Евгений Деммени называл свою работу куклотерапией
Интервью

06 февраля 2023 года

Евгений Деммени называл свою работу куклотерапией

В наступившем году исполняется 125 лет со дня рождения актера, режиссера и теоретика кукольного театра Евгения Деммени. Редактор портала «Культура Петербурга» встретился с актрисой Театра марионеток Фаиной Ивановной Костиной, чтобы узнать, как ей работалось с кукольным гением? И какие мероприятия пройдут в городе в честь Дня рождения Евгения Сергеевича?
dem 2023 irina ivanova-8780.jpg
Фаина Ивановна, в этом году исполняется 125 лет со дня рождения Вашего учителя, Евгения Сергеевича Деммени. Планируют ли в театре отметить эту дату? Зрителей ждут премьеры или, быть может, показ восстановленного спектакля?

- Этот сезон мы всецело посвятим 125-летию со дня рождения Евгения Сергеевича Деммени. В первую очередь, особое внимание уделим выставкам — сейчас работаем над выставками в Театральной библиотеке и Доме актера. И, конечно, большой экспозицией, которая будет демонстрироваться в фойе театра: на ней мы представим эскизы, кукол, фотографии и многие другие уникальные экспонаты, рассказывающие о личности Деммени. Кстати, и сам Евгений Сергеевич, популяризируя кукольный театр, занимался выставочной деятельностью.
Также зрителей ждут показы спектаклей, поставленных мастером, например, «Гулливер в стране лиллипутов». Будет в рамках празднования и кукольный фестиваль, на который мы ждем театры, к созданию которых имел отношение непосредственно Деммени. Они привезут нам своим спектакли, поставленные в театрах таких городов как Иваново, Екатеринбург и Нижний Новгород. Естественно, примет участие в мероприятии и наш Театр марионеток.

dem 2023 irina ivanova-8531.jpg
Евгений Сергеевич был одним из основоположников развития кукольного искусства в России. Какие принципы использовались им в работе? Какие из них театр «хранит» до сих пор?

- Главная заслуга Деммени — это введение драматургии в кукольное искусство. При нашем учителе впервые появился кукольный спектакль, поставленный по мотивам произведения Чехова «Свадьба». Эта работа имела колоссальный успех. Посмотреть на нее стремились не только советские, но и зарубежные гости. Например, в то время в Ленинграде принимали знаменитого китайского актера, который захотел посетить именно кукольный театр. (Тогда он располагался в одном из помещений ТЮЗа им. А. А. Брянцева). После просмотра спектакля гость был в восторге: ему понравилась драматургия, а суть постановки была ясна и без переводчика. Кроме того, в спектакле было много новаторства: использовано трехъярусное пространство, «киношный свет». Чувствовался поиск новых решений.
Евгений Сергеевич привил нам любовь и уважение к зрителям.
Деммени был сам как театр, без него на спектаклях было грустно. Если ребенок что-то не понимал, то он мог подойти и объяснить. А какая была дисциплина! Я лет пятьдесят никуда не опаздывала.
И опрятность! Не дай Бог было положить куклу-произведение искусства лицом на стол или не развязать узлы.
Он называл свою работу — куклотерапия, а одним из его главных принципов был — развлекая, воспитывай. Наш режиссер был уверен, что выйдя со спектакля, ребенок должен вынести что-то новое, чего он не знал, того, о чем мог поговорить с родителями.

dem 2023 irina ivanova-8697.jpg
Какой случай совместной работы для Вас стал самым запоминающимся?

- Во время второго года работы в театре я была задействована в спектакле «Синяя птица». Играла всегда одна, второго исполнителя не было. В этот день все было прекрасно: достигнута нужная атмосфера. Однако актер, который должен был мне помочь и вынести реквизит, опоздал с выходом на сцену. Я, конечно, справилась с неурядицей, и зритель ничего и не заметил, но моему возмущению не было предела. В тот момент, когда напарник вышел, прошептав свое, «извини», я все свое возмущение выразила в звучном шепоте. После чего продолжила играть дальше. Но я не знала, что Деммени, обладавший прекрасным слухом, сидел в это время в зале. И, конечно, услышал мой «шепот».
После спектакля меня вызвали в директорскую. Евгений Сергеевич говорил: «Спектакль хороший, все прошло хорошо. Но, Фаина Ивановна, что же там произошло?». Мне было стыдно, но сдавать коллегу — непозволительно. Кстати, такое уважение к друг другу нам привил именно Деммени. На ходу начала сочинять, что запутались нити, я не удержалась и прошипела. Глаза руководителя сразу потеплели, инцидент был исчерпан. Евгению Сергеевичу претило неуважение к коллегам. Он не выносил лицемерия, высокомерия, а также когда «сдавали» друг друга. В такие моменты сильно гневался. Хотя ему и донесли, что виноват был коллега, он оценил мой поступок.

dem 2023 irina ivanova-8722.jpg
У Вас были разноплановые роли: Чебурашки, Чиполино, Королевы из спектакля «Гулливер» и многие другие. Какая оказалась самой запоминающейся?

- Да, мне давали роли мальчиков, девочек, королев, дворников, пупсов. Деммени никогда не боялся экспериментировать. Придя в театр, я сразу получила главную роль. Справилась — следующая. Спустя два года мне дали остро-характерную роль — царицы мачехи в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях». Это было испытание — я не умела злорадно хохотать. Всегда была очень смешливая, но радовалась беззвучно, при этом по щекам текли слезы.
Хохотать в голос да еще и злорадно не получалось вообще. Одна из актрис нашего театра — певица учила меня «хохотать» на выдохе, показывала упражнения. И я уезжала за город на электричке, чтобы в одиночестве натренироваться громко и злорадно хохотать.
Еще был случай, когда в сложном спектакле «Двенадцать месяцев» шло распределении ролей, мне выпало целых три: королевы, дочки мачехи, Гофмейстерины. На репетицию был отпущен месяц. Растерявшись, я пошла к режиссеру: «Евгений Сергеевич, я же не успею за месяц сделать все три роли. Что делать?». Зачем я тогда сказала такую глупость, до сих пор не знаю. Деммени, взяв карандаш, вычеркнул меня из роли королевы, оставив только дочку мачехи и характерную Гофмейстерину. Королеву я сыграла уже позже, во втором спектакле, а за роль Гофмейстерины получила премию в Союзе театральных деятелей.

photo_2023-01-18_13-58-17.jpg
Говорят, что сама сложная в управлении кукла — марионетка. Так ли это? Работа с какими куклами давалась лично Вам тяжелее всего?

- Тростевая кукла, бывшая в каждом кукольном театре Советского Союза, тоже непроста в управлении. Расскажу вам небольшой секрет: внутри куклы есть машинка, благодаря которой игрушка может поворачивать голову и смотреть по сторонам, совершая при этом плавные движения. Можно, конечно, и просто носить куклу, такое тоже бывает. Но я предпочитаю, чтобы моя помощница «ожила», а чтобы это случилось — нужно трудиться.
А роли-то в спектаклях большие. Представляете, какая нагрузка на руку? Мне вспоминается кукла Оля из спектакля «Колосок — волшебные усики», который мы играли в 60-х годах. После работы с этой куклой, возвращаясь домой на Петроградскую, я долго плакала в ванной — старалась, чтобы домашние не видели. Такая была большая физическая нагрузка на руку. Но не сдавалась, в итоге играла эту роль одна.

dem 2023 irina ivanova-8790.jpg
На какой спектакль Вы посоветуете пойти с моей шестилеткой, радеющей за справедливость?

- «Гулливер в стране лилипутов» — там есть и подлость, и гордыня, и борьба за правду, и духовность.

Фото: Ирина Иванова
Фото: Ирина Иванова
Фото: Ирина Иванова
Фото: Ирина Иванова
Фото: Ирина Иванова
Фото: Ирина Иванова
Фото: Ирина Иванова

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

26.04

Антон Лубченко: «Казалось упущением, что клавира этого сочинения не существует»

Бесплатно
Экскурсии
Реставрация
21.06

Антон Иванов: «Открытый город» делает объекты культурного наследия доступнее

О том, как попасть в закрытые для посещения учреждения, являющиеся памятниками архитектуры, порталу «Культура Петербурга» рассказал автор и руководитель проекта «Открытый город» Антон Евгеньевич Иванов.

Интервью
Музыка
22.04

Галина Ковзель: «Романс — это обнажение своей души»

Интервью
Театр
16.11

Юрий Шварцкопф: «Наш зритель - душевный»

Интервью
Кино
16.04

Милош Бикович: «Каждая роль – это вызов, а каждый персонаж – учитель»

Смотреть все