Купание в Крещенскую ночь — традиция или новое веяние?
Праздники

10 января 2023 года

Купание в Крещенскую ночь — традиция или новое веяние?

Кадр из кинохроники «О праздновании Крещения Господнего, церемония крестного хода, освящение воды в г. Печоры в 1938 году». Фото: пресс-служба Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина.

19 января православные христиане отмечают один из важнейших, двунадесятых, праздников – Богоявление, или Крещение Господне, вспоминая о знаковом событии – дне, когда Иисус Христос был крещен. 


Вечером накануне праздника в маленьких церквушках и больших соборах проходят праздничные службы, совершается чин освящения воды, сперва в самих храмах, а затем в ближайших водоемах. После этого некоторые верующие стремятся окунуться в ледяную прорубь, именуемую Иордань, в память о реке Иордан, в которой принял крещение Спаситель… 

Окунались ли наши предки в прорубь с ледяной водой, и что всегда было принято делать на праздник Богоявления? Найти ответы попробуем в фондах Президентской библиотеки.

Кадр из кинохроники «О праздновании Крещения Господнего, церемония крестного хода, освящение воды в г. Печоры в 1938 году». Фото: пресс-служба Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина.

Титульный лист книги «Рассказы о праздниках православной церкви». Фото: пресс-служба Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина.

День накануне Крещения для верующих был постным, в храмах служились особые молебны, царские часы, затем литургия с вечернею, после которой (как и в наши дни) в самом храме проводилось великое водоосвящение. Затем «по вечеру или утром, – читаем в книге 1886 года «Рассказы о праздниках православной церкви» священника Иоанна Бухарева, – в самый праздник… после литургии бывает крестный ход на так называемый Иордан, т. е. на реку, пруд или колодезь, для совершения водоосвящения…».

Здесь же объясняется традиция «двудневного» освящения воды. В навечерие праздника оно совершается потому, что в древности в это время водоосвящение совершалось для крещения оглашенных, т. е. готовых к принятию таинства, чтобы те на следующий день уже смогли принять участие в праздничной службе как христиане. А вот уже «в самый праздник оно совершается единственно для вспоминания крещения Христова, для чего иерусалимские христиане обыкновенно выходили на Иордан реку». Поэтому по сложившейся традиции ход на реку для второго освящения и по сей день называется ходом на Иордан. О купаниях в прорубях нет ни слова. Говорится только, что «после священно и церковнослужители ходят по домам прихожан для кропления сею священной водою».

Кадр из кинохроники «О праздновании Крещения Господнего, церемония крестного хода, освящение воды в г. Печоры в 1938 году». Фото: пресс-служба Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина.

Титульный лист книги «Дванадесятые праздники православной церкви с историческим их исследованием…». Фото: пресс-служба Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина.

Похожие описания находим и в книге протоиерея Василия Никольского 1892 года «Дванадесятые праздники православной церкви с историческим их исследованием…». Автор говорит еще об одной традиции: в самую полночь зачерпывать воду из рек и источников, поскольку считается, что Спаситель крестился среди ночного безмолвия. В любом случае, крещенская вода воспринимается верующими, как великая святыня, которая бережно хранится и употребляется во время болезней, для укрепления духа. Из более ранней книги 1848 года «Быт русского народа» этнографа Александра Терещенко узнаем, как проходило освящение воды на Неве, прямо напротив Зимнего дворца.

«Митрополит обыкновенно священнодействует... …Пышность и торжественное совершение поражают каждого. Императорский дом, окруженный первейшими государственными сановниками... в блестящих золотых мундирах – представляют глазам ослепительную картину величия. Тысячи людей стоят по обеим сторонам реки… Глубочайшая тишина господствует повсюду: одно духовное пение… Но коль скоро погрузится крест в воду, мгновенно раздаются громовые перекаты пушек с Петропавловской крепости. С шумом и радостным волнением бросается народ черпать Иорданскую воду, и все возвращаются домой с восторженным чувством небесной радости».

Титульный лист книги «Быта русского народа». Фото: пресс-служба Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина.«Древнее обыкновение бросаться в прорубь воды, – пишет автор «Быта русского народа», – давно здесь (в Петербурге. – Прим. пресс-службы ПБ) не известно, и живет оно в одном воспоминании». Хотя, по словам Никольского, существуют мемуары иностранцев, приезжавших в Москву в XVI–XVII веках, о том, что царь и вельможи погружались в прорубь. Причем купались в проруби не только здоровые, но и «отчаянно больные, не имевшие никакой надежды на выздоровление». Автор сам был однажды свидетелем в Малороссии, что после освящения воды казак, сняв с себя верхнее платье, спокойно погрузился в воду. Но, отмечает автор, больных больше не купают, а только дают им пить Богоявленскую воду, излечивающую от многих недугов. Возможно, погружение больных в воду произошло от верования, что дух свыше исцеляет их, говорится в книге. Но все же подобные действа автор оценивает как остатки язычества и предостерегает:

«Из Стоглава известно, что накануне Р. Х. и Св. Крещения мущины и женщины сходились на нощное плещованье, игры, глумление и бесовския песни».

О неоднозначности традиции купания в проруби в праздник Крещения Господня говорят сегодня и современные священники. Настоятель храма Апостола Луки при Академии Штиглица в Санкт-Петербурге, иерей Илья Павлов в беседе отметил:

«Некоторые священники начала XX века называли крещенские купания языческими пережитками. Похожая традиция есть в Греции и на Кипре. Там при освящении воды в море бросается крест, а лучшие пловцы за ним ныряют. Считается, что если достать крест – это принесет удачу». «Русская традиция массовых крещенских купаний, – по словам отца Ильи, – получила широкое распространение в начале 90-х годов прошлого столетия и наложилась на популярное в советское время моржевание». «Верующим же людям нужно помнить: главное в праздник Крещения Господня – это литургия и, как кульминация, Великое освящение и раздача людям крещенской воды, – отметил священник. – К сожалению, эти составляющие праздника для большинства россиян – в свете крещенских купаний и молодецкой удали – чаще всего остаются незаметными».

Праздник Крещения Господня, действительно, несет в себе особую радость для верующих. На портале Президентской библиотеки есть кинохроника «О праздновании Крещения Господнего, церемония крестного хода, освящение воды в г. Печоры в 1938 году». На архивных кадрах мы видим большое количество людей во время крестного хода в Свято-Успенском Псково-Печерском мужском монастыре. Многие держат в руках стеклянные бутылки для святой воды, а маленький мальчик благоговейно и радостно умывается ледяной только что освященной водой.

Кадр из кинохроники «О праздновании Крещения Господнего, церемония крестного хода, освящение воды в г. Печоры в 1938 году». Фото: пресс-служба Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина.

Традиция празднования Крещения Господня, как мы видим, имеет многовековые корни. А глубже узнать историю и культурные традиции своей страны каждому читателю поможет Президентская библиотека. В ее электронном фонде на сегодняшний день представлено более миллиона интереснейших и зачастую уникальных материалов.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

8 марта
07.03

Как отмечали 8 марта в СССР

Блокада Ленинграда
18.01

18 января 1943 года - День прорыва блокады Ленинграда

Ленинградская «Дорога Победы»: как первый поезд с Большой земли пришел в блокадный город

13.01

Где можно окунуться в иордань в Петербурге в Крещение?

Рассказываем, где встречать Крещенский сочельник, как правильно окунаться в прорубь, а также о том, как возник праздник Крещения и какое отражение он нашел в искусстве.

11.01

День волшебного слова

22.12

Как Пётр I изменил главный праздник в году

20 декабря 1699 года царь Петр I издал указ о переносе празднования Нового года с 1 сентября на 1 января. Рассказываем о том, как с приходом нового госудяря поменялись традиции новгодних праздников, а также всего летоисчисления.

Смотреть все