Загружается...

«Зерцало» открывается в Манеже

Логотип Культура Петербурга
09 октября 2022
«Зерцало» открывается в Манеже

Неизвестный художник. Портрет Ягодиной с сыном. XIX в. Фотографии предоставлены пресс-службой Манежа

Петербургский Центральный выставочный зал «Манеж» совместно с Угличским государственным историко-архитектурным и художественным музеем, Государственной Третьяковской галереей и Рыбинским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником представляют выставочный проект, посвященный истории русского провинциального портрета XVIII-XIX вв.

Истоки этого жанра восходят к середине XVII века, когда икона утрачивает свое доминирующее положение в общественной жизни. В тот период в отечественном изобразительном искусстве появляется новый жанр – «парсуна», первый светский портрет, знаменующий переход от символичных и отвлеченных иконописных образов к портретному изображению человека с его внешностью и характером. Это парадный портрет знатных персон – царей, князей, представителей духовенства, где еще наблюдается прямая зависимость от иконописи, где признаки светского и реалистичного малозначительны, но ярко выражен акцент на придворной культуре и статусе портретируемого. 

Неизвестный художник. Портрет Александра Дмитриевича Скорнякова. Первая половина ХIX в.

Главенствующая роль парсуны в придворной культуре продлится недолго. Формирование новых тенденций в изобразительном искусстве станет результатом дипломатической миссия Петра I в страны Европы и последовавших за этим событием масштабных реформ в России. Теперь парсуна, а чуть позже ее стилистические реплики, становится одним из видов провинциальных жанров. 

Неизвестный художник. Портрет Евдокии Васильевны Пивоваровой. Середина XIX в. 

В XVIII веке наряду с новыми художественными идеалами получает распространение так называемый жанр «примитивных» светских портретов. Появляются образы представителей купечества и провинциальных жителей, широкое распространение получают семейные и детские портреты – наивные и искренние портреты современников давно ушедшей эпохи. В историю русской художественной культуры они войдут бесценными свидетелями времени.

Неизвестный художник. Портрет Анны Ивановны Выжиловой (урожденная Дорофеева). 1830-е гг.

Выставка в Манеже позволит зрителям познакомиться не только со стилистическими особенностями ранних портретов, его видами, но и увидеть «лица» эпохи – образы духовенства, купечества, детские и семейные портреты.

Тарханов Иван Васильевич. Портрет Агриппины Андреевны Суриной. 1829 г. 

Экспозицию можно будет посетить до 4 декабря.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Поделиться новостью: