Юбилей Шварца в Театре Комедии

19 октября 2021
Юбилей Шварца в Театре Комедии

21 октября 2021 года в Академическом театре Комедии им Н. П. Акимова состоится открытие выставки «Шварц. Человек. Тень», посвященной 125-летию со дня рождения писателя. Выставка расположится в фойе театра Комедии. Кроме того, в первые три дня празднования юбилея будут показаны спектакли по пьесам Е. Шварца: «Тень», «Дракон» и «Золушка».

Праздничные мероприятия начнутся в день рождения писателя, 21 октября. В открытии выставки примут участие председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга Константин Сухенко, директор Государственного литературного музея «ХХ век» Марина Линович, директор Санкт-Петербургского государственного академического театра Комедии им. Н. П. Акимова Алексей Фрадин, художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного академического театра Комедии им. Н. П. Акимова Татьяна Казакова и внучка Евгения Шварца Мария Крыжановская.

Спектакли Евгения Шварца в театре Комедии

Идея экранизировать сказку «Золушка» Шарля Перро принадлежала кинорежиссеру Надежде Кошеверовой. Евгений Шварц сочинил сценарий, а костюмы и декорации создал Николай Акимов. 16 мая 1947 состоялась премьера фильма, ставшего классикой отечественного кинематографа.

С 2017 года в постоянном репертуаре театра Комедии – сценическая версия киноленты с костюмами, воссозданными по оригинальным эскизам Акимова.

 

«Исторический анекдот с «Драконом» в том, что некоторый обобщенный фашизм приняли на свой счет. Спектакль был запрещен с ужасом», - писал Николай Акимов

Пьесу «Дракон» Евгений Шварц начал писать еще до войны, а закончил на ее переломе, в 1943  году, в эвакуации. 21 ноября в Душанбе Шварц впервые прочитал «Дракона» труппе театра Комедии.

В конце марта 1944 года в газете «Литература и искусство» вышла негативная статья под названием «Вредная сказка».

3 декабря 1944 года в Москве, на сцене Театра сатиры, состоялась премьера. После первого же показа пьеса была запрещена.

Это был первый отечественный триллер «фэнтези». Чудеса и превращения казались почти стереоскопическими. «Драконе» художественный иллюзионизм Акимова достигал сценического совершенства.

15 августа 1949 года в газете «Советское искусство» было опубликовано решение Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР о положении дел в театре Комедии. Акимову инкриминировались подражание Мейерхольду и работа в стиле «экспрессивного реализма», проповедь формализма и развернутая на практике программа безыдейного искусства, искажающего действительность. Травля Акимова закончилась отстранением его от руководства театром Комедии в 1949 году.

Уже через много лет, вернувшись на пост руководителя театра, Акимов решил вновь поставить «Дракона» в 1962 году. Приемка спектакля прошла с боем. Текст пьесы был сокращен. Спектакль разрешили с одним условием: перед его началом представитель театра, Алексей Савостьянов, должен был разъяснить зрителю антифашистскую суть сказки.

«Дракон» продержался в репертуаре театра чуть больше сезона. В апреле 1963 года Партийная комиссия потребовала снять спектакль. Так высказалась о новой постановке «Дракона» газета «Вечерний Ленинград»: «Пьеса в постановке театра Комедии трактуется настолько двусмысленно, что многие думают: да уж не о временах ли культа личности Сталина идет речь? Этот акцент проходит через весь спектакль».

Старожилы театра Комедии до сих пор вспоминают, как играли последний спектакль, как театр окружила конная милиция, как набился до отказа зал, а на балконе сгрудились студенты. Как после окончания спектакля зал взорвался овациями, скандируя «браво» и вызывая на сцену режиссера. Даже когда закрыли занавес, а за ним опустили и занавес пожарный, притихший зритель еще минут двадцать сидел в полумраке, прощаясь с «Драконом». Люди прощались не только со спектаклем, но и с целой эпохой, с ее сомнительной «оттепелью».

Не будучи понятым на Родине, «Дракон» был поставлен в Польше, Чехословакии, в ГДР и США, а в Лондоне был создан радио-спектакль.

В 1965 году Акимов в третий раз обратился к пьесе. В новом варианте «Дракона» он предполагал занять много молодежи. Уже после первых репетиций его вызвали в Смольный с просьбой приостановить репетиции.

24 августа 1969 года спектакль был списан с репертуара театра Комедии.

Сегодня в афише театра Комедии «Дракон» – в режиссерской версии Татьяны Казаковой 2016 года.  

 

«Тень» – спектакль-легенда, который не сходит с афиши театра Комедии уже более 70 лет. Разные режиссерские версии, звездные роли, всегда актуальная ирония текста. Ежегодно театр открывает свой сезон «Тенью», в память о Николае Акимове.

«Тень» положила начало новому сценическому жанру – философской сказке для взрослых.

«Тень» ставит перед театром ряд неожиданных и непредвиденных задач. Реалистическая, лирическая пьеса, пронизанная острым авторским юмором, включает в себя многие события, к изображению которых реалистический театр не готовился.

Как играть людоеда? Как, по законам реализма тень должна отделяться от человека? Каким естественным жестом следует терять голову с плеч? Во всех этих случаях приходится, отложив театральные самоучители, опытным путем, прислушиваясь к стилистике автора и к точным законам его сказочного мира, угадывать решение. С точки зрения пользы для театра эти трудности очень выгодны. Только тогда и происходит настоящий рост, когда накопленный опыт и сноровка бессильны перед новой задачей, когда всем, и менее и более опытным, приходится напрягать все свои силы, чтобы решить неизведанные проблемы», – Николай Акимов.

Пьесу Шварц писал в 1937-1940 годы специально для театра Комедии по заказу Акимова. Репетиции начались в 1939-м: пьеса правилась и дописывалась прямо во время работы над ней режиссера и актеров.

Шварц вспоминал: «Незадолго до премьеры в Доме писателя устроили выездную генеральную репетицию. В те времена заведена была такая традиция. Прошел показ празднично на нашей маленькой эстраде. Показывали самые удачные кусочки спектакля. Всем все понравилось, все были веселы, потом, по тогдашнему обычаю, бесплатно выступавших актеров кормили ужином, писатели принимали их, как гостей… И вот состоялась генеральная репетиция в театре. Вечером. Первая генеральная. В отчаянье глядели мы, как ползет она (Тень – прим. ред.) через сцену театра, путаясь в монтировках, как всегда у Акимова сложных. Актеры словно помертвели. Ни одного живого слова! А на другой день на утренний просмотр пришла публика, и все словно ожило. И пьеса имела успех».

Премьера состоялась 11 апреля 1940 года. Спектакль был снят с репертуара вскоре после премьерных показов, так как в нем «сказка слишком очевидно приближалась к политической сатире».

Спустя 20 лет, в эпоху хрущевской оттепели, Акимов снова вернулся к этой пьесе. Премьера состоялась 19 ноября 1960 года. На смену прославленной предвоенной плеяде исполнителей пришло молодое поколение талантливых актеров: В. Карпова, Л. Люлько, Г. Воропаев, П. Суханов, Л. Милиндер, А. Бениаминов, А. Савостьянов и другие. Зрительский успех был огромен, спектакль шел с аншлагами. Акимов заявил, что «Тень» для театра Комедии – такой же спектакль, как «Чайка» для МХАТа или «Принцесса Турандот» для Вахтанговского театра.

 


Поделиться новостью: