Константин Хабенский: «Моноспектаклей не существует»
Интервью

Константин Хабенский: «Моноспектаклей не существует»

Фото: Ирина Иванова.

Опубликовано: 18 июня 2024 года

17 июня в БДТ прошла пресс-конференция, посвященная гастролям МХТ им. Чехова в Санкт-Петербурге. За четыре дня зрителям будет показано два спектакля: «Не покидай свою планету» и «9 ряд, 10, 11 место». На вопросы журналистов ответил художественный руководитель театра Константин Хабенский.

Хабенский рассказал журналистам о том, что ждет зрителей во время гастролей. Фото: Ирина Иванова.

- Спектакль «Не покидай свою планету» режиссера Виктора Крамера, поставленный по мотивам повести «Маленький принц», приезжает в Питер не в первый раз. Но билеты на постановку раскупаются практически сразу. На Ваш взгляд, почему она так востребована, хотя спектаклю уже восемь лет?

- С Виктором Моисеевичем Крамером мы знакомы еще по театру «Фарсы». Потом, спустя много-много лет, я обратился к коллеге с предложением сделать что-то на основе произведения Экзюпери, использовав музыку, которую напишут специально для нашей фантазии.

Билеты на спектакль "Не покидай свою планету" были раскуплены заранее. Фото: Ирина Иванова.

Сначала мы репетировали на сцене «Современника», у него тогда, кстати, шел ремонт. Это интересное чувство - работать на сцене, которую постепенно разбирают. Потом приехали в Питер и репетировали в одном из павильонов «Ленфильма», причем он несколько лет подряд не отапливался, и света там тоже не было. Можно сказать, у этого спектакля долгий и непростой путь.

Подготовка сцены к спектаклю. Фото: Ирина Иванова.

А от всех остальных он отличается тем, что в нем открыто говорится о дружбе и любви, жизни и смерти. На мой взгляд, Экзюпери именно это имел в виду, когда сочинял эту исповедь, это произведение для взрослых. Уже после издатели решили, что продаваться «Маленький принц» будет лучше, если перевести его в разряд «детской литературы». А мы с Виктором Моисеевичем снова вернули эту историю в правильное русло. И то, что спектакль до сих пор пользуется невероятным спросом, показатель того, что зритель воздает постановке заслуженное. 

Спектакль - хрупкая материя. Но время показало, что, так расставив акценты, мы оказались правы.

- Можно ли назвать «Не покидай свою планету» - моноспектаклем?

- На сцене я и еще 19 музыкантов. Какой же это моноспектакль? Моноспектаклей вообще не бывает. Не существует, поскольку всегда есть не только актер, но и зритель, с которым и ведется диалог.

Константин считает, что моноспектаклей не существует. Фото: Ирина Иванова.

- Помните свое первое знакомство с произведением «Маленький принц»?

- Нет, не помню. Но думаю, в детстве, юности оно мне было бы неинтересно. Зато я с огромным интересом прочел эту историю в зрелом возрасте.

- Главная трансформационная история повести происходит с героем-летчиком, который потерял себя. Какие главные изменения случаются, с Вашей точки зрения, со взрослым человеком, благодаря этому произведению?

- Я в зрительном зале не сижу, поэтому описать не могу. У меня другая работа, я заставляю Вас, во время или после спектакля, собраться и проанализировать себя. Вас я анализировать не буду, у меня другая профессия.

На пресс-конференцию пришло много журналистов, стремящихся задать свои вопросы Хабенскому. Фото: Ирина Иванова.

- В этой работе Вы сотрудничаете с Юрием Башметом. Кроме того, в прошлом сезоне в репертуар Московского Художественного театра вошел еще один спектакль с участием Башмета и «Солистов Москвы» — «Истории любви». Что Вас привлекает в этом музыканте?

- Я скажу очень просто, Юрий Абрамович Башмет - это тот человек, который позволяет мне дружить с ним и изучать его огромный внутренний мир.

Мы вместе что-то придумываем. И последней придумкой были «Истории любви».

Также в Санкт-Петербурге зрители впервые увидят премьеру нынешнего сезона. Это спектакль «9 ряд, 10, 11 место». Подчеркну – эта постановка об истории художественного театра, о любви к театру, о преданности театру, о служителях сцены и наших зрителях - впервые выезжает на гастроли.

Журналисты задали Константину вопросы о гастролях, новых постановках и коллегах. Фото: Ирина Иванова.

- На Ваш взгляд, почему сегодняшнему зрителю интересен разговор о театре?

- Мы рассказываем о том, что люди, которые выходят на сцену, такие же, как все и остальные, у них те же проблемы. И я думаю, что именно эти проблемы и похожие жизненные ситуации и связывают актеров со зрителями, приходящими в зал. Зритель во время постановки должен узнавать себя, должен узнавать вопросы, которые у него возникают. Тогда спектакль интересен и находит отклик.

- В этой работе заняты все поколения актеров МХТ от патриархов до студентов школы- студии. Насколько важно объединить на сцене представителей разных поколений?

- Это, безусловно, важно. Старшие показывают, как надо играть и забирают чуть-чуть энергии у молодых, те искрят и учатся профессии. То есть происходит нормальный обмен знаниями и энергией.

Хабенский привез в родной город два спектакля. Фото: Ирина Иванова.

- Для актрисы МХТ Натальи Максимовны Теняковой нынешние гастроли особенные, поскольку на протяжении многих лет она была примой Большого драматического театра и одной из любимых актрис Товстоногова. Сцена, на которую Тенякова выйдет на днях, свидетельница ее первых успехов и триумфов. А еще совсем скоро – 3 июля – у Натальи Максимовны - юбилей. Чем Вас восхищает эта актриса, и как театр отметит ее День рождения?

- Будем говорить сейчас о таланте? С ним все понятно. А еще у Натальи Максимовны - огромное чувство юмора и фантастическая самоирония. Меня это всегда привлекало и привлекает. Кроме того, она очень молодая. И не хочет пышно праздновать свой юбилей.

В спектакле «9 ряд» также задействован Станислав Андреевич Любшин, который в прошлом году отметил свое 90-летие. Отметил премьерой. В этом сезоне у актера вновь - главная роль.

Одной из стратегических задач МХТ является не дать нашему «золотому эшелону актеров» спокойно уйти на пенсию. Поэтому я регулярно предлагаю им новые работы, а они берутся и играют с максимальной отдачей.

Константин посетил Санкт-Петербург с гастролями. Фото: Ирина Иванова.

- На прошлой неделе все обсуждали новые должности Машкова и Богомолова, и то, что они возглавили театры «Современник» и Романа Виктюка. Как Вы относитесь к этим назначениям?

- Вас удивляет, что каждому из них доверили еще одно сценическое пространство? Доверили, значит, это правильное решение.

- Находясь в Северной столице, ходите ли Вы в петербургские театры? Смотрите ли, что ставят коллеги? Если да, то, что откликается, что можете отметить?

- Ни в Москве, ни в Петербурге у меня нет времени ходить в театр. Увы, такой график. Но я стараюсь, даже если не попадаю, просить видео спектаклей, чтобы ознакомиться с ними дома. Тем более, что мне хватает фантазии представить, как эта работа будет смотреться на реальной сцене. Как-то мне удалось вырваться ко Льву Абрамовичу Додину в МДТ и посмотреть замечательную версию «Чайки» с Лизой Боярской. Это был последний раз, когда у меня выдался свободный вечер.

 

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Интервью
Классическое искусство
27.11

Иосиф Райскин: «Шнитке не открыл полистилистику»

Интервью
28.11

Юлия Стрижак: «Шаляпин – мое главное увлечение в последнее время»

Интервью
25.11

Фабио Мастранжело: «Важно прививать детям ценности русской культуры»

Интервью
20.11

Дирижер Кристиан Кнапп: «Культуру США создали русские эмигранты»

Инклюзия
Слепые
15.10

Без разделения на зрячих и слепых

100-лет Всероссийскому обществу слепых

Смотреть все