Лиза Савина: «Хочется, чтобы в Петербурге были события, ради которых люди ехали бы сюда со всего мира»
Интервью

24 августа 2021 года

Лиза Савина: «Хочется, чтобы в Петербурге были события, ради которых люди ехали бы сюда со всего мира»

Лиза Савина — куратор и продюсер проектов в области культуры, арт-критик, соучредитель Фонда культурных инициатив Sparta и комиссар платформы проектов в области городской среды Smart Urban.

C 2005 года в галерейном бизнесе, 2013 по 2017 развивала галерею современного искусства Savina Gallery, а в 2018 открыла собственное Кураторское агентство Sparta. Выступала куратором и продюсером множества выставок в России и за рубежом, таких как Sounds of the Perfect Past совместно с Gazprom International, Фондом «Эрмитаж XXI век» и Государственным Эрмитажем (Ханой, 2020), Russian Contemporary, совместно с Русским Домом Науки и Культуры (Берлин, 2016) и Пушкинским домом (Лондон, 2016) и пр.


— Лиза, как появился Фонд культурных инициатив? Чем вы занимаетесь сейчас?

Я много лет работала в галереях, потом завела собственную, которая со временем переросла в кураторское агентство. А в какой-то момент стало понятно, что проблемы интеграции современных художественных практик в Петербурге — городе очень консервативном — нужно решать на стыке с урбанистикой, и мы решили сделать шаг в этом направлении. Это был как раз 2017 год. Помните, как тогда все ругали «Лахта-центр»? Говорили, что башня испортила линию горизонта, называли «кукурузиной».

— Но в итоге башня всем нравится.

В том и дело, что в конце концов нравится. Но мы, петербуржцы, не любим сюрпризов. Нам бы хотелось сначала поговорить, а для этого создать какую-то дискуссионную площадку. Мы, кстати, в самом начале хотели сделать форум. В Москве, например, есть «Московский урбан-форум», а у нас тогда было совсем грустно. Точнее, ребята из ИТМО что-то пытались делать, но не хватало охватов, пиара, серьезных участников.

Поэтому мы написали проект и пошли искать поддержки у Газпрома. Нашли в дирекции региональных продаж Газпром нефти. Так сначала появилась платформа smarturban.online. И под эту активность зарегистрировали фонд — Фонд культурных инициатив Sparta. В моей картине мира это должна быть такая структура, которая помогает продюсировать, менеджерить и докручивать какие-то креативные компоненты в проекте, который люди приносят. Условно говоря, это работает по такой схеме: нам приносят проект, а мы помогаем собрать команду, осуществляем кураторский надзор, помогаем с экспертами, фандрайзингом — доводим до реализации.

— Мне кажется, что в последнее время успешная выставка — это выставка, в которой применили какие-то современные технологии. Сейчас людям хочется не только смотреть, но и трогать, как-то взаимодействовать с объектом.

Ну, не в самое последнее время. Уже лет десять существует термин «искусство новых медиа», ещё дольше — «цифровое искусство». Это были новые параллельные движения, у которых ещё до конца не сформирован язык — ни пластический, ни вербальный. Появилось направление art&science — на стыке науки и культуры.

Недавно Ирина Актуганова открыла в Колтушах проект «Новая антропология» — это классная коллаборация, которую она делает совместно с институтом физиологии имени Павлова. И это здорово, что у нас появилась мультимедийная экспозиция реально про науку и сделанная совместно с учёными.

Наш фонд в прошлом году делал проект «Мера хаоса. Наука как способ коммуникации» для программы Музей 15/24 (chaosmeasure.bm.digital). Лично для меня этот проект стал попыткой разобраться с тем, что вообще происходит в этом направлении, какие есть реперные точки, как сделать так, чтобы эта коммуникация лучше работала.

— С какими проблемами Вы столкнулись?

Проблема в том, что большинство медиахудожников — люди, очарованные технологиями. А искусство всё-таки должно генерить смысл.

— Вы были куратором конференции о современной культуре и мультимедийных технологиях Gamma_Pro. Что обсуждали на конференции касательно культуры в Петербурге?

Мы говорили о том, что у Петербурга нет никакого ключевого события. Не будем сейчас приводить в пример «Алые паруса» — очень узконаправленное мероприятие, на маленькую аудиторию и большинству людей города кроме проблем оно ничего не приносит. А хочется, чтобы в Петербурге было что-то, ради чего люди ехали бы сюда со всей страны и даже со всего мира. И не только летом, когда белые ночи и мосты разводят, но и в условном ноябре.

— Есть что-то подобное в других городах?

В Екатеринбурге есть созданная Алисой Прудниковой и командой Уральского центра современного искусства Уральская индустриальная биеннале, которая на три месяца превращает город (а теперь уже и регион) в важный для мирового культурного процесса хаб. Они говорят об актуальной для них теме — о понятии индустриальности: Екатеринбург город заводов. В этом году на биеннале уже в шестой раз соберутся художники и кураторы со всего мира.

Так что можно смело сказать, что это одно из важнейших событий в стране.
В Москве есть Международная биеннале молодого искусства, не в очень хорошем сейчас состоянии, но существует Московская биеннале современного искусства.

Даже в Новосибирске есть очень классное событие — биеннале «48 часов», связывающее город в единую сеть. А у нас нет ничего.

— Одним из спикеров на конференции был Борис Пиотровский. Он поддержал идею создания таких событий, прокачивания «белого» сезона?

Борис — в некотором смысле наш человек, и есть ощущение, что он реально хочет сделать что-то классное. И у него для этого есть профильное образование и опыт ведения проектов с Эрмитажем. Поэтому да, поддержал. И в Комитете по культуре мы нашли поддержку в лице Фёдора Болтина (первый заместитель председателя Комитета по Культуре). Будем работать, так сказать, лежать в направлении успеха.

— Какой план действий?

Мы уже прописали структуру и сейчас пытаемся собрать вокруг задач, которые нам интересны, и больших игроков: финансовых и креативных.

Проблема петербургского искусства в том, что мы очень изолированы. Другие города как-то взаимодействуют между собой, Санкт-Петербургские же художники — это Санкт-Петербургские художники. Недавно была в Нижнем Новгороде — там тоже иронизируют, что петербургские художники хотят выставляться в Петербурге с другими петербургскими художниками.

— А как привлечь в проект художников со всей страны? И как горожане относятся к масштабным культурно-урбанистическим нововведениям? Мы в начале интервью обсуждали, что нравиться что-то начинает только через год.

Знаете, как появился фестиваль «Арт-Овраг»? Есть такой город Выкса в Нижегородской области. Его основа — это огромный металлургический комбинат. В советское время этого города даже не было на карте, он был такой «почтовый ящик». А когда в 90-е его распечатали, то оказалось, что там есть все проблемы закрытых городов: низкий уровень жизни, высокий уровень преступности. У них танцпол в центре города был огорожен колючей проволокой, по которой ток шел.

Владельцы металлургического завода решили с этим что-то делать. Привлекли молодых художников, организовали фестиваль «Арт-Овраг», стали реконструировать городскую среду. Горожане сначала такого благоустройства не поняли и первые объекты просто уничтожали, жгли.

Но проект продолжал жить, и в Выксу стали приезжать стрит-арт художники. Они разрисовывали брэндмауэры, чтобы город не выглядел так уныло. Одна из фресок «Сказка о потерянном времени» принадлежит уже покойному Паше-183. Она находится на стене панельного дома, который недавно пришлось утеплять и, соответственно, фреску надо было снимать. Администрация города как-то сразу самоустранилась и предоставила жителям самим решать этот вопрос. Знаете, что стали делать горожане? Те самые, которые ещё недавно уничтожали арт-объекты? Они нашли чувака, который красил вместе с Пашей, закраудфандили фреску, сняли оригинал, утеплили дом, а поверх нарисовали точную копию. Цеха начали соревноваться между собой — кто станет следующим кандидатом на фреску современного художника. Нужны время, деньги, желание и последовательная упорная работа. И тогда все получится.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Интервью
Музыка
22.04

Галина Ковзель: «Романс - это откровение души»

Современное искусство
28.04

Пионерия в искусстве: что ждет современную арт-сцену?

Интервью
27.04

Ирина Алфёрова: «Я открыла для себя Гошу Куценко»

Бесплатно
Экскурсии
Реставрация
21.06

Антон Иванов: «Открытый город» делает объекты культурного наследия доступнее

О том, как попасть в закрытые для посещения учреждения, являющиеся памятниками архитектуры, порталу «Культура Петербурга» рассказал автор и руководитель проекта «Открытый город» Антон Евгеньевич Иванов.

Интервью
Театр
16.11

Юрий Шварцкопф: «Наш зритель - душевный»

Смотреть все