Загружается...

Логотип Культура Петербурга

Надежда Рогожина: о Санкт-Петербургском Театре «Реплика» и премьерах этого года

16 ноября 2022
Надежда Рогожина: о Санкт-Петербургском Театре «Реплика» и премьерах этого года

 

На вопросы редакции портала «Культура Петербурга» ответила Надежда Рогожина, создатель и художественный руководитель Театра «Реплика», а так же художественный руководитель и директор музыкальных фестивалей, автор инсценировок и режиссер-постановщик музыкальных спектаклей и аудиоспектаклей.

 

О спектакле «Сказка странствий»

Надежда Рогожина: «Сказка странствий». О названии. Оно выражает идею преемственности в продолжении главной темы культуры – о преображающей силе Любви, я имею в виду ее всеобъемлющую сущность. Тема всегда актуальная и неоднозначная. И еще это дань уважения Альфреду Гариевичу Шнитке.

Спектакль «Сказка странствий» состоит из двух совершенно разных историй, которые, тем не менее, объединяет одна идея. Можно назвать это поисками Синей птицы или Пятого элемента, но каким бы долгим не был путь, сокровище всегда находится в глубине собственного сердца.

Первая часть – «Синяя птица» (версия Театра «Реплика»). Сюжет построен по мотивам произведений «Синяя птица» Мориса Метерлинка, «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. В программе произведения Шнитке, Барбера, Бибера, Стравинского, Таривердиева, Телемана. Спектакль задуман как музыкальное путешествие, в котором за птицей счастья отправились все – артисты и зрители. Затея удалась с успехом.

 

Сцена из спектакля «Синяя птица». Часть II «Шинель». В. Романова и Т. Бажакин. Фото В. Дрелевского

Вторая часть – «Шинель», представляет оригинальную инсценировку повести Н. В. Гоголя. Как заметила одна из зрительниц: «Неожиданно, но убедительно!». Представьте себе сочетание пластического театра и виртуозных арий, гротеска, почти трагедии, почти детектива, почти комедии... На сцене два персонажа – Акакий Акакиевич и Роза Петровна, хозяйка квартиры (этого нет у Гоголя). В моем замысле она воплощает все то житейское, что любит мир, и то, что мир не любит в Башмачкине. Но сердце человека глубоко! Добро и зло перемешаны, одно сменяет другое, пока не приходит умение делать свой, верный выбор.

Спектакль имел ошеломляющий успех. Артисты даже растерялись, мы просто не ожидали такого. Аплодисменты публики – верный свидетель. Один из зрителей задал мне вопрос: «Интересно, как можно столь малыми средствами создать такую картину?». Спасибо Гоголю и Шнитке!

Гениальная музыка Альфреда Шнитке – действующее лицо, это звуковая живопись, образ агрессии и раскаянья, это любовь и надежда! Были взяты фрагменты из «Сюиты в старинном стиле» и «Гоголь-сюиты» А. Шнитке (переложение для 2-х фортепиано В. Боровикова к спектаклю Театра на Таганке «Ревизская сказка»).

В спектакле приняли участие четыре музыканта – Александр Кашпурин и Ксения Гаврилова (фортепиано), Александра Коробкина (скрипка), Борис Никонов (перкуссия). Рукоплещу всем! Признаюсь, мы гордимся «Шинелью». Актерские работы, на мой взгляд, очень удались, на сцене герои, которые тронули сердца зрителей. Тигрий и Виктория сумели создать яркие, истинно гоголевские образы.

В ролях: Тигрий Бажакин – Акакий Акакиевич Башмачкин; Виктория Романова – Роза Петровна Гоголева (хозяйка квартиры по прозвищу Самовар). В спектакле звучат русские романсы и арии из итальянских опер: А. Кальдара, ария «Дружеская роща» из оперы «Верность в любви побеждает предательство» (исп. Т. Бажакин). Г. Доницетти - Э. Серра. «Ария Плавалагуны» из к/ф «Пятый элемент» (исп. В. Романова).

Автор инсценировки и режиссер – Надежда Рогожина;
Музыкальный руководитель проекта – Александр Кашпурин, фортепиано, клавесин;
Александра Коробкина – скрипка;
Звукорежиссеры – Дмитрий Прокопьев, Сергей Иванов.

 

О возникновении театра и формировании актерского состава

Надежда Рогожина: Творческий коллектив заявил о себе как о новом театре в 2016 году, после создания музыкально-поэтического спектакля «Коломбина». 

Л. Мозговой и П. Дементьев в спектакле «Коломбина». Фото С. Климова

Премьера состоялась 15 ноября на сцене театра «Мюзик-холл». Этот проект родился из поэзии Серебряного века. В главной роли – роли Поэта, выступил заслуженный артист России Леонид Мозговой, партию фортепиано исполнил замечательный петербургский композитор и пианист Илья Гончаров. Артисты – Юлия Терехова, Петр Дементьев, Данил Титаренко, Дмитрий Давыдов сыграли излюбленных персонажей начала ХХ века – Коломбину, Арлекина и Пьеро. Инсценировка и постановки мои. Это был очень интересный опыт и потрясающий литературный материал, который просто заворожил нас. И это было счастье. Леонид Павлович вдохновлял своей преданностью профессии, искусству. Его работа над ролью, участие в репетициях были блестящими мастер-классами актерского мастерства. Спектакль получился сильный, необычный, он приобрел горячих поклонников, с одной стороны… С другой… Он не вписался ни в какие форматы. У завзятых театралов даже вызывал недоумение. Почему? Наверное потому, что совершенно не похож на наш традиционный психологический театр, который я, кстати, глубоко уважаю и горячо люблю. Все же, как режиссер и автор спектакля, считаю, что символический, образный язык ближе поэтике Серебряного века и глубже раскрывает контекст этой пронзительной поэзии, всю ее многоплановость, междустрочие, многоточие... Я сердечно благодарна Леониду Павловичу Мозговому и другим артистам за единодушие. В спектакле «Коломбина», казалось бы таком легком, игривом, удалось проявить (знаете, как при печати старых фотографий) трагический и прекрасный образ эпохи заката, судьбу поколения, раздавленного колесом Истории, поколения, которое, не смотря ни на какие испытания, сохранило верность своим идеалам.

 

У театра нет своей площадки, где обычно проходят спектакли?

Надежда Рогожина: «Коломбина» не первый мой спектакль. 4 ноября 2016 года на сцене Малого зала филармонии публике была представлена сказка «Фея музыки», где она шла в течение 2016–2017 годов. В дальнейшем все премьеры Театра «Реплика» стали проходить в доме Энгельгардта. Выражаю искреннюю признательность руководству Санкт-Петербургской академической филармонии за поддержку нашего творчества.

«Золушка». Фото Ю. Сухоруковой

Надежда Рогожина: Вторым спектаклем на сцене Малого зала стала «Золушка» по мотивам одноименной оперы Дж. Россини. Премьера состоялась 30 декабря 2017 года. Постановку полюбили как дети, так и их родители, хотя в оригинале опера адресована взрослой аудитории. Работа над «Золушкой» помогла понять особенности художественного освоения, скажем так, культурного наследия на такой нетеатральной но именитой площадке. Это – минимализм, сочетание аскезы филармонического концерта с эмоциональным накалом и зрелищностью театра. Безусловно то, что «Золушка» – шедевр мирового оперного театра в своем полном объеме. Но время не стоит на месте, вкусы, ритм жизни меняются, приходится признать, что эпоха великих опер-сериа, когда люди проводили в театрах огромное количество времени, жили неспешно, когда этот жанр являлся символом прогресса, выразителем национального самосознания, социальных перемен, эта эпоха ушла.  Каждый современный театр, каждая театральная постановка, фильм, мультфильм, вносят свое понимание в этот знаменитый, общемировой сюжет. Поэтому, на основе либретто Якопо Ферретти, я написала оригинальную инсценировку оперы Россини специально для Малого зала филармонии. Получилась задорно, в стиле малонаселенной, традиционной, шуточной, итальянской opera-buffa. В спектакле осталось 5 главных персонажей, закрученный сюжет и чудесная музыка.

Молодой и уже известный композитор, скрипач Артур Зобнин написал аранжировки для камерного ансамбля. Опять же молодые, красивые артисты и музыканты стали участниками постановки. Это очень театральный, очень актёрский проект, и большая удача. Скажу честно, было страшновато, но весело, мы все оценили нашу «Золушку», которая прошла в Малом зале уже 9 раз, и каждый раз это был не только успех, но и трудности. Дело в том, что музыка «божественного маэстро» предъявляет очень высокие требования к вокалистам. Партия Золушки, и особенно партия принца Рамиро, вершины вокального мастерства, найти певцов, способных исполнить такие арии очень сложно, во всем мире их единицы.

Наверное звезды сошлись, и вот, очень надеюсь, ничто не помешает 30 декабря 2022 года послушать «Золушку» на сцене Малого зала филармонии в исполнении великолепных петербургских артистов, лауреатов международных конкурсов.

Золушка – Цветана Омельчук, солистка Академии молодых певцов Мариинского театра;
Принц Рамиро – Клим Тихонов, приглашенный солист Мариинского театра, стипендиат программы Аткинс в Мариинском театре;

Клоринда – Виктория Романова, солистка театра «Зазеркалье»;
Алидоро / Дандини - Тигрий Бажакин, солист театра «Мюзик-холл», лауреат Молодежной премии Санкт- Петербурга;
Дон Маньифико - Сергей Чепурко, солист театра «Мюзик-холл»;
Автор инсценировки и режиссер – Надежда Рогожина;
Музыкальный руководитель – Александр Кашпурин;
Автор аранжировок для камерного ансамбля - Артур Зобнин;
Балетмейстер – Варвара Соболева; Камерный ансамбль.

 

Музыкальный спектакль «Король эльфов». Зрителям покажут классическую постановку сказки?

Надежда Рогожина: «Король эльфов» музыкальный спектакль в 2-х частях, создан по мотивам сказки братьев Гримм «Крысолов из Гамельна» и стихотворения Гете «Лесной царь». Жанр спектакля - «зингшпиль» (буквально пьеса с пением). Может быть кого-то смущает это незнакомое иностранное слово, однако, думаю, все знают и любят зингшпили Моцарта – «Волшебная флейта», «Директор театра», «Похищение из Сераля». Авторами зингшпилей были многие знаменитости, среди них И. В. Гете, который написал балладу «Лесной царь» для зингшпиля «Рыбачка» (1782 г.). В 1816 году Шуберт переложил балладу Erlkönig («Лесной царь») на музыку, что принесло композитору признание и славу балладе.  По словам гения русской поэзии Марины Цветаевой «Все пройдет, а «Лесной царь» - останется».

Легенды, сказки, музыка эпохи романтизма, стали той плодородной почвой, на которой вырос наш «Король эльфов» и погрузил творческий коллектив в духовный мир изумительной красоты. Надеюсь, что зрители испытывают то же чувство восхищения. По крайней мере дети сидят на спектакле очень тихо, им важны, нужны глубокие впечатления. По отзывам одних зрителей это спектакль «для детей», а по отзывам других –  «для взрослых». Ограничений нет. Тема спектакля – любовь и предательство, смелость и алчность. Корень личности – способность нести ответственность, нет ответственности – нет любви, нет будущего. Хотелось сказать об этом без назидательности, похоже, получилось.

Т. Бажакин и В. Маслова в спектакле «Король эльфов». Фото В. Дрелевского

В спектакле заняты лауреаты международных конкурсов: Тигрий Бажакин, Вера Маслова, Олег Мицов, Петр Гайдуков, камерный ансамбль. Автор постановки и режиссер – Надежда Рогожина, балетмейстер – Варвара Соболева, консультант по музыке, флейтист симфонического оркестра Большого театра России – Николай Попов.

Огромная роль в постановке принадлежит музыке, именно она создает атмосферу волшебства. В этом заслуга музыкального руководителя Театра «Реплика» Александра Кашпурина. Александр – пианист, победитель многочисленных международных конкурсов, лауреат премий Правительства СПб, участник программ Санкт-Петербургского Дома Музыки, преподаватель консерватории, ещё совсем молодой человек. Наше сотрудничество началось с «Короля эльфов» и продолжается до сегодняшнего дня. Александр стал автором аранжировки комико-фантастической оперы П. И. Чайковского «Черевички».

 

О «Черевичках»

Ирина Мулярчик (Оксана), Игорь Чикишев (Вакула) в спектакле «Черевички». Фото Е. Боргардт

Надежда Рогожина: «Черевички» - чудесная вещь. Есть и другие спектакли. В 2021 году мы показали три новых постановки: «Шуман. Роберт и Клара» –  22 февраля; «Весна священная» –  6 апреля; «ХосеКармен» –  27 декабря. Еще до «Черевичек», в октябре 2018 года на сцене Малого зала состоялась премьера «Короля эльфов». 

Мы постоянно играем «Короля эльфов» 4 ноября в 15:00 на сцене Малого зала филармонии (Невский, 30). 2022 год не  исключение. Пандемии не было, был аншлаг и успех, это хорошие показатели. Спасибо всем поклонникам прекрасного.

Премьера «Черевичек» состоялась 28 декабря 2019 года. В Диканьке на сцене Малого зала филармонии жители сами «творят» чудеса. Наш материалистический век (да простят меня многоуважаемые коллеги) увлекается спекуляцией мистической стороной произведений Гоголя. А ведь главное обаяние его гения в глубоком понимании народных характеров, правдивости, образности, тонком юморе. Именно это и было взято в основу концепции. В спектакле Вакула не летает в Петербург, наивного кузнеца ввели в заблуждение, Солоха и Чуб инсценировали Царицу и Светлейшего князя. Их цель проста – счастье влюбленных. Для такой инсценировки были, конечно, и объективные причины: ну как, где, каким образом, скажите на милость, можно летать в памятнике архитектуры – зале Энгельгардта, тщательно охраняемом КГИОП? Я шучу! Настоящие чудеса свершаются в сердцах. Люди это понимают. Постановка «Черевички» на сцене МЗ всегда пользуется исключительно теплым приемом публики. Люди выходят после спектакля со счастливыми лицами. Радость - это хорошо.

В ролях выступили солисты Академии молодых певцов Мариинского театра и театра «Зазеркалье».

Оксана, сопрано – Ирина Мулярчик, Виктория Романова;

Вакула, тенор – Игорь Чикишев, Андрей Тимошевский;

Солоха, меццо-сопрано – Ольга Шокель;

Брыль, баритон – Вячеслав Кузнецов, Вадим Якимов;

Чуб, бас – Андрей Удалов, Сергей Чепурко;
Музыкант, фортепиано - Александр Кашпурин;  
Скрипач – Евгения Садовникова;

Автор инсценировки и режиссер – Надежда Рогожина.

 

Об актерах, занятых в спектаклях Театра «Реплика» 

Надежда Рогожина: Санкт-Петербургский Театр «Реплика» не является государственным театром, а значит не имеет бюджетного финансирования и работает по принципу антрепризы. Это имеет свои плюсы и минусы. Для участия в проектах приглашаются разные, обязательно профессиональные артисты, солисты петербургских театров и свободные художники – музыканты, вокалисты, драматические актеры, балетмейстеры, аранжировщики. Прежде всего хочу вспомнить добрым словом Леонида Павловича Мозгового. Он великий мастер, достойнейший человек, благородный, скромный, очень трудолюбивый.

Л. Мозговой и П. Дементьев в спектакле «Коломбина». Фото С. Климова

Первые два года существования Театра «Реплика» Леонид Павлович взял на себя обязанности художественного руководителя. К сожалению, возраст и состояние здоровья не позволили ему работать как прежде. В настоящий момент он почетный арт-директор Театра «Реплика».

Т. Бажакин. Фото В. Дрелевского

Тигрий Бажакин, баритон, солист театра «Мюзик-холл» является участников четырех моих спектаклей. Тигрий обладатель уникального голоса и очень яркого артистического дарования. Его колоссальный репертуар, человеческие качества всегда вызывают во мне глубочайшее уважение. Своим отношением к театру он похож на Л. П. Мозгового.

Тигрий Бажакин: Я считаю, что артист должен отдавать зрителю все. То, что у меня есть возможность выступать в Малом зале филармонии с такими проектами как «Король эльфов», «ХосеКармен», «Золушка», «Шинель» считаю большой удачей.

В спектаклях заняты солисты театра «Зазеркалье» – Виктория Романова, Андрей Удалов, Ольга Шокель, некоторые артисты Академии молодых певцов Мариинского театра, а также Петр Гайдуков, Олег Мицов, Вера Маслова и другие замечательные вокалисты, постоянные участники наших театральных проектов, очень достойно выступают на сцене Малого зала филармонии, а это один из лучших залов мира.

Надежда Рогожина: Особо отмечу вклад Александра Кашпурина в развитие нашего театра. В свои 25 лет он сумел достичь огромных успехов как пианист, музыкант, аранжировщик. Не только безоговорочный, редкий талант, но прежде всего, любовь к своему делу, к людям, способна дать такие силы и привести к успеху. Чего я желаю всем творцам. 

А. Кашпурин в спектакле «Черевички». Фото Е. Боргардт

Александр Кашпурин: Да, я обожаю театр. Театр дал мне уверенность в том, что искусство, настоящее живое искусство, способно пробудить в человеке то, что он не ожидает в себе услышать. Настоящий театр – это не внешняя форма (искусственно подобранные речи, костюмы, какие-то роли), настоящий театр — это жизнь, это состояние, когда мы ищем в себе истинную жизнь, настоящий огонь, когда мы не хотим, мы не можем прожить жизнь впустую. Тогда начинается театр. Я желаю всем искать в себе эту жизнь, а найдя — никогда не покидать.

 

Еще один интересный проект Надежды Рогожиной - аудиосказки

Надежда Рогожина: Предыстория такова. Много лет я работала ведущей радиопередач (параллельно с основной работой). С годами моя авторская передача «Посиделкино» на радио «Град Петров», стала весьма популярной, на ней выросло не одно поколение детей, иногда я с ними сталкиваюсь, при этом они, и их родители, признаются в любви «Посиделкино», чему я очень рада. Кстати, кондитеры использовали это название для пряников, и не только они. Слово Посиделкино вошло в лексикон. В союзе с замечательным звукорежиссером Татьяной Брашниной мы делали каждую сказку как миниатюрный радиоспектакль. Это дало мне огромный опыт. Сотни выпусков со сказками разных народов вышли в эфир. Их и сейчас можно найти в Интернете. Впоследствии я стала продолжать тему радиосказок самостоятельно. Проект «Клуб друзей сказки – «Посиделкино» получил поддержку Комитета по культуре, было выпущено несколько аудиокниг. Аудиотеатр «Реплика» знакомит с народными и литературными сказками, сказками петербургских писателей. Мне тоже довелось попасть в этот ряд, даже стать лауреатом международных и российских литературных конкурсов. Две мои сказки «Царь Тополь» и «Бурлито» можно найти и послушать в нашем аудиотеатре. Новый проект, который мы представляем называется «Синяя птица». Надеюсь, что она найдет своих слушателей.

 

О планах на будущее

Надежда Рогожина: Планов много, но жизнь богаче планов. Я надеюсь, что будет возможность показывать наши спектакли, участвовать в фестивалях, радовать наших любимых зрителей. Пользуясь случаем благодарю Комитет по культуре Санкт-Петербурга за поддержку Театра «Реплика».

 

 


Наталья Гаврикова — редактор портала «Культура Петербурга»

Поделиться статьей:
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Еще статьи: