Фото: Никита Хлебников, студент 1 курса магистратуры Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) по направлению «Визуальные коммуникации в журналистике и рекламе».
Пост-релизы

10 июня 2024 года

Участники проекта «ВЕРЮ / НЕ ВЕРЮ» смеялись и плакали в театре «На Литейном»

Пока текущий театральный сезон близится к завершению, зрительский клуб «ВЕРЮ / НЕ ВЕРЮ» — проект издания «Культура Петербурга» — продолжает работать в петербургских театрах в форматах живой дискуссии — как устной, так и письменной, ведя дебаты по поводу заметных и спорных  постановок. Студенты и преподаватели петербургских вузов уже обсудили со зрителями, постановщиками и артистами премьерные и репертуарные спектакли в Музыкально-драматическом театре «Буфф», в Театре-фестивале «Балтийский дом», в Клоун-мим-театре «Мимигранты», в Театре имени Ленсовета и в Большом театре кукол.

5 июня, в преддверии 225-летия со дня рождения Пушкина, который весь культурный мир торжественно отпраздновал 6 июня (а юбилей отмечает в течение всего года), игра-дискуссия по Станиславскому прошла в театре «На Литейном». В ней приняли участие студенты и преподаватели СПбГУ и ВШПМ СПбГУПТД, а также новые члены клуба — профессионалы и любители театра.

Участники проекта «ВЕРЮ / НЕ ВЕРЮ» смеялись и плакали в театре «На Литейном»1
Участники проекта «ВЕРЮ / НЕ ВЕРЮ» смеялись и плакали в театре «На Литейном»2
Участники проекта «ВЕРЮ / НЕ ВЕРЮ» смеялись и плакали в театре «На Литейном»3
Участники проекта «ВЕРЮ / НЕ ВЕРЮ» смеялись и плакали в театре «На Литейном»4
Участники проекта «ВЕРЮ / НЕ ВЕРЮ» смеялись и плакали в театре «На Литейном»5
Участники проекта «ВЕРЮ / НЕ ВЕРЮ» смеялись и плакали в театре «На Литейном»6

Постановка «Пушкин. Дорожные истории», премьера которой прошла 27 февраля этого года, состоит из двух «спектаклей в спектакле». И это оригинальное, но удивительно гармоничное сочетание прозаического и стихотворного произведений классика, несмотря на то, что они совершенно разные по стилистике и форме, по жанру и настроению, по ритмическому и драматическому складу. «Станционный смотритель» — инсценировка по одноименной повести из цикла «Записки покойного Ивана Петровича Белкина». «Граф Нулин» — перевод на актерский язык и переложение на «театральный текст» одноименной пушкинской поэмы. Автором сценографии и костюмов спектакля выступила Анна Лаврова, художником по свету — Иван Тупикин, музыкальным оформителем — Анатолий Гонье.

Художественный руководитель и директор театра «На Литейном», режиссер-постановщик «Дорожных историй» Сергей Морозов побеседовал со зрителями спектакля и гостями театра во время антракта в уютном дворике на Литейном, в прохладе тенистого сквера, где умиротворяюще журчат фонтаны. Сергей Анатольевич поведал, что премьера спектакля «Станционный смотритель» (еще до того, как он стал первым актом постановки «Пушкин. Дорожные истории») была в декабре 2022 года и прошла «на выезде» — в Музее под названием «Дом станционного смотрителя», что находится в деревне Выра Гатчинского района Ленинградской области.

Участники проекта «ВЕРЮ / НЕ ВЕРЮ» смеялись и плакали в театре «На Литейном»1
Участники проекта «ВЕРЮ / НЕ ВЕРЮ» смеялись и плакали в театре «На Литейном»2
Участники проекта «ВЕРЮ / НЕ ВЕРЮ» смеялись и плакали в театре «На Литейном»3

Среди импровизированных собеседников худрука были как участники зрительского клуба «ВЕРЮ / НЕ ВЕРЮ» портала «Культура Петербурга», так и коллеги из учреждений культуры Ленинградской области «Музейное агентство» и «Дом народного творчества», а также представители Всероссийского театрального фестиваля «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (он был организован Театром-фестивалем «Балтийский дом», проходил в Санкт-Петербурге с 1 по 5 июня и представлял премьерные спектакли театров северной столицы и российских регионов, поставленные к юбилею великого писателя). Участвовали и обычные зрители, привлеченные видом собравшихся в кружок вокруг темпераментного Морозова неравнодушных внимательных слушателей. В ходе этого увлекательного доверительного разговора собеседники худрука узнали, что в честь юбилея Пушкина спектакль «Станционный смотритель» будет сыгран в июне на выезде трижды: в Кобрино - в «Домике няни А.С. Пушкина»,  в Выре - в «Доме станционного смотрителя» и в Выборге,   в рамках фестиваля «Культурный Выборг. Адаптация».

Сергей Анатольевич поделился и некоторыми любопытными фактами работы над «Дорожными историями»: «Мы практически не убрали ни слова из пушкинских текстов, но текст самой инсценировки составлен как некое актерское повествование, и он как бы расширяется за счет нюансировки, за счет актерской игры. Между артистами на сцене возникает постоянный диалог, и такой прием позволил нам объединить в один спектакль две, казалось бы, разножанровые части — прозу и поэзию Александра Сергеевича, лирическую драму и комический водевиль. Кроме того, мы добавили тонкое, незаметное — без прямого общения — взаимоотношение каждого персонажа со зрителем, что помогает публике переключаться от хрестоматийного текста на непосредственно живое сценическое действие. Так зрители погружаются в обстоятельства сюжета, глубже вникают во взаимоотношения между героями, которые отстаивают каждый свою правду и ведут каждый свою линию».

Когда отзвучали финальные аплодисменты и были подарены цветы, актер Театра-фестиваля «Балтийский дом», заслуженный артист России Александр Павельев поздравил постановщиков и исполнителей спектакля «Пушкин. Дорожные истории» и вручил театру «На Литейном» памятный диплом участника фестиваля «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

Участники проекта «ВЕРЮ / НЕ ВЕРЮ» смеялись и плакали в театре «На Литейном»1
Участники проекта «ВЕРЮ / НЕ ВЕРЮ» смеялись и плакали в театре «На Литейном»2
Участники проекта «ВЕРЮ / НЕ ВЕРЮ» смеялись и плакали в театре «На Литейном»3
Участники проекта «ВЕРЮ / НЕ ВЕРЮ» смеялись и плакали в театре «На Литейном»4
Участники проекта «ВЕРЮ / НЕ ВЕРЮ» смеялись и плакали в театре «На Литейном»5
Участники проекта «ВЕРЮ / НЕ ВЕРЮ» смеялись и плакали в театре «На Литейном»6

А после спектакля — вновь во дворике театра у фонтана — участники зрительского клуба «ВЕРЮ / НЕ ВЕРЮ» продолжили обсуждение просмотра уже «своим кругом», проведя его в виде «устной рецензии». Студенты были очень серьезными, сосредоточенными, глубоко погруженными каждый в свои мысли. Обговорив ряд нюансов и рабочих уточнений, ребята попросили дать им время переварить увиденное, возможность сформулировать впечатления, задать вопросы и дать ответы на них, взвесив все за и против, и резюмировать мысли письменно: в форме учебной работы — рецензии. Получив одобрение и порцию наставлений от своего преподавателя и от куратора клуба, они отправились сочинять.

Представляем их отзывы, написанные с нескрываемым азартом, но выдержанные именно в формате «верю / не верю» с обозначенными плюсами и минусами постановки. Работы созданы «под присмотром» профессора ВШПМ СПбГУПТД Сергея Ярошецкого и под редакцией куратора зрительского клуба «ВЕРЮ / НЕ ВЕРЮ» Марии Кингисепп.

А в качестве дополнительного и приятного бонуса добавляем к студенческим текстам два материала так называемых «профессиональных зрителей»: строгий разбор самого Сергея Ярошецкого и эмоциональный отзыв обладателя диплома театроведа-менеджера продюсерского факультета РГИСИ Ларисы Ребровой.

*****

ОДНОЗНАЧНО — ВЕРЮ!

В преддверии 225-летия со дня рождения великого русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина в театре «На Литейном» состоялся спектакль «Пушкин. Дорожные истории», на котором мне посчастливилось побывать в рамках проекта «Верю / не верю» портала «Культура Петербурга» и поучаствовать в работе зрительского клуба, который курирует театральный критик Мария Кингисепп.

Спектакль театра «На Литейном» интересен тем, что он не является традиционной постановкой, а, скорее, представляет собой театральный перформанс. Зрители становятся свидетелями творческого процесса, они могут наблюдать за тем, как рождаются стихи и проза классика.

Погружение и вовлеченность

Постановка является уникальным исследованием творчества знаменитого русского поэта. Режиссер-постановщик Сергей Морозов успешно воссоздал атмосферу эпохи Александра Сергеевича и оживил персонажей его произведений на сцене. Взаимодействие актеров с публикой создает ощущение пребывания в мире писателя, погружая зрителей в атмосферу его произведений.

Актеры взаимодействуют с аудиторией, создавая ощущение уникальности каждого момента. Этот спектакль не только позволяет окунуться в мир писателя, но и открывает новые перспективы в театральном искусстве. Он приглашает зрителей пересмотреть привычные представления о театре и погрузиться в атмосферу эксперимента и свободы выражения. Участие в таком театральном проекте становится уникальным и запоминающимся опытом для каждого зрителя.

Режиссер-постановщик спектакля Сергей Морозов говорит об этом следующее: «Мы старались незаметно из общего текста и общения со зрителями переключиться в сценическое действие».

Действо составляют два коротких, по сути отдельных, спектакля: «Станционный смотритель» (режиссер Светлана Князева) и «Граф Нулин» (режиссер Иван Рябенко).

Первая часть — одна из самых ярких театральных работ, что мне довелось увидеть. Этот спектакль, основанный на одноименной повести, рассказывает историю Самсона Вырина, станционного смотрителя, который пытается справиться с жизненными трудностями и сохранить свою дочь Дунечку.

Убедительная актерская игра

Главное достоинство здесь — это игра актеров. Игорь Ключников, Сергей Шоколов, Николай Солдаткин и Виктория Чумак превосходно воплотили образы своих героев, передавая весь спектр эмоций и переживаний. Их взаимодействие на сцене было настолько естественным и убедительным, что казалось, будто мы наблюдаем за реальной жизнью героев.

Часть «Граф Нулин» — не менее яркая и захватывающая работа. Режиссеры Сергей Морозов и Иван Рябенко сумели передать атмосферу пушкинской эпохи, наполнив ее музыкой и танцами. В постановке участвуют Мария Иванова, Александра Жарова и уже известные из первой части спектакля: Сергей Шоколов, Николай Солдатников и Игорь Ключников. Игра актеров заслуживает высокой оценки, каждый из них привносит свой уникальный вклад в общую картинку представления. Однозначно — верю!

Интересная и необычная интерпретация

Каждая минута спектакля наполнена эмоциями и переживаниями, которые соответствуют тому, что описано в произведениях. Исключительная игра актеров позволяет зрителям ощутить каждую ноту страсти, каждый миг радости или горя, которые присущи героям Пушкина. Такой подход к интерпретации классического произведения делает спектакль не только зрелищным, но и познавательным, расширяя горизонты и восприятие художественных творений.

Постановка становится своеобразным проводником по миру поэзии и прозы великого русского писателя. Она приглашает зрителей погрузиться в глубинные мысли, эмоции и чувства и дает возможность каждому увидеть произведения под новым углом.

В целом, «Пушкин. Дорожные истории» — это интересная и необычная интерпретация известных произведений, которая позволяет взглянуть на жизнь великого поэта с новой стороны. Постановка оставляет неизгладимые впечатления и вдохновляет на новые творческие свершения.

Варвара Шадрина, студентка 3 курса Высшей школы журналистики и медиатехнологий Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна (ВШПМ СПбГУПТД).


*****

ВЕРЮ — С ОГОВОРКАМИ

Впечатления-размышления о спектакле «Пушкин. Дорожные истории» театра «На Литейном» в рамках зрительского клуба «Верю / Не верю» портала «Культура Петербурга».

Постановка  мгновенно погружает зрителя в атмосферу пушкинских времен благодаря тщательно проработанному звуковому сопровождению. Шумы проезжающих экипажей, скрип деревянных половиц и мелодичные аккорды старинных инструментов создают эффект присутствия, делая спектакль живым и достоверным. Звуковая режиссура заслуживает особого упоминания, так как она играет ключевую роль в создании уникальной атмосферы, которая помогает зрителю окунуться в мир Александра Сергеевича.

Невозможно остаться равнодушным, но...

Эта часть спектакля трогает до глубины души своей искренностью и эмоциональной глубиной. Актеры прекрасно передают чувства и переживания героев, делая их настоящими и близкими зрителю. Режиссеру удалось сохранить дух оригинала, подчеркнув трагизм и человечность этой истории. Каждое движение, каждый взгляд передают сложные эмоции героев, а сцены прощания и встречи настолько проникновенны, что невозможно остаться равнодушным.

Актеры великолепно воплотили на сцене образы героев повести Пушкина. Каждое действие, каждый диалог был наполнен искренними эмоциями, которые передавались зрителям и вызывали глубокое сопереживание. Особо хочется отметить игру актера, исполняющего роль Самсона Вырина. Его отчаяние и горечь утраты дочери были переданы настолько достоверно, что зал замирал в тишине, следя за его трагедией. Режиссеру удалось сохранить дух оригинала, подчеркнув в постановке тонкость и драматизм пушкинской прозы.

Несмотря на общее впечатление погружения, некоторые элементы сценографии показались не до конца продуманными. Например, декорации на сцене иногда выглядели слишком просто, скамейки выполняющие функцию вешалок, стола, стульев и тд. Возможно, стоило добавить деталей для еще большего погружения в эпоху.

Есть ощущение диссонанса

Спектакль «Пушкин. Дорожные истории» по поэме «Граф Нулин» удивительно точно передает юмор классика, сохраняя легкость и игривость оригинала. Шутки, которыми насыщена постановка, заставляют зрителей смеяться и чувствовать живую связь с персонажами. Актеры блестяще справились с комедийными элементами, делая их остроумными и актуальными. Смех в зале не смолкал на протяжении всей постановки, что свидетельствует о прекрасной работе режиссера и актерского ансамбля.

Хотя в спектакле присутствует множество шуток, некоторые из них кажутся слишком современными и не соответствующими духу времени, в котором жил Александр Сергеевич. Такое смешение стилей может вызвать ощущение диссонанса и выбить зрителя из созданной атмосферы. В стремлении сделать поэму более доступной и забавной для современной аудитории, режиссер местами переусердствовал, добавив элементы, которые выглядят неуместно в контексте классического произведения.

Большинство актеров прекрасно справились со своими ролями, однако некоторые интерпретации персонажей выглядели чрезмерно гиперболизированными и карикатурными. Это особенно касалось отношений второстепенных героев, чьи образы иногда были слишком гротескными, что снижало уровень реалистичности и правдоподобия. В некоторых сценах такие интерпретации мешали полному погружению в атмосферу спектакля.

Впечатляет, однако требуются доработки

Спектакль «Пушкин. Дорожные истории» впечатляет своей атмосферой и качественным звуковым сопровождением, которые делают его ярким и запоминающимся событием. «Станционный смотритель» удачно передает дух оригинала и вызывает глубокие эмоциональные отклики. Однако некоторые шутки и интерпретации в «Графе Нулине» кажутся неуместными и выбивающимися из общей стилистики, что несколько снижает общее впечатление. В итоге, постановка достойна внимания и заслуживает положительных отзывов, но требует некоторых доработок для достижения полной гармонии.

Екатерина Дыгало, студентка 1 курса магистратуры Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) по направлению «Визуальные коммуникации в журналистике и рекламе».

*****

СТРАННЫЕ СБЛИЖЕНЬЯ

Пушкинское 225-летие, которое в Санкт-Петербурге не отмечает нынче только совсем ленивый, я встретил накануне вечером, то есть 5 июня. Встретил совершенно по-онегински: опозданием в театр. По уважительной, правда, причине — с Пулковских высот, где открывался Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ), в Театр на Литейном к началу успеть никак не получалось. Даже загоняя табун из двухсот лошадей под капотом, — это все-таки не шахматные кони и через другие машины перепрыгивать они не могли. Так что первую часть спектакля «Пушкин. Дорожные истории», поставленную по «Станционному смотрителю», мне пришлось пропустить как раз из-за дорожной обстановки.

Еще одно совпадение — на ПМЭФ был так называемый «нулевой» день, и актеры после антракта играли именно «Графа Нулина». До Дня рождения Александра Сергеевича оставалось четыре часа. Небольшая шуточная поэма, по признанию самого Пушкина пародирующая шекспировскую «Лукрецию», была разыграна в Театре на Литейном в постановке Сергея Морозова весело и непринужденно.

Сочинялся «Нулин», кстати, в зимние морозы. «Я имею привычку, — писал в известном своем комментарии поэт, — на моих бумагах выставлять год и число. «Граф Нулин» писан 13 и 14 декабря. Бывают странные сближенья», — удивлялся он, поскольку год тогда шел 1825-й. Друзья Пушкина в тот день выводили гвардейские полки на Сенатскую площадь, по ним ударили картечью из пушек по приказу того самого Николая Первого, какой сослал поэта в собственное его имение Михайловское и затем самолично подверг сочиненного там «Нулина» легкой цензуре. Устранил кое-какие шуточки, показавшиеся чересчур скабрезными. А именно: велел заменить строки про крепостную девушку Парашу (в Театре на Литейном ее замечательно сыграла Александра Жарова), что она «порою с барином шалит», и про графа Нулина (сыгранного Николаем Солдаткиным), будто тот «коснуться хочет одеяла», согревавшего Наталью Павловну (в исполнении Марии Ивановой).

Еще государь высочайше повелел заменить в поэме нулинский «урыльник» (то есть ночной горшок) на приличный «будильник» — и французский слуга графа monsieur Picard (Игорь Ключников) в спектакле подал своему господину именно будильник! В общем, напрасно остался недоволен вернувшийся с охоты муж Натальи Павловны (Сергей Шоколов) – императору поэма после Собственной Его Величества цензуры очень понравилась. Как и зрителям в Театре на Литейном 199 лет спустя — следующий год станет для произведения юбилейным!

Осталось добавить, что этот мой культпоход был предпринят в рамках проекта «ВЕРЮ / НЕ ВЕРЮ» портала «Культура Петербурга» и Санкт-Петербургского института культурных программ. Куратором проекта выступает известный театральный критик и обозреватель Мария Кингисепп, а компанию нам составили изучающие журналистику студенты не только Высшей школы печати и медиатехнологий СПбГУПТД, но и Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ, двух ведущих петербургских университетов. Бывают странные сближенья.

Сергей Ярошецкий, приглашенный профессор кафедры журналистики и медиатехнологий СПбГУПТД, председатель Совета образовательных программ «Визуальные коммуникации в журналистике и рекламе» СПбГУ.

*****

ДО КОМКА В ГОРЛЕ, ДО СЛЕЗ НА ЩЕКАХ

В преддверии праздничной юбилейной даты — дня рождения Александра Сергеевича Пушкина — мне посчастливилось в рамках зрительского клуба «ВЕРЮ / НЕ ВЕРЮ» и курсов повышения квалификации «Мастерство ведущих» посетить вышеупомянутый и уже родной сердцу театр. Зрительский клуб портала «Культура Петербурга» курирует театральный критик Мария Кингисепп, моя давняя знакомая и уважаемая коллега. А курсы проводит государственное бюджетное учреждение Ленинградской области «Дом народного творчества», где я сама тружусь в должности методиста отдела любительского и художественного творчества в секторе театрального и циркового искусства.

Что получилось хорошо, а что не удалось

По долгу службы и по призванию являюсь заядлым театралом, регулярно посещаю театры города Санкт-Петербурга и смотрю спектакли театральных коллективов Ленинградской области, подмечаю, что получилось хорошо, а что не удалось…

Спектакль «Пушкин. Дорожные истории» театра «На Литейном» состоит из двух произведений автора, и, как бы не казалось это странным, я свой отзыв начну со второй части. После антракта и обсуждения первого акта во дворе театра, в скверике с фонтанами, с участниками зрительского клуба «ВЕРЮ /  НЕ ВЕРЮ» мы вновь вошли в прохладный зал и расположились на своих местах. Приятно удивило то, что вернулись все вокруг нас сидящие, в театрах часто бывают случайные гости, и обычно после первого акта они покидают здание искусства. Нам предстояло посмотреть небольшой спектакль «Граф Нулин». Шуточная история с живым и острым сюжетом. Все слажено и по-доброму, но в какой-то момент я поймала себя на мысли, что я слежу за сюжетной линией Параши, служанки (Александра Жарова) и слугой-«французом» (Игорь Ключников). Радость. Пазл сложился, когда слуга вернулся на сцену с цветами для Параши, подхватил ее, словно «ветер», и был таков. Любовь восторжествовала. Аплодисменты. Занавес.

А вот вначале было грустно. Обратимся к первому акту спектакля, что так взволновал меня. История или о бедной девушке, или о бедном ее отце — знакомая тема отцов и детей.

Вопросов больше, чем ответов

Вопросов у меня появилось больше, чем ответов. Видимо, автор и правда хотел заставить нас много думать.

В один момент, когда Дуня вернулась и отправилась на могилу своего отца, я не смогла сдержать слез. А в моей голове вдруг зазвучало «нельзя, нельзя оставлять родителей своих…». Была ли она черствой? Нет. Была ли глупой девчонкой? Тоже нет. Отец простил свою дочь, несомненно, но простил ли он себя, что не смог удержать, не смог дать своей дочери той жизни, которой ей хотелось, что не углядел, что отпустил?

Верю всем

Я поверила всем героям, но особенно мое сердце тронул отец, станционный смотритель (Сергей Шоколов). Безусловная любовь к дочери погубила его, а, возможно, это его любовь к покойной жене своей, которую он перенес на Дуню. История печальной любви.

Возможно, просмотр спектакля «Пушкин. Дорожные истории» в театре «На Литейном» многих не оставил равнодушными, но моей душе и сердцу от приглянулся особенно — до комка в горле и до слез на щеках.

Лариса Реброва, методист отдела любительского и художественного творчества государственного бюджетного учреждения культуры Ленинградской области «Дом народного творчества», выпускница продюсерского факультета РГИСИ.

Спектакль "Пушкин. Дорожные истории" будет сыгран в Выборге 15 июня в рамках фестиваля «Культурный Выборг. Адаптация», который пройдет в Выборгском замке 12, 15 и 16 июня.

 

Фото: Никита Хлебников, студент 1 курса магистратуры Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) по направлению «Визуальные коммуникации в журналистике и рекламе».

Другие новости раздела

Концерты
11.07

«Северная симфония» прозвучала на выставке «Мой Петербург»

Инклюзия
Экскурсии
10.07

«Многомерность культуры» Достоевского

Классическая музыка
10.07

Союз Петербургской филармонии и Московской консерватории: от документа - к сцене

Фестиваль
08.07

Завершился I Международный фестиваль «Мир классического романса»

Авторская песня
28.06

«Город мастеров» исполнил стихи и песни в медиацентре «Культура Петербурга»

Смотреть все