Фотографии предоставлены организаторами
Интервью

03 ноября 2022 года

Интервью с петербургской поэтессой Люсей Моренцовой

Известная петербургская поэтесса, президент фонда «Поэзия улиц», автор многочисленных публикаций, поэтических сборников, авторских проектов «Стихи на салфетках» и «Стихи в темноте», творческого проекта «Стихи на автобусных остановках» и просто очень красивая женщина Люся Моренцова запустила уникальный проект «онлайн ШКОЛА СТИХОВ». В интервью «Культуре Петербурга» Люся рассказывает как «первоклашки» школы по-новому открывают для себя произведения классической русской поэзии и как неподражаемо декламируют стихи ее выпускники.


– Люся, расскажите с чего началась «ШКОЛА СТИХОВ»? Как пришла идея создать онлайн школу, как давно?

– Свою первую школу искусств, где любой желающий мог бы самосовершенствоваться, я открыла еще в 2008 году. Так что эта идея живет во мне уже давно. А вот «онлайн ШКОЛА СТИХОВ» – это новый проект, куда пришли первые ученики 1 сентября этого года. Идею он-лайн формата подсказали аудитория и пандемия. Какой бы проект я не делала – стихи на автобусных остановках, авторский перформанс, книгу – все чаще и чаще читаю в своих социальных сетях: ну вот, опять всё в Питере, а как же Москва, Новосибирск, Ноябрьск... Так и появилось желание сделать что-то для всех, невзирая на расстояния и границы.

– Расскажите про ваши «взаимоотношения» с поэзией? Когда Вы сами начали писать стихи?

– Стихи – это 100% моя компетенция. Сколько себя помню, занимаюсь поэзией. Еще в пятилетнем возрасте я уже сочиняла стихи. Закончив философский факультет СПбГУ, выпустила несколько книг. Создала общественный проект «Поэзия улиц» в поддержку современной поэзии. В этом году защищаю диплом по поэзии в Литературном институте им. Горького. Занимаясь стихами всю жизнь, просто потому что мне это нравится, я обнаружила в них столько полезного и целесообразного, что и не выразить. Хорошо об этом сказал нобелевский лауреат Иосиф Бродский в одном из интервью:

«Поэзия не развлечение и даже не форма искусства, но, скорее, наша видовая цель. Если то, что отличает нас от остального животного царства, — речь, то поэзия — высшая форма речи, наше, так сказать, генетическое отличие от зверей. Отказываясь от нее, мы обрекаем себя на низшие формы общения, будь то политика, торговля и т. п. … К тому же поэзия — это колоссальный ускоритель сознания, и для пишущего, и для читающего. Вы обнаруживаете связи или зависимости, о существовании которых вы и не подозревали… Это уникальный инструмент познания.»

Подписываюсь под каждым словом в этой цитате. Проверено опытным путем.

Ну, и к слову о целесообразности. Накопились запросы самого разного характера от аудитории. Не было ни одного зрителя, кто бы после моего авторского перформанса не спросил с изумлением, как Вы столько читаете наизусть? А я, действительно, читаю наизусть от 65 стихотворений в каждой постановке. Спрашивают, где так хорошо можно поставить речь. Пишут о засилье графоманов и считают, что в этом виноваты мои общественные проекты. О том, что все самое лучшее – только в Питере, я уже упомянула… Меня, действительно, очень многому научили стихи. И память, и речь – все туда же. А с графоманией можно бороться только образованием, приглашающим желающих в мир классической русской поэзии. Вот и получается, что все эти вопросы решает онлайн ШКОЛА СТИХОВ.

Расскажите про программу занятий. Как проходит процесс обучения?

поэтесса Люся Моренцова

– У нас есть 5 различных программ. Все они нацелены на развитие в большей или меньшей степени. Начну с самого эффективного – это курс «Золотой век, теория+практика». В эту программу входит 7 научно-популярных лекций в видеозаписи с иллюстрациями и 7 практических часовых занятий.

Темы лекций вкратце: первая известная письменность, и для чего нам надо это знать; история происхождения привычных слов и выражений; русская литература от Нестора-летописца до Карамзина; связь Золотого века русской поэзии с нашей речью сегодня; почему Пушкин – наше всё; как устроена память. На практических занятиях мы учимся читать стихи Золотого века… вглубь.

Весь курс нацелен на то, чтобы слушатель обнаружил в себе новое отношение к словам. Воспользуюсь цитатой из Паустовского: «Самые стертые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас свои образные качества, живущие только как словесная скорлупа…начинают сверкать, звенеть, благоухать!». У этого курса есть продолжение – Серебряный век, военная поэзия, шестидесятники.
2-я программа создана для ленивых, стеснительных и самодостаточных – только теория. Те же лекции в записи.
3-я программа – только практика. Для тех, кто итак все знает или предпочитает заниматься самообразованием.
4-я программа – мы просто читаем стихи по кругу. Эта программа для любителей поэзии и для наших учеников, ведь теперь они здорово декламируют стихи, и им хочется этим блеснуть. Также это клуб единомышленников и новые знакомства.
5-я программа – для поэтов. Здесь выступают только авторы, также они могут рекламировать свои творческие вечера и книги. А вот зрителем может быть любой.
География онлайн ШКОЛЫ уже сегодня включает Новгород, Москву, Ноябрьск, Северодвинск, Усть-Нарву, Кипр… Хотя мы только начали. Возможны и индивидуальные занятия.

Возраст учеников как-то ограничен?

– Я мечтаю о детской группе. Но пока у нас 14+. Наши ученики – это люди особенные, для них важно развитие, им интересна культура, история слова, их собственная речь…

Предоставлено

– Из чего состоит практический курс?

– На практическом курсе мы начинаем с того, что учимся разбирать поэтическое произведение. Глагол «читать» у нас трактуется двояко. С одной стороны читать – это усвоить суть для себя, научиться читать вглубь. И только потом можно эффективно читать публично – и это вторая сторона. В курсе первой программы мы работаем над произведениями Золотого века русской литературы, в курсе третей – над любыми произведениями классической поэзии, которые выбирают ученики. Есть хорошая технология разбора текстов. Наши первые группы уже показали, как она эффективна. Также мы уделяем небольшое внимание упражнениям для дикции.

– Можете привести пример домашних заданий для учеников?
– Они очень разные. Мне не хотелось бы раскрывать все секреты эффективности наших занятий. Например, нужно выписать на лист все возникающие в сознании ассоциативные смыслы слова «хлеб» или сделать несколько несложных математических упражнений, или сделать упражнения для дикции (тут количество повторений и индивидуальное задание каждому ученику в случае такой необходимости).

– Известный факт, что чтение стихов – это отличная тренировка мозга. Чем еще полезны занятия в «онлайн ШКОЛЕ СТИХОВ»?
– Помимо увеличения словарного запаса, получения новых знаний и обогащения личного цитатника, да и просто получаемого удовольствия, происходит вот еще какой феномен. Когда человек слышит или читает талантливое стихотворение, автоматически включается интуиция. Ведь хорошее стихотворение сразу попадает в душу и рождает там отклик. Именно поэтому мы занимаемся только классикой. Как пишет профессор Т. Черниговская, этот отклик – сродни эволюции. Такое взаимодействие со стихотворением изменяет человека. Об этом говорит и Бродский. Но это происходит не в результате сознательной аналитической деятельности, а мгновенно. На наших уроках мы анализируем тексты, образы, созданные гениями этого жанра. И помимо всего того, что должна и затрагивает поэзия, мы еще и переводим это в наш «аналитический отдел», то есть смотрим, КАК это сделано. Кстати, слово «poeo» в переводе означает «делание». Путем творческих практических упражнений ученики получают новый опыт, связанный со словоупотреблением, и постепенно их речевой имидж меняется в сторону невероятного обогащения. Я вижу в этом очень много плюсов. Ведь при помощи арсенала нашего языка мы не только говорим, но и думаем, а тут открываются уже возможности другого порядка.

– Занятия проходят он-лайн. Это, конечно, очень удобно. Но планируются ли творческие встречи с учениками в офлайне?

– Не хотелось бы обделять наших учеников непетербуржцев. Он-лайн и интернет сегодня дают очень много возможностей. Например, наши теоретические лекции ученики получают в записи, и смотрят их, когда им удобно. Таким образом гораздо проще синхронизировать группу в несколько очень занятых человек.

– Сейчас в Школе не учат писать стихи, есть ли в планах расширить курс?

– Я не знаю, есть ли кто-нибудь, кто умеет учить писать стихи. Я бы точно не взялась. Слишком многое на этом поприще отведено Богу и гению. Мы лишь можем создать условия, способствующие развитию в этом направлении. Этим онлайн ШКОЛА и занимается.

– А какие вообще у Вас творческие планы? Ждать ли новый сборник стихов?

– В уже почти уходящем 2022 году у меня вышли 2 сборника стихотворений, каждый из них вобрал в себя произведения из моих авторских театрализованных перформансов с одноименными названиями «Стихи в темноте» и «Чемодан». Для меня это очень много. Предшествующая им книга была издана, кажется, в 2014 году. Так что пока затрудняюсь ответить. Поживем – увидим.

Узнать больше про «онлайн ШКОЛУ СТИХОВ» и записаться на курс на сайте, ВК группе и в личных сообщениях ВК

Фотографии предоставлены организаторами

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Интервью
Музыка
22.04

Галина Ковзель: «Романс — это обнажение своей души»

Интервью
Театр
16.11

Юрий Шварцкопф: «Наш зритель - душевный»

Интервью
Кино
16.04

Милош Бикович: «Каждая роль – это вызов, а каждый персонаж – учитель»

14.04

Татьяна Рябоконь: «Что тут итожить – я хочу продолжать»

Интервью
09.04

Екатерина Темнова: «Мой главный талисман удачи — игрушечная кошка по имени «Мурка»»

Смотреть все