В Музее истории религии покажут образы христианских святых русского и западноевропейского искусства XV–XX веков
Анонсы

19 сентября 2023 года

В Музее истории религии покажут образы христианских святых русского и западноевропейского искусства XV–XX веков

Св. Иероним. Изображение предоставлено организаторами мероприятия.

21 сентября в 16:00 в Государственном музее истории религии пройдет выставка «Свидетели единства: общие христианские святые».

Проект представляет образы святых, почитаемых в Католической и поместных Православных церквях, а также и в других христианских церквях, в основе которых лежит почитание общего духовного Предания первого тысячелетия христианства.

На выставке представлены произведения русского и западноевропейского искусства XV–XX веков из собрания Государственного музея истории религии. Иконы, скульптура, гравюры, живописные произведения раскрывают образы Святой Троицы, Иисуса Христа, Девы Марии, а также святых – пророков и мучеников, евангелистов и апостолов, миссионеров и отшельников, получивших почитание еще до разделения христиан на Западную и Восточные церкви. Некоторые из музейных предметов экспонируются впервые после сложной реставрации, как, например, Крест-распятие, датируемый XVII столетием.

Среди общехристианских святых, чьи образы представлены на выставке – св. Николай Мирликийский и св. Георгий Победоносец, св. Екатерина Александрийская и св. Христофор, святители Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Богослов, преподобные Бенедикт Нурсийский и Антоний Великий, св. Евстафий Плакида и многие другие, запечатленные в соответствии с традициями православной и католической иконографии. Специального упоминания заслуживают местночтимые святые, культ которых получил распространение в отдельных странах: Эдуарда Мученика (962–978), Женевьевы Парижской (420–500), Вацлава Чешского (907–936) и др.

Русь приняла христианство в 988 г., перед самым разделением в середине XI века церквей на Католическую и Православную. Первоначально это разделение имело значение раскола только между двумя столичными епископами бывшей Римской империи – Римским Папой и Константинопольским Патриархом. Поэтому не удивительно, что в славянских землях православные долгое время продолжали почитать общих для христианского Востока и Запада святых. В немалой степени этому способствовала политика русских князей, особенно Ярослава Мудрого и его сыновей, которые активно устанавливали культурные связи с европейскими государствами, заключали династические браки. Древнерусские месяцесловы XI – начала XII веков содержали 38 так называемых «латинствующих» памятей, т.е. праздников известных только в Западной Церкви и не отмечавшихся в Византии. На рубеже XVII-XVIII вв. был издан сборник житий святых «Четьи-Минеи», составленный святителем Димитрием Ростовским (1651-1709). Опираясь не только на славянские и греческие, но и на латинские памятники, он включил в сборник 31 латинскую память, в частности святой Филицитаты, преподобного Исаака Сирина, священномученика Маркелла и др.

Новый этап в открытии православными западной святости начался менее ста лет назад и был связан с послереволюционной русской церковной эмиграцией. Обращение к опыту святых Неразделенной церкви, покровителям тех мест и стран Запада, где оказались православные русские люди, был важен, несмотря на существовавшие между церковными юрисдикциями эмиграции (Русская Православная церковь Московского Патриархата, Русская Православная церковь заграницей, Русский экзархат Константинопольского патриархата) противоречия.

Св Иероним.jpg

В 2014 году Комиссия по составлению месяцеслова Русской Православной церкви сформировала список древних святых, подвизавшихся в пределах Запада. По итогам ее работы в 2017 году Священный Синод включил в общецерковный месяцеслов 15 имен святых II–XI веков (мученика Албана Британского, святителя Патрикия, просветителя Ирландии, святителя Германа, епископа Парижского и др.).

В литургический календарь Католической церкви. В свою очередь, официально включено около тридцати русских святых. Многие католики чтут дни памяти православных святых и молятся им, поэтому в католических приходах часто встречаются иконы с их образами. Папа Римский Пий XII в 1940 году признал почитание древнерусских святых, канонизированных до Ферраро-Флорентийского собора, для русских католиков. Позже, в 1969 году Папа Римский Павел VI включил их (святая Ольга, Владимир, Борис и Глеб, Антоний Печерский, Ефросиния Полоцкая, Варлаам Хутынский, святой епископ Стефан Пермский и др.) в католический литургический календарь. Особым почитанием в Католической Церкви пользуется преподобный Сергий Радонежский и Серафим Саровский. С именем Серафим совершается множество католических монашеских постригов. А преподобная Евфросиния Полоцкая является в Католической Церкви покровительницей женского монашества.

Таким образом, и Католическая и Православная Церкви почитают многих общих святых, которые являются и напоминанием о первых веках в истории Христианской Церкви, и о событиях последующих веков. На выставке представлены только образы некоторых из них.


Плач Богоматери при кресте.jpg

Выставка продлится до 28 ноября 2023 года.


Другие новости раздела

Фестиваль
Кино
29.09

Кинофестиваль «Докер» соберет авторское документальное кино со всего мира

Выставки
29.09

Русский музей представит работы художников-пейзажистов в Звенигороде

Культурная столица СНГ
29.09

Президентская библиотека откроет центр удаленного доступа в Штаб-квартире Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ

Для детей
29.09

«Россия – моя история» приглашает ребят на поиск сокровищ

Кино
29.09

В кинотеатрах выйдет долгожданное продолжение саги о гардемаринах

Смотреть все