Опубликовано: 02 октября 2024 года
6 октября в Северной столице стартует фестиваль современной музыки «Петербургские дожди». Проект пока юн, он проводится во второй раз. Однако фестиваль уже запомнился публике «настоящим праздником современного российского искусства», который «приходит осенью, вместе с петербургскими дождями», — так говорит о фестивале его художественный руководитель, председатель Союза композиторов Санкт-Петербурга Антон Танонов. Дождливым сентябрьским вечером с композитором побеседовала Елена Наливаева.
- Антон Валерьевич, осень любят не все. Погода ненастная, люди хандрят, болеют, сил мало... А Вы нашли энергию на большой красивый проект. Как у Вас это получилось?
- Да, петербургский октябрь — это всегда дожди, ненастье, слякоть… Но давайте представим, как происходит сочинение музыки? Глубоко внутри рождается идея. Потом она вырастает, записывается нотами, композиции играют замечательные музыканты… А вскоре мы приходим на концерт, загруженные своими внутренними проблемами. Вершится чудо музыки; и вот она прозвучала, а мы будто бы родились заново.
Идея фестиваля «Петербургские дожди» в том, чтобы, несмотря на дожди (а мы их, кстати, очень любим — это примета Петербурга), заразить слушателей нашим хорошим настроением, светом, подарить солнечные эмоции.
- Как удалось собрать столь внушительную команду нехандрящих и желающих выступать?
- Настоящего музыканта не остановишь ни пандемией, ни плохой погодой, ни болезнями. Он всегда придет на сцену и будет радовать слушателей. Что же касается современной музыки — исполнитель должен обладать смелостью. Одно дело — сыграть произведение Баха, Генделя, Рахманинова, знакомую каждому с детства любимую классику. Другое — открыть слушателю мир современника, его музыку, родившуюся здесь и сейчас. Мы рады сотрудничать с энтузиастами, исполняющими новую музыку. Это и камерный оркестр «Дивертисмент» под руководством Ильи Иоффа, и симфонический оркестр «Таврический (дирижер и художественный руководитель — Михаил Голиков); это и наш любимый Концертный хор Санкт-Петербургского института культуры под управлением Сергея Екимова, и хор «Перезвоны» (художественный руководитель — Лариса Яруцкая); и наши новые друзья — Петербургский джазовый оркестр под управлением Бениамина Саруханяна, и ансамбль ударных Prosody. Не могу не упомянуть наших постоянных солистов — Санкт-Петербургский Ансамбль новой музыки под руководством Николая Мажары — этот коллектив в городе очень любят.
Афиша фестиваля.
- «Петербургские дожди» — отражение «Петербургской / Ленинградской весны»? Между фестивалями есть нечто общее?
- «Петербургские дожди» — самый романтичный фестиваль современной музыки, «Петербургская / Ленинградская весна» — фестиваль самый бескомпромиссный. Их объединяет музыка ленинградских-петербургских композиторов, но направлены проекты на несколько разную аудиторию. Если вы спешите насладиться экспериментом, премьерами свежих, только что появившимися произведений — добро пожаловать на «Весну». Если мечтаете испытать сильное эмоциональное воздействие, погрузиться в звуки, максимально прочувствовать музыку — приходите на «Дожди».
- У «Весны» этого года была магистральная линия — ностальгия по всему ленинградскому: пломбиру, трамваям, местам встреч творческих людей... Концепция «Дождей», кажется, пропитана аллюзиями и философией: «Время собирать...», «Круги на воде», «Сотворение музыки...» В чем философия фестиваля?
- Программа «Петербургских дождей» этого года, в первую очередь, посвящена самим творцам. Откроется фестиваль концертом «Мой папа — композитор», посвященный Году семьи в России. К слушателям выйдут дети наших современных Бахов. Династии петербургских композиторов: Плешаки, Резетдиновы, Мажары, Осколковы — своими примерами покажут, как из поколения в поколение передается мастерство. На сцене будет симфонический оркестр «Таврический», дети сыграют музыку родителей. Мы приглашаем на этот концерт многодетные семьи — абсолютно бесплатно. И, конечно, ждем всех, кто ценит традицию передачи добра через искусство.
Кроме того, фестиваль несет идею коллаборации. «Мой папа — композитор» — коллаборация с фестивалем «Земля детей». Программа «Круги на воде» — результат сотрудничества фестивалей «Звуковые пути» и «Петербургские дожди». В рамках «Дождей» объединяются разные пути и направления работы в Союзе композиторов, создается синергия стилей. Хоровая секция представит великолепный концерт «Петербургские песнопения», а секция камерной музыки покажет себя в двух программах: Алексей Крашенинников соберет свой Краш-Клуб на мероприятии «Герои нашего времени», а Михаил Журавлёв представит «Время собирать…». Венцом фестиваля станет концерт «Сотворение музыки. День первый» на новой сцене театра LDM (Петровский проспект, 20). Гости услышат концептуальный альбом, посвященный нашему любимому Дому композиторов на Большой Морской, 45, да и вообще петербургским композиторам. Почти вся программа этого вечера собрана из мировых премьер. Стилевой разброс окажется очень широким: от авангардного джаза до рока, рэпа… Для этого концерта я написал «Балладу о доме мелодий» на стихи Дмитрия Дарина. Это сочинение перекликается с «Богемской рапсодией» группы Queen.
- В фестивале есть сочинения, которые долго ждали исполнения: например, «Ленинградские песни» Александра Радвиловича. На Ваш композиторский взгляд, почему давно написанные сочинения порой долго ждут своего часа?
- Сочинение музыки сравнимо с рождением ребенка. Произведение — это живое существо, оно развивается, у него есть своя судьба. Появление музыки на свет может сопровождаться большими трудностями. Я считаю, что произведения выходят в мир тогда, когда это необходимо. Вспомним открытие заново Мендельсоном «Страстей» Иоганна Себастьяна Баха. Современные дирижеры, музыкальные руководители, продюсеры фестивалей ищут и находят редкие жемчужины, которые могли бы актуально прозвучать сегодня. Так и случаются премьеры сочинений, долго-долго лежавших в композиторских столах.
- В программе есть сочинение Александра Попова «Вешалка дураков». Музыка написана в 1978 году, но в 2024 году появилась новая версия. Как Вы считаете, что заставляет композитора возвращаться к прошлому, переосмысливать написанное? Был ли у Вас такой опыт?
- Мне кажется, спустя время композитор по-новому начинает относиться к своему произведению. Я это знаю по своим театральным работам. Спустя годы порой хочется перезагрузить собственное восприятие и отнестись к давнему сочинению, как к написанному кем-то другим. Включается внутренний критик, хочется все «разобрать», разложить по полочкам, что-то пересочинить, что-то убрать или добавить… Это естественный творческий процесс переосмысления. Здесь кроется красота и гибкость работы композитора. Возьмем, к примеру, кино: фильм спустя годы не переправишь, не переснимешь то, что не нравится. А у композитора будто бы театр: всегда можно вернуться к сочинению и «сыграть» все по-новому.
- Что Вы слышите в дождях Петербурга?
- Я очень люблю дождь. Вспоминаю детство: всегда нравилось гулять, когда он шел. С дождем приходит чувство, что все становится более чистым, правдивым. Проясняются мысли. Люблю сочинять музыку под дождем.
- Говорят, что Сергей Прокофьев — солнечный композитор. А дождливый композитор есть?
- Думаю, что все композиторы, которые представят музыку на нашем фестивале, — это петербургские дождливые композиторы, композиторы дождя. Звук дождя близок к белому шуму и дает, с одной стороны, очищение (и сознания тоже!). С другой стороны — это некое основание для чего-то. Современные электронные композиторы часто «подмешивают» белый шум для того, чтобы дать своим работам более плотное, мощное звучание. Дождь — один из наших вдохновителей. Он маэстро, который руками природы вкладывает в творческое сознание новые идеи.
- Дождевик или зонтик?
- Я всегда за стильный английский зонтик.
- Грибной дождь или гроза?
- Обожаю звук грозы. Грибной дождик — совсем не то.
- Прогулка под дождем или домашний уют, чай и написание музыки?
- Прогулка под дождем, разумеется. Это про вдохновение.
Фотографии предоставлены Союзом композиторов Санкт-Петербурга.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться