Загружается...

В Год культурного наследия народов России на сцене Мариинского-2 состоится премьера якутской оперы «Ньургун Боотур»

Логотип Культура Петербурга
23 ноября 2022
В Год культурного наследия народов России на сцене Мариинского-2 состоится премьера якутской оперы «Ньургун Боотур»

Фото Государственного театра оперы и балета Республики Саха. Предоставлены пресс-службой Мариинского театра

2 декабря в 19:00 в Мариинском-2 состоится премьера оперы-олонхо Марка Жиркова и Генриха Литинского «Ньургун Боотур» на якутском языке (с русскими субтитрами). В качестве основы авторы использовали крупнейшее эпическое творение народа саха – олонхо, которое причисляется к самым древним, архаическим пластам мирового эпоса. В год 100-летия Якутской АССР и Года культурного наследия народов России постановку для Государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутия) им. Д. К. Сивцева – Суорун Омоллоона осуществил режиссер Андрей Борисов. Дирижер-постановщик премьерного проекта – Константин Хватынец.

«Ньургун Боотур» – первенец якутского музыкально-театрального искусства, созданный основоположником музыкальной культуры республики Марком Жирковым. Его 130-летний юбилей отмечается в этом году. Оркестровую основу для всех последующих музыкальных редакций сделал московский композитор Генрих Литинский, а новую оркестровку 2022 года – Руслан Мурсякаев.

Опера «Ньургун Боотур» впервые появилась на сцене в 1947 году. Нынешняя постановка – уже шестая по счету. В основе сочинения лежит уникальный эпос олонхо, ценнейший памятник духовной культуры якутского народа. Впервые в литературе его воссоздал Платон Ойунский, а либретто оперы по мотивам эпоса и сказаний создал Дмитрий Сивцев-Суорун Омоллоон.

Олонхо не существует без его исполнения в речитативах и пении, он рождается из самого духа народной музыки. Классическая музыкальная канва оперы «Ньургун Боотур» будет перемежаться с обрядовыми эпизодами и мистическими ритуалами. В новой постановке за это отвечают артисты Театра Олонхо. Исполнение оперных партий, близких к европейскому стилю, режиссер соединяет с уникальной манерой звукоизвлечения «кылысах» (горловой призвук) в песнопениях, характерной для положительных героев олонхо. Много в «Ньургун Боотур» и мировых мифологических мотивов, перекликающихся с другими древними культурами, которые нашли свое отражение в сценографии спектакля.

«Нынешняя постановка отталкивается от события огромной важности для Республики: в 2005 году эпос олонхо был объявлен шедевром нематериального культурного наследия человечества. Когда внимательно вчитываешься в олонхо, особенно «Ньургун Боотур», то начинаешь осознавать, что, оказывается, олонхо вбирает в себя и шумерские черты, и древние хуннские, и древнетюркские. Поэтому наш спектакль мы решаем, как эпическое наследие народов мира», – рассказал народный артист РФ режиссер-постановщик и автор спектакля Андрей Борисов.

Айталина Афанасьева-Адамова – исполнительница партии Кюн Кюбэй, народная артистка РФ, победительница Международного конкурса им. П.И. Чайковского (2002) и солистка Академии молодых оперных певцов Мариинского театра (2000 – 2002) вспоминает: «Мой творческий путь начался с образа главной героини этой оперы – Туйаарымы Куо. В Якутске я случайно встретилась с режиссером Андреем Борисовым и с петербургским художником Геннадием Сотниковым. Увидев меня, они в один голос воскликнули: "Вот идет Туйаарыма Куо!". Меня прослушали и пригласили спеть премьеру. У меня очень трепетное, глубокое, философское отношение к "Ньургуну Боотуру". Это опера сакрального звучания».

В новой постановке занята грандиозная творческая команда: ведущие солисты оперы, хор, балет и симфонический оркестр Государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутия) им. Д. К. Сивцева – Суорун Омоллоона, коллектив артистов и музыкантов Театра Олонхо, хор Государственной филармонии республики, а также Государственный ансамбль «Виртуозы Якутии».

 

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Поделиться новостью: