Опубликовано: 04 августа 2024 года
Собрание Павловска состоит из ста тридцати сюжетных миниатюр из коллекций Екатерины Великой в антресольных комнатах Зимнего дворца, Марии Федоровны (супруги Павла I) в Общем кабинете Павловского дворца, а также Елизаветы Алексеевны (жены Александра I) и Александры Федоровны (супруги Николая I) в Зимнем дворце. На выставке представлено около половины музейного собрания. Сюжетные миниатюры создавались мастерами с использованием различных техник — акварели, гуаши на слоновой кости или пергаменте, а также эмали (финифти). Часто владельцы устраивали для них особые кабинеты, вмещающие большое количество миниатюрных воспроизведений любимых картин знаменитых мастеров.
Из переписки Екатерины II с бароном Гриммом известно об особом ее пристрастии к миниатюрам Терезы Менгс, которые императрица охотно заказывала и приобретала в большом количестве. Внутри рамки миниатюры «Сивилла», представленной на выставке, была обнаружена записка комиссионера императрицы Рейфенштейна. В ней говорится, что копия сделана с оригинала ученика Маратти и что художница продала это произведение знаменитому римскому антиквару английского происхождения Томасу Дженкинсу. Именно у него Екатерина II и приобрела «Сивиллу».
Три миниатюрные копии - «Снятие с креста», «Автопортрет Рембрандта» и «Голова старика» были, например, приобретены Александром I у курляндского художника Иоганна Эггинка во время конгресса в Вероне в 1822 году. Император купил и пять миниатюрных копий работы Монтессни с картин знаменитого французского мастера Ж.-Б. Грёза. Все они были подарены императором супруге Елизавете Алексеевне.
Довольно простая техника и небольшие размеры делали создание миниатюр вполне доступным непрофессионалам. Это входило в круг домашних занятий искусствами наряду с рукоделием, музицированием, пением, любительскими спектаклями. Домашнее творчество составляло разновидность «кабинетных занятий» — культурного досуга, сопряженного с прикосновением к прекрасному и, порой, с подлинным художественным вдохновением. Многие художники-любители конца XVIII — начала XIX века писали миниатюры, в том числе великая княгиня, затем императрица Мария Федоровна. Она использовала в качестве основы молочное стекло, рисуя графитным карандашом; иногда изображения слегка подцвечивались акварелью. При создании некоторых миниатюр императрица применяла более сложную технику, смешивая различные составы — цветной карандаш, акварель, гуашь и даже масло.Основу собрания императрицы Александры Фёдоровны, супруги Николая I, составили сорок миниатюр, отобранных императором в 1826 году из собрания Эрмитажа. После её смерти миниатюры перешли к ее дочери Ольге Николаевне и оказалась в Штутгарте. Потом, благодаря Николаю II собрание вернулось в Россию. К открытию выставки музей-заповедник «Павловск» выпустил научный каталог собрания сюжетной миниатюры.
до 20 октября
Фото – Пресс-служба ГМЗ «Павловск»
Обложка: В «Павловске» покажут императорскую миниатюру
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться