Фотографии предоставлены Надеждой Демкиной
Интервью

12 мая 2021 года

Художница о художнице

5 [17] мая 1871 в Санкт-Петербурге родилась российский и советский график, гравёр, мастер пейзажа Анна Петровна Остроумова-Лебедева. Она преподавала в Высшем институте фотографии и фототехники и во Всероссийской академии художеств. Во время Великой Отечественной войны работала в блокадном Ленинграде, создала ряд пронзительных графических образов осаждённого города.

Анна Остроумова-Лебедева положила начало возрождению русской оригинальной (в том числе цветной) ксилографии, а в рейтинге гравёров России первой половины XX века она считается «звездой первой величины». Художница похоронена в Некрополе мастеров искусств. В 2021 году исполняется 150 лет со дня её рождения.

«Культура Петербурга» пообщалась с Надеждой Демкиной, которая занимается популяризацией творчества художниц, в том числе и Анны Остроумовой-Лебедевой.

Портрет художницы Надежды Демкиной



Добрый день, Надежда! Расскажите, пожалуйста, о себе нашим читателям.

– Я художница и журналистка. Последние два года занимаюсь изучением историй художниц, родившихся в Российской империи. До этого я занималась Петербургом, мои картины — это, в основном, пейзажи города.

Вы несколько лет занимаетесь историями женщин-художниц, учившихся в России до революции, и даже проводите посвящённые им выставки. Чем вызван Ваш интерес к этой теме?

– Они захватили меня! Ну а если серьезно, это и правда захватывающие истории. Мы все знаем мексиканскую художницу Фриду Кало благодаря голливудскому фильму, снятому по её биографии. Так вот, я могу назвать более десятка наших соотечественниц, чьи истории жизни достойны таких же блокбастеров, и придумывать ничего не надо — это всё случилось на самом деле.

Я всегда интересовалась биографиями людей искусства, читала о художниках, поэтах, писателях. Когда я сама стала рисовать и участвовать в выставках, то обратила внимание, что о женщинах в искусстве гораздо меньше информации, как будто их не было вовсе. Но как только я стала прицельно искать её, оказалось, что в прошлом было очень много художниц. Многие сделали очень важные для истории искусства вещи, другие достигли немногого, но важен сам факт присутствия художниц в истории. Сейчас он просто игнорируется большей частью. Это мне кажется несправедливым.

Во всём мире сейчас повышен интерес к открытию новых старых имён в искусстве, тех, кому раньше уделялось меньше внимания. Крупные музеи проводят сборные и персональные выставки художниц. У нас в России такая выставка проходила в 2002 году в Третьяковской галерее, почти 20 лет назад.

В чём заключается суть Вашего проекта об историях художниц Российской империи?

– Я стараюсь популяризировать эту тему. Собираю информацию, читаю воспоминания, письма, дневники. Провожу выставки, читаю лекции, пишу статьи, рассказываю о художницах. И это вызывает большой отклик у аудитории. Этой весной в Центре искусств и музыки библиотеки Маяковского мы сделали большой проект «Найди меня», где я показала 75 портретов женщин, которые занимались искусством, также можно было прочитать их биографии. Ещё я представила карту Петербурга, где отмечено 40 адресов в городе, где жили и учились художницы. На втором этаже библиотеки мы вместе с куратором Натальей Каш создали инсталляцию «Музей, которого не было» — псевдомемориальную экспозицию вещей, которые принадлежали женщинам искусства. Причём там уже были не только художницы, но и женщины-композиторы, поэтессы, писательницы. Такого музея нет. Вещи мы использовали винтажные. Но нам хотелось представить: а что, если бы такой музей возник?

Как получилось, что в центре вашего внимания — художница Анна Остроумова-Лебедева?

– Я не могу сказать, что она в центре внимания, просто ей посвящена моя первая книга, планируются и другие.
Анна Петровна Остроумова-Лебедева, 1921 г. (с) ru.wikipedia.org

Вы посвятили Анне Остроумовой-Лебедевой биографический комикс. Как появилась идея создания этой книги? Почему Вы выбрали формат комикса, а не биографию в виде текста?

– Анна Остроумова-Лебедева сама написала прекрасные «Автобиографические записки» о себе. Она всю жизнь вела дневники, и потом это позволило ей в подробностях рассказать свою историю. Но эта книга последний раз переиздавалась в 2003 году, сейчас её можно найти только в библиотеках или у букинистов. Когда я читала книги воспоминаний, это издание произвело на меня огромное впечатление — и как литературный текст, и сама Остроумова как личность. Мне показалось, что таких ролевых моделей не хватает девушкам, которые хотят начать свой путь в искусстве. С кого брать пример? На кого ориентироваться? Анна Остроумова преодолела множество трудностей на пути к тому, чтобы осуществить свою мечту и заниматься искусством. Её успех основан на целеустремленности, трудолюбии, упорстве. Мне очень захотелось показать такую героиню. Именно поэтому я выбрала форму комикса: это яркий и популярный жанр, который позволяет и рассказать историю, и показать себя как художника, и увлечь публику.

Комикс я начала писать и рисовать год назад, когда начался карантин. Именно тогда закончилась моя первая выставка о художницах «Невидимое искусство» в библиотеке Гоголя. Там был выставлен большой портрет Анны Остроумовой-Лебедевой и рядом с ним — очень короткий комикс, на 6 листов, с эпизодами из её жизни. И сидя дома, я продолжила его, так 6 листов превратились в 66.

Безусловно, Остроумова-Лебедева заслуживает и биографии в стиле ЖЗЛ, уверена, такая будет написана когда-нибудь, мной или другими исследовательницами. Но книг о художницах может и должно быть много, разных. Искусствоведческих и популярных, детских и взрослых, с картинками и без. Потому что мы сегодня даже не можем представить, насколько трудно было женщинам в XIX столетии пройти этот путь к творчеству и самореализации, который им никто не торопился открыть.
Разворот из комикса Надежды Демкиной «Художница. История жизни Анны Остроумовой-Лебедевой»


Что во время работы над комиксом о жизни Анны Остроумовой-Лебедевой запомнилось больше всего? Может быть, что-то поразило в её биографии или что-то открылось с другой стороны?

– Меня поразила её современность. Остроумова не кисейная барышня, а упорная и несгибаемая личность. При этом она не лишена сомнений в себе. Она нигде не пишет, что она гений или талант, нет. Но девушка хочет реализоваться в рисовании и ищет для этого все возможности. Сначала учится в Академии Штиглица, потом поступает в Академию Художеств, в мастерскую Репина, затем едет в Париж. Её путь не был простым, занятие гравюрой тогда было непонятным для большинства художников, которые ценили выше всего картины маслом. Да и к гравюре художница пришла далеко не сразу. Только влившись в сообщество «Мир искусства», Анна наконец получила поддержку и понимание. Успех пришёл к ней далеко не сразу. И потом, уже в зрелом возрасте, когда она пишет свои воспоминания, то отвечает на вопрос о том, как же стать художником и что для этого нужно. Её совет — упорство и трудолюбие.

А если говорить о каком-то конкретном эпизоде из биографии -Остроумовой-Лебедевой, меня очень удивило, что она не уехала из блокадного города, хотя её могли эвакуировать. Возможность продолжать работать была для неё сильнее инстинкта самосохранения.

Если за словами можно спрятаться и лить воду, то во время рисования нужно думать о многих деталях — как они выглядели, как их показать визуально. Что-нибудь вызвало сложности при подготовке биографического комикса?

– Конечно, мне пришлось искать референсы, проверяя, как выглядел тот или иной исторический персонаж из жизни Анны — например, учитель гравюры Владимир Матэ или соратники по журналу «Мира искусства». Смотреть фотографии Парижа конца XIX века, чтобы нарисовать разворот о том, как художница прибывает во Францию. Изучать, как выглядела набережная у Академии Художеств в 1890-е годы. И так далее. Но я не могу назвать это сложностями, было интересно и увлекательно представлять себе такие моменты и переносить их на бумагу.
Разворот про поступление Анны Остроумовой-Лебедевой в Академию Художеств


Ваш комикс об Анне Остроумовой-Лебедевой сейчас доступен широкой публике? На какой возраст он рассчитан?

– Комикс издан в сентябре 2020 года, но его тираж небольшой, поскольку издала я его сама. Он есть в доступе в некоторых библиотеках города, продаётся в независимых книжных магазинах и у меня. Рисуя его, я рассчитывала на взрослых читателей, которым интересна история искусства и тема женщин в искусстве. Но теперь мне приходят отклики от читательниц, что часто они читают мою книгу вместе с детьми и подростками, и им эта история поиска себя тоже оказалась важной. Я этому очень рада.



Фотографии предоставлены Надеждой Демкиной

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Интервью
Музыка
22.04

Галина Ковзель: «Романс — это обнажение своей души»

Интервью
Театр
16.11

Юрий Шварцкопф: «Наш зритель - душевный»

Интервью
Кино
16.04

Милош Бикович: «Каждая роль – это вызов, а каждый персонаж – учитель»

14.04

Татьяна Рябоконь: «Что тут итожить – я хочу продолжать»

Интервью
09.04

Екатерина Темнова: «Мой главный талисман удачи — игрушечная кошка по имени «Мурка»»

Смотреть все