Загружается...

Масштабное полотно Константина Маковского «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» отправилось на реставрацию

Логотип Культура Петербурга
22 ноября 2022
Масштабное полотно Константина Маковского «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» отправилось на реставрацию

К. Маковский «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге»

22 ноября состоялся пресс-тур Русского музея в Михайловском дворце, посвященный основным этапам работы по восстановлению картины Константина Маковского «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» (215 х 321 см). Реставрация проходит при поддержке ПАО «Газпром».

Специалисты Русского музея рассказали о предстоящей работе и показали отдел реставрации золоченой резьбы, где проходит реставрация оригинальной рамы.

В мероприятии приняли участие генеральный директор Русского музея Владимир Гусев, заместитель генерального директора Русского музея по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Ольга Бабина, начальник Службы реставрации музейных ценностей Русского музея Евгений Солдатенков, заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи Марат Дашкин, ведущий художник-реставратор масляной живописи Русского музея Ольга Кленова, заведующая отделом реставрации золоченой рамы Ирина Веснина, представители ПАО «Газпром».

генеральный директор Русского музея Владимир Александрович Гусев,
заместитель генерального директора Русского музея по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Ольга Анатольевна Бабина

«Не так давно мы представляли завершение работы над картиной Айвазовского «Петр I при Красной Горке…». А сегодня при участии «Газпрома» начинаем реставрацию другой картины, известного художника второй половины XIX века, Константина Маковского. Этому произведению 150 лет, из них 125 лет оно находится в Русском музее. Во время реставрации будут проходить мастер-классы для студентов профильных вузов, участвующих в социальном проекте «Друзья Петербурга». Это расширение понятия ленинградской школы реставрации и привлечение нового поколения реставраторов», – отметил генеральный директор Русского музея Владимир Гусев.


«Благодаря комплексной реставрации полотну и картинной раме будет возвращен вид, соответствующий авторскому замыслу. Картина, связанная с национальным праздником, важна для понимания культуры и истории России, поэтому мы постараемся вернуть ее на экспозицию, где полотно смогут увидеть посетители, уже к Масленице. В рамках сотрудничества с ПАО «Газпром» мы проводим не только реставрационную, но и просветительскую работу. Чуть позже состоятся встречи с журналистами, а также мастер-классы для молодого поколения реставраторов», – сообщила заместитель генерального директора Русского музея по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Ольга Бабина.

фрагмент картины К. Маковского «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге»

Картина «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» поступила в Русский музей в 1897 году из Гатчинского дворца. Возраст произведения составляет более 150 лет, и прошедшее время, как и смена исторических условий, отразились на состоянии полотна. Профессиональные реставраторы Русского музея начинают работу над восстановлением картины, реставрация которой стала возможной при поддержке ПАО «Газпром». В ходе реставрации специалисты Русского музея проведут цикл мастер-классов для студентов профильных вузов, участвующих в многофункциональном социальном проекте ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга». Также Русский музей создаст фильм об истории реставрации шедевра с показом в Центре мультимедиа Музее и включением в медиатеку проекта «Русский музей: виртуальный филиал», проведет трансляцию лекций для широкой аудитории.

ведущий художник-реставратор масляной живописи Русского музея Ольга Юрьевна Кленова

Из-за сложного состояния картины сейчас требуется комплексная техническая реставрации. На начальном этапе должны быть удалены следы предыдущих вмешательств. С течением времени происходило постепенное ослабление и провисание основы холста, и ослабленная основа стала причиной возникновение различных видов кракелюра. Во время предыдущих реставраций специалисты пытались улучшить натяжение холста с помощью расклинивания подрамника, что впоследствии привело к образованию жестких изломов. Теперь реставраторы планируют устранить повреждения и заменить подрамник.

ведущий художник-реставратор масляной живописи Русского музея Ольга Юрьевна Кленова

Попытки заделать прорыв, который появился на полотне, и усилить края картины с помощью крепкого животного клея стало причиной дальнейшего ухудшения состояния основы. Механические повреждения живописи: царапины, потертости, утраты красочного слоя и прорывы, – неоднократно заделывались доступными способами и материалами. 

фрагмент картины К. Маковского «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге»
фрагмент картины К. Маковского «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге»

Со временем реставрационные материалы (клеи и смолы) постарели и изменили цвет. Краски, примененные для тонировок, также стали более заметными на авторском слое. Второй этап реставрации включает работу с поверхностью живописи: обновление лака, удаление записей и поздних слоев желтого лака и его потеков. После коррекции реставрационного грунта живопись будет заново покрыта лаком. Затем реставраторы выполнят тонирование утрат с учетом художественных приемов и особенностей живописи автора.

заведующая отделом реставрации отделом золоченой резьбы Русского музея Ирина Степановна Веснина 

В процессе реставрации будет также восстановлена рама картины. Она поступила в Русский музей вместе с полотном и находилась в постоянной экспозиции Михайловского дворца, а также принимала участие во временных выставках. В 2010 из-за плохой сохранности оригинальная рама была заменена на временную. На данный момент на ней заметны сколы и трещины, повреждено золочение, лепной и резной декор, а также присутствуют следы прошлых поновлений. Специалисты Русского музея расчистят загрязнения, укрепят основу и восполнят утраты, чтобы максимально приблизить вид рамы к первоначальному замыслу художник. 

работа по реставрации рам


Константин Егорович Маковский был одним из наиболее популярных российских художников конца XIX века. В 1869 году Маковский создал полотно «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге». За эту картину, а также за некоторые другие работы художник в том же 1869 году получил звание профессора живописи. Картина «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» изображает один из самых любимых народных праздников, символизирующих окончание зимы и приход весны. С момента поступления в Русский музей картина занимает достойное место в экспозиции Михайловского дворца.

Многофункциональный социальный проект ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» существует с 2020 года. Его миссия - содействие Санкт-Петербургу в сохранении его культурного наследия и исторической идентичности в современном мире. Он направлен на создание в городе уникальной творческой среды и проектов, способствующих сохранению историко-культурного наследия и развитию города, продолжение лучших традиций Ленинградской школы реставрации, а также содействие профессиональному росту студентов и молодых специалистов.

 

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Поделиться новостью: