Зоя Чалова: «Бумажная книга не умрет»
Интервью

01 июня 2024 года

Зоя Чалова: «Бумажная книга не умрет»

Фото: Институт культурных программ.

  Библиотечному обществу Северной столицы на днях исполнилось 35 лет. «Культура Петербурга» встретилась с директором библиотеки имени Маяковского Зоей Васильевной Чаловой, уже более 30 лет являющейся президентом общества, чтобы поговорить о пути городских библиотек.

    - Зоя Васильевна, в год 35-летия Петербургского библиотечного общества городская библиотечная сеть Северной столицы - пример для всей России. А что происходило в ленинградских библиотеках в 80-х?

  - Это был самый настоящий кризис. В начале восьмидесятых годов я работала в Комитете по культуре главным специалистом, курировавшим библиотеки. Все они, а было их тогда сто семьдесят шесть, замыкались на Комитет по культуре. Читальные залы были в ужасном состоянии, просто в ужасном. Библиотекам требовался ремонт. Денег на комплектование выделяли очень мало. Говорить о каких-либо технологических обновлениях вообще не приходилось.
Во всех городских библиотеках в общей сложности числилось порядка пятидесяти компьютеров, и сотрудники тогда не понимали, что это за техника, и зачем она нужна. Петербуржцы выражали свое отношение ко всему этому, голосуя ногами: да и зачем им ходить в библиотеку, где нет ни достойных книг, ни хороших специалистов. И с этим положением вещей нужно было что-то делать.

        - И кто, и что с этим сделал?

- В Ленинградском институте Культуры появились своего рода революционеры, которые внимательно следили за мировым библиотечным опытом. Среди активистов были будущий первый президент библиотечного общества и первый его подвижник Аркадий Васильевич Соколов, а также Сергей Александрович Басов, Зинаида Абрамовна Рудая, Валентина Владимировна Брежнева - много имен, без которых все обстояло бы иначе, но в любом случае - плохо. Я назвала тех, кто 35 лет назад встал в авангарде сообщества людей, неравнодушных к положению ленинградских библиотекарей и состоянию наших библиотек.
 
  - Как на тот момент Комитет по культуре отнесся к появлению подобных настроений?

- Он поддерживал «революционеров». Никто не собирался рубить их начинания на корню. Хотя было неприятно, когда нам показывали, до какого состояния библиотеки были доведены. Тем не менее, мы тогда поддержали создание Петербургского библиотечного общества.
 
  - Сегодня власть продолжает поддерживать библиотеки?

  - Да, власть поддерживала, поддерживает и, уверена, будет поддерживать библиотеки. Вот вам один из примеров, произошедший двенадцать лет тому назад. Я бесконечно жаловалась Валентине Ивановне Матвиенко: у библиотекарей маленькие зарплаты, нам тяжело найти сотрудников, молодые специалисты не хотят к нам идти. Она все это слушала. И вот однажды под Новый год, когда Валентина Ивановна собирала работников учреждений культуры, чтобы поздравить и сказать слова благодарности, губернатор произнесла: «И вот мы решили сделать подарок библиотекам города. Мы на сорок процентов увеличиваем заработную плату сотрудникам». Вы можете себе представить? На сорок процентов. Это вырвало нас из нищеты. Правда, прошли годы, теперь эти суммы девальвируются. Но тогда мы чувствовали себя богатыми: сорок процентов! Библиотеки тут же заполнились недостающими сотрудниками, и какое-то время мы жили безбедно.
звч1.jpg

  - А сейчас?

  - Мы - не нищие. Стараемся материально поддерживать сотрудников надбавками и премиями, а губернатор и Комитет по культуре это понимают и поддерживают нас. Мы добываем гранты, делаем все возможное, чтобы сохранить костяк наших специалистов и в то же время регулярно омолаживаем коллектив.
Библиотекарей с большим стажем становится все меньше и меньше: время идет, люди уходят на пенсию. Зато много молодых специалистов. У нас сейчас до тридцати процентов специалистов молодого и среднего возраста. Особенно в сфере IT-технологий. Ведь у нас трудятся не только строго библиотечные работники.

- Вы говорите об айтишниках?

  -В том числе. Айтишники, дизайнеры, психологи и представители других смежных профессий.  Айтишников мы холим и лелеем, боремся за них, они получают самые высокие зарплаты, сопоставимые с доходом руководителей отделов. Сейчас в библиотеках города не так много вакансий. Поскольку у нас сейчас престижно, а главное - интересно работать.
  Все, во-первых, работают с техникой и с новыми технологиями, во-вторых, мы ведем колоссальную линейку событий в городе, в ходе которых у сотрудников есть возможность демонстрировать свои организационные и творческие таланты. Библиотеки города абсолютно бесплатно проводят для населения порядка семидесяти тысяч мероприятий в год. Семинары, встречи с писателями, пресс-конференции, концерты, презентации: самые разноплановые культурные события.
звч2.jpg

  - Практически вся Ваша жизнь полностью связана с библиотеками?

  - Абсолютно верно. С самого детства я проводила очень много времени в библиотеке как читательница. По окончании школы пошла работать в небольшую сельскую библиотеку. С середины семидесятых – то, о чем мы только что говорили, Ленсовет. А потом - Библиотека имени Маяковского.
 
  - Из Комитета по культуре - в библиотеку?

  - Директор библиотеки Маяковского (Римма Николаевна Сундушникова - прим. ред.) в 1986 году покинула место, сказав, что у нее родились внуки, и теперь ей нужно заниматься ими. Меня вызвала председатель Комитета по культуре и говорит: «Нужно идти. Вот вы мне все время говорите: в библиотеках - все плохо, надо спасать. Вот и спасайте». Честно скажу, я очень не хотела идти в библиотеку Маяковского, она была в ужаснейшем состоянии - десять лет была закрыта на ремонт, десять лет простояла без крыши, подвал тек, стеллажи валились... И мне казалось, что это какой-то завод, огромная фабрика, и было непонятно - зачем мне, молодой женщине, туда идти? Но я привыкла прислушиваться к умным людям, и пришла сюда первого ноября 1986 года.

  - И сегодня Маяковка – лучшая библиотека города, пример для всех.

  - Сегодня она - самая оборудованная и известная. Лучших или худших библиотек не бывает, бывают ухоженные и неухоженные. Сейчас в Петербурге лишь четыре неухоженные библиотеки. Четыре - из двухсот трех! Нет ни одной библиотеки, которой бы не выделялись средства на комплектование, которую бы не привели в порядок. Нет ни одной библиотеки, в которой отсутствовала бы техника и новые технологии. Знаете, было ведь время, когда нас пытались раздать муниципалитетам. Это жуткая вещь, у муниципалов в кармане - какие-то гроши, и они попросту не смогли бы содержать наши залы… Тогда мы встали стеной и не дали принять это опасное решение.
звч3.jpg

  - Мы – это Петербургское библиотечное общество?

  - Разумеется. Когда меня спрашивают: «Ну, зачем нужно Петербургское общество? Чем оно занимается?» — отвечаю: «Мы делаем главное - заставляем правительство в лице Смольного, Комитета по культуре и глав администраций уважать библиотеки и демонстрировать, что это прекрасные учреждения».
  Как вы понимаете, содержание библиотек на должном уровне требует постоянных вливаний, тем более в наш век стремительного технологического развития. Любая модернизация требует дополнительных средств, устаревание модернизации происходит мгновенно!
  И вот год тому назад мы опять вышли в правительство с доказательной базой, что нужно все делать заново, вливать в библиотеки средства. И мы снова получили поддержку: на городские пять библиотек выделено четыреста двадцать шесть миллионов и на все остальные библиотеки около миллиарда.
  Важно, что библиотеки объединены в корпорацию. И в этом – наша сила. У нас единый читательский билет, единая база читателей, сервисы, точка доступа к нашим услугам, которая позволяет делать массу вещей. Вы, сидя на диване, можете записаться в библиотеку. Вы можете заказать книги на тот день, когда вам понравится. Вы можете сдать ночью книги в библиотеки. Вы все время ищем, что надо вам, бесконечно допрашиваем: «А что вы еще хотите?» — и делаем то, о чем просят люди, делаем, делаем, делаем. Вот такое возрождение библиотек, внимание властей, которого мы добиваемся, это очень важно, это самое главное достижение Петербургского библиотечного общества.

  - На Ваш взгляд, бумажная книга не уйдет в прошлое?

  - Нет. Все эти разговоры, что печатная книга исчезнет, что все закачают в один «кирпич», - сколько лет я живу, а я уже очень возрастной человек, и каждый раз это говорится, говорится и говорится. Но, слава Богу, не произойдет никогда. Никогда.
 

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Интервью
09.07

Юлия Стрижак рассказала, как будет выглядеть Театр имени Шаляпина после ремонта

Фестиваль
22.07

Игорь Бутман: «Мне повезло, что я учился в Петербурге!»

Интервью
Инклюзия
09.07

Юлия Платонова: «Наша задача - дать выпускникам веру в себя и надежду на будущее»

Интервью
Балет
15.12

Андриан Фадеев: «Чтобы желания точно сбылись, мечтать нужно тихо и про себя»

Театр
22.03

Юлия Стрижак: «Наш театр будет вести кочевую жизнь»

Театр «Мюзик-холл» в ближайшее время ждут большие перемены.

Смотреть все