Ольга Гаазе: «Мы хотим показать новые возможности жизни»

30 ноября 2021
Ольга Гаазе: «Мы хотим показать новые возможности жизни»

Петербургский институт культурных программ, который ведет работу в области информации, непрерывного образования, научных исследований в сфере культуры, разработал два новых проекта. В интервью изданию «Петербургский Дневник» директор института Ольга Гаазе рассказала, чему они будут посвящены и кто сможет принять в них участие.

– Ольга Витальевна, проекты, которые вы предлагаете, это нечто новое для Института культурных программ, еще одно направление его деятельности. Расскажите, пожалуйста, об этом.

В следующем году у нас будет два новых проекта. Первый мы назвали «Многомерность культуры». Он посвящен теме инклюзии. Его задача состоит в том, чтобы помочь людям с ограниченными возможностями здоровья, будь то инвалид-колясочник, человек с нарушением зрения или слуха, преодолеть свой страх при общении с другими людьми или при посещении театров, музеев, концертных залов. Я довольно много общаюсь с такими людьми и нередко слышу их опасения: мол, не так поймут, косо посмотрят, не помогут. Мы считаем, что причина такой неуверенности чисто психологическая, и хотим помочь этим людям преодолеть негативный стереотип.

– А кто может стать участником этого проекта?

Мы решили включить в него молодых людей от 16 до 35 лет, и в этом еще одна особенность нашего проекта. Почему именно такой возраст? Потому что если школьная система образования никого не оставляет без внимания, то после окончания школы ребята остаются один на один со взрослой жизнью. Пойти учиться дальше или устроиться на работу получается далеко не у всех и не сразу. И они вынуждены проводить свои дни дома в одиночестве. Мы хотим социализировать их, сделать все от нас зависящее, чтобы они могли почувствовать себя полноправными членами коллектива. Мы хотим показать им новые возможности жизни.

– Как вы планируете осуществить это на практике, особенно если учесть, что участники проекта – люди с разными заболеваниями?

Ваши сомнения понятны. Действительно, у потенциальных участников нашего проекта могут быть разные заболевания и разное восприятие жизни, поэтому даже некоторые специалисты сомневались, получится ли у нас. Все разрешил эксперимент. Мы собрали в одну группу ребят с разными заболеваниями и повели их в замечательный музей «Ленрезерва». И вы знаете, все сомнения отпали сами собой.

Тем ребятам, которые плохо видели, экскурсовод подробно описывал каждый экспонат и даже разрешал его потрогать. К девушке, которая плохо слышала, но умела читать по губам, наш гид специально поворачивался лицом, чтобы она могла понять, о чем он рассказывает. Для ребят-колясочников был подъемник, а передвигать коляску по музею помогали волонтеры.

Апофеозом посещения стала техника времен войны, которую выкатили специально для нас. Ребята с помощью волонтеров смогли на ней посидеть и даже прокатиться на ретро-автомобиле. И вы знаете, это был такой обоюдный восторг! Сотрудники музея потом признались, что такой отзывчивой и благодарной аудитории, которой реально было интересно все, о чем рассказывали, они не видели.

– Вы уже несколько раз упомянули волонтеров. Кто они? Как происходит их набор?

В основном это молодые люди, как правило, студенты. Записываются они очень активно. Например, буквально за один день у меня записались 118 человек. Конечно, мы понимаем, что до конкретного участия в проекте дойдут не все – ребята учатся, у них могут быть свои дела. А волонтеры нужны постоянно. Поэтому мы приглашаем всех желающих подключиться к нашему проекту.

– Для этого достаточно одного желания или нужна какая-то специальная подготовка?

Еще когда мы только задумывали наш проект, сразу решили, что для волонтеров нужно будет организовать обучение. Чтобы они знали, как правильно обращаться с особенными людьми, что и как надо делать, и главное – помнили наш основной девиз – не навреди! С помощью специалистов, представителей общественных организаций мы провели для волонтеров обучающие занятия. Например, сотрудники Библиотеки для слепых и слабовидящих рассказали про особенности общения именно с этими людьми. Очень нам помогла организация «На колясках без барьеров», которая наглядно показала, что такое коляска и как с ней обращаться. Но скажу честно, на человеческом уровне, чисто интуитивно и так все понятно. Поэтому мы решили ограничиться выпуском методического пособия, где будут изложены основные моменты. Главное – с человеком поздороваться, представиться ему, спросить, какая нужна помощь. И он сам прекрасно все объяснит.

Может быть, кому-то наша помощь и вовсе не понадобится, тогда не надо на ней настаивать. Важно помнить, что относиться к людям с особенностями здоровья нужно так же, как к обычным.

Вы знаете, в музее «Ленрезерва» – а там огромное помещение – в нашей группе был молодой человек, который передвигался с помощью костылей. Так он ни разу не позволил себе помочь. Он даже не захотел подняться на лифте, хотя это было можно сделать. И могу сказать, что таких, как он, немало. Молодые люди не хотят, чтобы их жалели, чтобы к ним относились, как к какой-то особой категории. Они настоящие борцы!

– Как дальше планируете развивать свой проект?

В этом году в качестве пилота мы хотим посетить Исаакиевский собор. Там тоже относятся к нам с большим пониманием, идут навстречу и готовы учесть все проблемы, которые могут возникнуть. А вообще, старт проекта «Многомерность культуры», который мы осуществляем во взаимодействии с комитетами по культуре, по социальной политике, по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями, намечен на следующий год.

Мы планируем, что мероприятия будут проводиться не реже одного раза в месяц, чтобы каждый, кто включился в проект, посетил не менее пяти различных учреждений культуры – театр, концерт, выставку, экскурсию, какое-нибудь креативное пространство, музыкальный клуб или совершил интересную и познавательную прогулку по городу. Кстати, с этим связан наш второй проект.

– И чему он будет посвящен?

Второй проект касается топонимического отдела, который входит в состав нашего Института культурных программ. Согласитесь, слово «топонимика» у ребят не самое популярное. Поэтому мы предложили устроить для них экскурсии по топонимике. А с учетом того, что в следующем году отмечается юбилей Петра Великого, решили начать с известных петровских названий и локаций.

По итогам таких экскурсий будет организован конкурс видеороликов, которые школьники снимут по мотивам своих путешествий. В качестве партнера здесь выступает Комитет по образованию. Он с большим энтузиазмом подключился к проекту и полностью берет на себя организацию второго этапа по конкурсу видеороликов. Завершится наш топонимический проект большим праздником-квестом, который пройдет в День города в Петропавловской крепости.

Фото: Дмитрий Фуфаев

«Петербургский дневник»


Поделиться новостью: