понимался наряд, заимствовавший крой и некоторые черты от русского народного костюма и имевший вид сарафана. Русские платья подарил император Александр I прусским дамам, прибывшим в Санкт-Петербург на обручение великой княжны Екатерины Павловны с принцем Ольденбургским в 1809 году. Вплоть до 1830-х дамские наряды в русском стиле можно было видеть при дворе от случая к случаю. Например, в качестве маскарадных. Или же парадных - как, например, на коронации Николая I.

На коронации Николая I в 1826 году, по свидетельству французского писателя Жака-Франсуа Ансело:

«Женщинам полагалось явиться в национальном костюме, и лишь немногие ослушались этого предписания. Национальный наряд, кокетливо видоизмененный и роскошно украшенный, сообщал дамским костюмам пикантное своеобразие. Женские головные уборы, род диадемы из шелка, расшитый золотом и серебром, блистали брильянтами. Корсаж, украшенный сапфирами и изумрудами, заключал грудь в сверкающие латы, а из под короткой юбки видны были ножки в шелковых чулках и вышитых туфлях. На плечи девушек спадали длинные косы с большими бантами на концах».

Франц Крюгер. Николай I Павлович. 1852

(27 февраля) 11 марта 1834 года российский император Николай I утвердил подготовленное Собственной Его Императорского Величества канцелярией «Положение о гражданских мундирах». Одновременно с этим он утвердил «Описание дамских нарядов для приезда в торжественные дни к Высочайшему двору». 

В 1833 году Павел Гаврилович Дивов, человек, перу которого принадлежит выражение «офранцуженный сарафан», так писал в своём дневнике:

«Петербург занят преобразованием в костюме фрейлин и придворных дам. Придумали новый, как говорят, национальный костюм, который эти дамы обязаны будут носить в дни больших выходов при дворе». 

Такой регламент женского придворного платья действовал весь период правления Николая I. Известно, что малейшие отклонения от образца вызывали у него гнев. 

Был создан альбом «Придворные дамские наряды» высочайше утвержденных его императорским величеством Николаем Павловичем. Платья эти придворные дамы в обязательном порядке носили вплоть до 1917 г. Император утверждал не только сам наряд, но и орнамент шитья. Так в российском обществе был утвержден один из первых официальных «дресс-кодов». 

Маркиз де Кюстин в 1839 писал:

«Голову их венчает убор, похожий на своего рода крепостную стену из богато разукрашенной ткани или на невысокую мужскую шляпу без дна. Этот венец высотой в несколько дюймов, расшитый, как правило, драгоценными камнями, приятно обрамляет лицо, оставляя лоб открытым; самобытный и благородный, он очень к лицу красавицам, но безнадежно вредит женщинам некрасивым».

Итак, что же предписывалась дамам при дворе? Процитируем из самого альбома! 

***

Штатс-дамам и камер-фрейлинам:

Верхнее платье бархатное зеленое, с золотым шитьем по хвосту и борту, одинаковым с шитьем парадным мундиром придворных чинов. Юбка белая из материи, какой кто пожелает, с таким же золотым шитьем вокруг и напереди юбки.

 

***

Наставнице великих княжон: верхнее платье бархатное синего цвета: юбка белая; шитье золотое того же узора.

 

***

Фрейлинам Ее Величества верхнее платье бархатное пунцового цвета; юбка белая; шитье то же, как сказано выше.

 

***

Фрейлинам великой княгини: платье и юбка, как у фрейлин Ее Величества; но с серебряным придворным шитьем.

***

Фрейлинам великих княжон: платье бархатное светло-синего цвета; юбка белая; шитье золотое, того же узора.

 

***

Гофмейстерине при фрейлинах: верхнее платье бархатное малинового цвета, юбка белая; шитье золотое.

***

Приезжающим ко Двору городским дамам предоставляется иметь платья различных цветов, с раз личным шитьем, кроме однакож узора шитья, назначенного для придворных дам. Что ж касается до покроя платьев, то оный должны иметь все по одному образцу, как на рисунке показано.

 

*****

Всем вообще дамам, как придворным, так и приезжающим ко Двору, иметь повойник или кокошник произвольного цвета, с белым вуалем, а девицам повязку, равным образом произвольного цвета и также с вуалем.

***

Кокошники придворных дам при дворе.

Слева 
Пимен Орлов. «Портрет неизвестной в придворном русском платье». Около 1835. Эрмитаж

Справа
Пимен Орлов. «Портрет Софьи Васильевны Орловой-Денисовой (копия)». 1835. Эрмитаж

Сбоку они носят знаки различия на банте цвета Андреевской голубой ленты, прикрепленные к придворному платью на левой стороне корсажа. Фрейлинский вензель (фрейлинский шифр) или миниатюрные портреты императриц в бриллиантовой оправе на голубой муаровой ленте, которыми награждались статс-дамы. 

Теперь давайте посмотрим, как выглядят эти платья вживую. 

Придворные наряды, Россия, 1900-ые гг. Находятся в коллекции музея Метрополитан.

Эти же наряды можно увидеть и в коллекциях музеев Петербурга. 

Парадные женские платья для императорской семьи шились в мастерской Ольги Николаевны Бульбенковой, что располагалась по адресам: набережная реки Мойки, доме №8 и Екатерининский канал д. 68, кв. 4. Часть ее работ после революции попала в Эрмитаж 

 Платья работы этой мастерской носили императрицы Мария Александровна - жена Александра II, Мария Федоровна - жена Александра III и Александра Федоровна - жена Николая II.

Парадное придворное платье фрейлины императрицы. Рубеж XIX–XX веков. Государственный Эрмитаж. Выставка «При Дворе российских императоров. Костюм XVIII-начала XX века в собрании Эрмитажа».

 

Придворное парадное платье великой княгини Ксении Александровны из коллекции ГМЗ «Царское Село».

Придворное парадное платье императрицы Александры Федоровны. Начало XX века. Государственный Эрмитаж. Выставка «При Дворе российских императоров. Костюм XVIII-начала XX века в собрании Эрмитажа»

Придворное парадное платье Статс-дамы времен Николая I Елизаветы Алексеевны Паскевич. Государственный Эрмитаж. Выставка «При Дворе российских императоров. Костюм XVIII-начала XX века в собрании Эрмитажа».

 

Несмотря на национальные мотивы, русское придворное платье мало походило на русский национальный костюм, оно лишь старалось ему подражать в отдельных элементах. Пытаясь быть похожим на сарафан, оно все равно подчинялось тенденциям, господствовавшим в европейской моде того периода. 

 

3 июля 1835 (185 лет назад) - заложено главное здание Пулковской обсерватории
3 июля 1935 (85 лет назад) - образован музей-некрополь «Литераторские мостки»
5 июля 1778 (240 лет назад) - освящена церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове
8 июля 1954 (75 лет назад) - прошли торжества в честь возвращения в город из Прибалтики соединений Ленинградского гвардейского стрелкового корпуса
8 июля 1950 (70 лет назад) - родился Константин Аркадьевич Райкин – актёр театра и кино, руководитель московского театра «Сатирикон», профессор
12 июля 1860 (160 лет назад) - Император Александр II издал указ, «чтобы глухие деревянные заборы, находящиеся ныне вдоль Каменно-Островского Шоссе, были по мере обветшания их, заменены сквозными решетками»
18 июля 1920 (100 лет назад) - в Доме искусств открыта персональная К. С. Петрова-Водкина
23 июля 1860 (160 лет назад) - основан Речной яхт-клуб, впоследствии Императорский
28 июля 1885 (135 лет назад) - утверждён устав Общества детских врачей в Санкт-Петербурге, которое стало вторым подобным обществом в мире
28 июля 1910 (110 лет назад) - в небе Петербурга впервые появился дирижабль
30 июля 1950 (70 лет назад) - открыт Приморский парк Победы и стадион им. Кирова
31 июля 1775 (245 лет назад) - на Васильевском острове, у бывшего Меншиковского дворца, дан грандиозный спектакль на открытом воздухе в честь годовщины Кючук-кайнарджийского мира в русско-турецкой войне