Загружается...

5 декабря в Капелле состоится общедоступный концерт симфонической музыки

Логотип Культура Петербурга
25 ноября 2022
5 декабря в Капелле состоится общедоступный концерт симфонической музыки

Фото предоставлено организаторам мероприятия

5 декабря в 19:00 в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга состоится общедоступный концерт симфонической музыки. В исполнении Санкт-Петербургского симфонического оркестра имени М. П. Мусоргского прозвучат произведения Альфреда Шнитке, Сергея Рахманинова, а также  сюита из музыки к кинофильмам о Джеймсе Бонде Джона Барри.

 

В программе:

БАРРИ

«Из России с любовью», сюита из музыки к кинофильмам о Джеймсе Бонде

ШНИТКЕ

Концерт для фортепиано и струнного оркестра

РАХМАНИНОВ

Симфонические танцы

 

 

Фото предоставлено организаторами мероприятия

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МОЛОДЕЖНЫЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР имени М. П. МУСОРГСКОГО, дирижер и солист - Юрий СЕРОВ.

Выдающийся английский композитор Джон Барри (1933–2011) наиболее известен авторством музыки к 11 фильмам о Джеймсе Бонде, он оказал огромное влияние на запоминающийся стиль серии картин об агенте 007. В сюиту вошли темы из кинофильмов 1960-х годов – «Доктор Ноу» (1962), «Из России с любовью» (1963), «Голдфингер» (1964), «Шаровая молния» (1965) и «Живешь только дважды» (1967)

В 1970-е годы Альфред Гарриевич Шнитке (1934–1998) создал ряд произведений, в которых, при сохранении общих стилистических особенностей (масштабность замыслов, острота конфликтов, эмоциональность, экспрессивность выражения в сочетании со строгой конструктивной логикой) композиторское мышление автора проявляется с новой стороны, возрастает демократизация музыкального языка, становятся предельными ясность и строгость в композиции и мышлении, повышается роль лирического и мелодического начала.      

Фортепианный концерт, посвященный В. Крайневу, создан в 1979 году и впервые исполнен Крайневым в декабре этого же года в Ленинграде. Концерт отличается особенной четкостью, отточенностью, направленностью на восприятие выразительных средств. Жанровый диапазон – прелюдия, вальс, хорал, quasi джазовая импровизация, использование веками отстоявшихся, легко воспринимаемых мелодических и гармонических формул в сочетании с экспрессивными современными формами выражения – все это заостряет контрастность, придавая произведению доступность, яркость, не снижая, однако, значения тонкой детализации, характеризующей концерт.

Первоначально концерт был задуман автором как цикл особым образом построенных вариаций – «вариации не на тему». Смысл этого парадоксального подзаголовка, который не вошел в окончательный текст, в том, что варьированию подвергаются отдельные элементы темы, которая, как бы выделяясь из них, в оформленном виде появляется только в конце произведения.

Лето 1940 года Сергей Васильевич Рахманинов (1873–1943) провел недалеко от Нью-Йорка, в Хантингтоне — местечке, расположенном на острове Лонг-Айленд, на берегу морского залива. Здесь, одолеваемый мыслями о дочери, оставшейся в оккупированном немцами Париже, о судьбе Европы, о будущем, он с огромным напряжением, в небывало короткий срок создал свое последнее симфоническое сочинение, которое назвал Симфоническими танцами.

Симфонические танцы представляют собой цикл, состоящий из трех симфонических картин, объединенных одним драматургическим смыслом. Подтверждением служит изначальный замысел автора дать программные названия частям: «День», «Сумерки» и «Полночь» (очевидно имея в виду не время суток, а стадии человеческой жизни, причем не с начала ее, а с пика жизненных сил). Несмотря на то, что в последствии композитор отказался от каких-либо пояснений, в этих названиях можно прочитать общефилософский смысл, связанный с этапами человеческой жизни. Вероятнее всего, замысел несет в себе и автобиографический элемент. Тому свидетельство – появление в коде первой части темы из Первой симфонии композитора («провалившейся» при исполнении в Петербурге в 1897 году под руководством Александра Глазунова), а в финале – из гениального «Всенощного бдения» (1915). 

 

СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР МУЗЫКАЛЬНОГО УЧИЛИЩА имени М. П. МУСОРГСКОГО существует с 1926 года, когда, согласно постановлению Народного комиссариата просвещения РСФСР, в Ленинграде был учрежден Центральный музыкальный техникум (ныне училище имени М. П. Мусоргского) — первое учебное заведение такого типа в стране. В разные годы симфоническим оркестром техникума-училища руководили выдающиеся дирижеры И. А. Мусин, Е. А. Мравинский, И. Э. Шерман, Б. Я. Тилес, В. В. Калентьев, Ю. И. Симонов, В. А. Чернушенко, Н. Г. Алексеев. С начала 1970-х оркестр несколько десятилетий возглавлял выдающийся дирижер и педагог Л. Я. Савич, воспитавший плеяду одаренных оркестровых музыкантов.

Оркестр объединяет более 60 молодых музыкантов струнного и духового отделов училища, многие из которых являются лауреатами международных конкурсов, ведут активную сольную концертную деятельность. Оркестр регулярно выступает в лучших концертных залах Санкт-Петербурга, в репертуаре коллектива шедевры симфонической музыки различных эпох и направлений. В настоящее время руководителем коллектива является известный петербургский музыкант Юрий Серов.

 

Фото предоставлено организаторами мероприятия

 

Юрий СЕРОВ, дирижер

Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова в 1991 г., аспирантуру в 1993 г., стажировался в Зальцбурге и Веймаре. В качестве дирижера, солиста-пианиста и ансамблиста гастролировал более чем в 40 странах мира, записал более 70 компакт-дисков для ведущих звукозаписывающих компаний России, Бельгии, Японии и США.

Юрий Серов до 2017 года работал главным дирижером Волгоградского академического симфонического оркестра, он является приглашенным дирижером Литовского национального симфонического оркестра и оркестра Карельской государственной филармонии, сотрудничает с Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, с Санкт-Петербургским государственным академическим симфоническим оркестром, с Национальным оркестром Белоруссии, с оркестром Белградской филармонии, с бельгийским оркестром Prima la Musica, с Филармоническим оркестром Каунаса, с Европейским камерным оркестром, с симфоническими оркестрами Сан-Пауло и Цинциннати, с филармоническими коллективами Саратова, Самары и других городов и стран.

Юрий Серов — автор многочисленных лекций, статей и эссе о музыке, кандидат искусствоведения, дает мастер-классы в Бразилии, Франции, Португалии, Бельгии и России. В настоящее время — директор Санкт-Петербургского музыкального училища имени М. П. Мусоргского.

 

 

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Поделиться новостью: