Загружается...

«Пале-Рояль» на Пушкинской отреставрируют

Логотип Культура Петербурга
27 сентября 2022
«Пале-Рояль» на Пушкинской отреставрируют

В Петербурге отреставрируют знаменитый меблированный дом «Пале-Рояль». Соответствующий ордер выдала Государственная административно-техническая инспекция. Работы планируют завершить к маю 2024 года.

Реставрировать дом будет компания «Матис», в арсенале которой Смольный монастырь, Аничков дворец, дом Савицкой и Главный штаб Эрмитажа. Большой дом меблированных квартир «Пале-Рояль» (Дом Л. К. фон Таубе) – частная гостиница конца XIX – начала XX столетия, расположенная на Пушкинской, 20. Здание построили в 1875-1876 годах по проекту архитектора Александра Иванова. Часто встречается ошибочное название «дом барона Л. К. фон Таубе», в действительности второй владелицей «Пале-Рояль» была баронесса Луиза Карловна фон Таубе.

В 1890-х годах здесь жил еще мало кому известный Федор Шаляпин, который, кстати, описал гостиницу в своей биографии «Маска и душа» в 1932 году. «В конце Пушкинской улицы, за маленькой площадью, где стоит крохотный Пушкин, возвышается огромное здание, похожее на цейхгауз - вещевой склад. Это – «Пале-Рояль», приют артистической богемы Петербурга. В мое время сей приют был очень грязен, и единственное хорошее в нем, кроме людей, были лестницы, очень отлогие. По ним легко было взбираться даже на пятый этаж, где я жил в грязненькой комнате, напоминавшей «номер» провинциальной гостиницы. Дальский жил в одном коридоре со мной. К нему постоянно приходили актеры, поклонники, поклонницы. Он охотно ораторствовал с ними, зная все на свете и обо всем, говоря смело, свободно. Я внимательно вслушивался в его беседы».

«Пале-Рояль» изначально строился в 1875-1876 годах как дом для приезжих. Его архитектор – Александр Иванов, тогда молодой тридцатилетний выпускник Академии художеств. Первоначально гостиница из 99 номеров (как и соседний дом на Пушкинской,18), принадлежала знатной даме А. П. Рот и носила название «Дом меблированных комнат А. П. Рот». Затем дом отошел к баронессе Таубе, чей герб до сих пор украшает фасад обветшалого донельзя здания.

«...В «Пале-Рояле» селились работающие холостяки и «зимогоры», постоянно обитавшие в окрестностях, но наезжавшие в Петербург по делам на несколько суток. Как-то получилось, что постепенно среди них стали преобладать люди свободных профессий, прежде всего литераторы и актеры. Останавливались в гостинице Антон Чехов, Иван Бунин, Леонид Андреев, Константин Станюкович. С 1913 году в «Пале-Рояле» неделями гостил Владимир Маяковский. Здесь была щедро представлена была и богема артистическая. Главным персонажем был, конечно, знаменитый Мамонт Дальский. Он принадлежал к анархистам и кончил бы расстрелом в ЧК, если бы не погиб случайно под колесами трамвая летом 1918 года…» - писал о доме Лев Лурье в «Квартальном надзирателе».

В 1915 году после первого года Первой мировой войны богатые и зажиточные люди потянулись в Петроград подальше от ужасов войны. Начался бум «меблировок». Владельцы «Пале-Рояля» провели большой ремонт в гостинице с перепланировками комнат. Были куплены автомобили и автобусы для доставки постояльцев с вокзалов города, провели обучение сотрудников отеля. Теперь у входа в отель постояльцев встречали 2 величественных швейцара и шикарный вестибюль с камином и чучелом медведя. От стойки администратора, владеющим несколькими языками, носильщики разносили вещи постояльцев по номерам. Петроградские газеты писали, что «Пале Рояль» вступил в соревнование с лучшими гостиницами города…

В 1918 году гостиница подвергается облавам красногвардейцев, владельцев постоянно вызывают в ЧК. После последнего принудительного посещения Гороховой улицы, где последнюю владелицу дома Н.И. Агапитову продержали много часов, она с помощью знакомого финского контрабандиста , который часто жил в ее комнатах, бежала в Финляндию. Так печально закончился 45-летний период существования гостиницы «Пале-Рояль». После этого дом становится сначала общежитием железнодорожников, а затем «домом с многонаселенными коммунальными квартирами» — доходило до 15 комнат в каждой.

Здание входит в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения.

Фото:

4Traveller.me

Открытый город 

CityWalls.ru 

 

 

 

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Поделиться новостью: