Международный выставочный проект «В круге Дягилевом. Пересечение судеб»

09 Ноябрь 2020
Международный выставочный проект «В круге Дягилевом. Пересечение судеб»

С 14 ноября 2020 по 12 февраля 2021 года в Шереметевском дворце – Музее музыки (наб. Фонтанки, 34) будет работать Международный выставочный проект «В круге Дягилевом. Пересечение судеб». Он станет ключевым явлением музейного сезона 2020/2021 и центральным событием Международного фестиваля искусств «Дягилев. P.S.».

 

Выставка повествует о творческом пути выдающегося деятеля отечественной культуры Сергея Дягилева через его окружение и представляет собой портретную галерею тех, кого великий импресарио вовлекал в круговорот своей бурной деятельности.

 

А. Н. Бенуа Портрет М. В. Добужинского. Италия. Вилла дю Миди. 28 июня 1908. Бумага, графитный карандаш, акварель
(с) СПб музей театрального и музыкального искусства

Портреты деятелей театра, музыки, балета первой трети XX века, созданные крупнейшими художниками России и Европы, впервые будут собраны вместе. Герои выставки – от Анны Павловой до Габриэль Шанель, от Михаила Фокина до Джорджа Баланчина. Художники – от Ильи Репина до Анри Руссо, от Александра Бенуа и Льва Бакста до Пабло Пикассо и Джорджо де Кирико.

В. И. Шухаев Портрет Анны Павловой. 1922. Бумага, сангина, уголь.
(с) СПб музей театрального и музыкального искусства

На выставке будут экспонироваться живописные, графические и фотоработы из ведущих музеев России и Европы, включая Третьяковскую галерею, Русский музей, ГМИИ им. Пушкина, Эрмитаж, Центр Помпиду (Париж), Художественный музей Руана, Музей Тиссена-Борнемисы (Мадрид), Национальную галерею современного искусства Турина, российские и зарубежные частные коллекции. Многие портреты из зарубежных собраний будут демонстрироваться в России впервые.

А. Я. Головин Портрет В. Э. Мейерхольда. Петроград. 1917. Дерево, темпера.
(с) СПб музей театрального и музыкального искусства

Этот амбициозный проект — беспрецедентный диалог художественных культур России и Европы – в своей основе наследует идеям самого Сергея Дягилева, страстного пропагандиста европейского искусства в России и, напротив, русского искусства на Западе. Дягилев во многом был первым. Первым куратором художественных выставок, имевших концепцию и творческий отбор работ. Первым последовательным создателем театрального спектакля как синтетического зрелища, в котором музыка, хореография, сценография и костюмы объединены в целостный художественный замысел. Первым русским театральным продюсером, «крестным отцом» европейского продюсерского искусства. Дягилев обладал потрясающей способностью объединять вокруг себя, увлекать своими идеями не только творцов – композиторов, художников, хореографов и танцовщиков, – но также финансистов, дипломатов, царствующих особ и состоятельных поклонников и поклонниц. Дягилева влекло будущее, на алтарь новых творческих побед он приносил в жертву дружбу с прежними соратниками, будь то Дмитрий Философов, Вацлав Нижинский или Александр Бенуа. Круги его общения менялись вместе с новыми художественными задачами, и лишь немногие оставались с Дягилевым навсегда.

Ж. Кокто. Плакат с изображением Тамары Карсавиной. Бумага, цветная печать. 1911
(с) СПб музей театрального и музыкального искусства

Выставка «В круге Дягилевом» построена как 12 сюжетов – 12 кругов жизненного и творческого пути, в каждом из которых личность Дягилева раскрывается через людей, которых он притягивал, отталкивал, с кем дружил, у кого учился, кем дорожил, чей талант он открывал, через тех, кто помогал ему и кому помогал он. Появление юного Дягилева в Петербурге и первые выставки; журнал «Мир искусства» и «роман» с Дирекцией императорских театров; первое наступление на Париж 1906–1908 годов; организация «Русских сезонов»; Первая мировая война; парад творческих манифестов: художественные «провокации», искушение европейским авангардом, а затем поворот к неоклассицизму – каждый период жизни Дягилева представлен в портретном ряде и обширных сопровождающих материалах – в так называемом «подстрочнике», рассказывающем о наиболее важных творческих событиях и включающем сцены из ключевых спектаклей тех лет. Взаимоотношения героев портретной галереи откомментированы в развернутых аннотациях. Их творческие споры раскрыты через цитаты из писем, публикаций того времени и мемуаров. Авторы выставки особо выделяют сюжет «Мечты о России. Невозвращение блудного сына» как трагический рефрен Дягилевской истории. Два сюжета – «Петербург. Начало» и «Смерть в Венеции» – закольцовывают экспозицию: образы имперской столицы России и мистического города на воде перекликаются, замыкая круги жизни и судьбы Сергея Дягилева.

Пьер Боннар Портрет Миси Годебской (Эдвардс, Серт). 1908. Холст, масло Музей Тиссена-Борнемисы
© Museo Nacional Thyssen-Bornemisza. Madrid

К выставке издан альбом-каталог на русском и английском языках. Автор заключительной статьи – Шенг Схейен, автор книги «Русские сезоны навсегда». Автор идеи и куратор проекта — Наталья Метелица, директор СПбГМТиМИ Партнеры и участники: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственный Эрмитаж, ГМИРЛИ им. В. И. Даля, ГМЗ «Царское село», Дагестанский Музей изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой, Тульский историко-краеведческий областной музей, Смоленский государственный музей-заповедник, ЦВЗ «Манеж», Музей ИРЛИ РАН, Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО, Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, Санкт-Петербургская государственная Театральная библиотека, Российский национальный музей музыки, KGallery. Зарубежные партнеры: Национальный музей современного искусства – Центр Жоржа Помпиду (Париж), Музей изящных искусств (Руан), Музей Тиссена-Борнемисы (Мадрид), Национальная галерея современного искусства (Турин), Коллекция Отдела наследия CHANEL (Париж), Коллекция Иоанниса Контаксопулоса и Александра Прокопчука (Брюссель), частные коллекции.

А. Я. Головин Автопортрет. 1917. Картон, темпера.
(с) KGallery

Посещение выставки организовано со всеми противоэпидемическими предосторожностями и ограничениями. Просим зрителей соблюдать требования Роспотребнадзора и, в частности, надевать маски и перчатки при входе в Шереметевский дворец – Музей музыки.

Ж.-Э. Бланш Эскиз к портрету Ж. Кокто. 1912. Холст, масло. Музей изящных искусств, Руан
© C. Lancien, C. Loisel /Réunion des Musées Métropolitains Rouen Normandie


Поделиться новостью: