Выставка «Пять искушений Иоганна Фауста» рассказывает о загадочном алхимике

19 ноября 2021
Выставка «Пять искушений Иоганна Фауста» рассказывает о загадочном алхимике

В новых залах Шереметевского дворца 10 ноября открылся выставочный проект «Пять искушений Иоганна Фауста». Вас ждёт интересная экспозиция и дополнительная программа: концерты, спектакли, кинопоказы, мастер-классы, лекции, квесты.

Персонаж Иоганна Вольфганга фон Гёте вобрал в себя все противоречия мира. То он предается созерцанию, то переходит к действию, сейчас он в поиске, но вот уже погрузился в сомнения, его подстерегают искушения, ждут проклятие и оправдание. Выставка стремится показать разные взгляды на немецкого алхимика и философа Иоганна Фауста (прототип героя Гёте). Посетители также узнают, что ставили на первое место в своих интерпретациях этого литературного сюжета великие композиторы.

Посетители могут получить бесплатный аудиогид, который в нужный момент заполнит наушники звуками арий и игрой оркестров. Выставка знакомит с пятью классическими музыкальными композициями, посвященными философской трагедии Гёте.


Гектор Берлиоз изобразил в драматической легенде «Осуждение Фауста» романтического героя, обречённого на страдания. Душа его  раздираема противоречиями.


Герой «Фауст-симфонии» Ференца Листа — личность, полная благородных стремлений, созидательная и мужественная, но сомневающаяся и совершающая ошибки.


Опера Шарля Гуно «Фауст» посвящена истории любви Фауста и Маргариты. Женский образ выведен на первый план.


Опера Арриго Бойто «Мефистофель» посвящена духу отрицания и разрушения, соблазняющему философа. Здесь Фауст — грешник, прощенный по воле божественного милосердия.


В кантате Альфреда Шнитке «История доктора Иоганна Фауста» главный герой не учёный, а человек, ведущий свободный образ жизни. В сделку с дьяволом он вступает из простого любопытства и жажды удовольствия, в итоге терпя крах и унижение.


Выставка представляет не только мировое музыкальное наследие. Для передачи атмосферы в залах демонстрируются произведения старых мастеров, академическое искусство и работы современных художников. В экспозицию вошли объекты из инсталляции «Фауст» Андрея Бартенева, видео-арт группы AES+F «Пир Трималхиона», аудиовизуальный перформанс Марины Алексеевой и Владимира Раннева, кинетические объекты Инженерного театра АХЕ, работы из Marina Gisich Gallery, DiDi Gallery, Anna Nova Gallery.

В специальных зонах можно послушать записи мнений о докторе Фаусте и произведениях Гёте. Своими мыслями поделились студенты мастерской Александра Сокурова, снявшего «Фауста» в 2011 году, поэт Ваня Пинженин и участники его музыкального проекта «Простывший пассажир трамвая № 7», иерей Русской православной церкви Илия Макаров, философ Богдан Фауль, искусствовед Иван Чечот.

Темы, затронутые в бессмертном трактате Гёте, остро отзываются в современной научной, художественной, философской и религиозной мысли. Жажда бессмертия и биохакинг, стремление к всезнанию и искусственный интеллект, погоня за вечной молодостью и социальные сети — эти и многие другие вопросы станут основой для дискуссий в рамках обширной просветительской программы вокруг выставки.

Альфред Шнитке: «В образе Фауста соединились полярные качества человеческой натуры — божественный огонь природных талантов и бездарная погоня за властью и наслаждениями, величие и чистота помыслов и кощунственное любопытство к злу и грязи, дерзновенная сила порыва и неспособность справиться с силами, разбуженными этим порывом. Как никогда, образ Фауста актуален сегодня, когда человечество овладело энергией, способной уничтожить или преобразить мир, но не нашло еще способа обуздать нервную энергию своего склонного к заблуждениям сознания, порождающую недоверие и вражду».

Масштабный проект входит в программу Международного фестиваля «Дягилев. P.S.» и продлится до 27 марта 2022 года.

В создании выставки приняли участие Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства, Русский музей, Научно-исследовательский музей Академии художеств, Эрмитаж, Музей истории религии, Музей-заповедник «Павловск», Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке, Белгородский художественный музей.

Фото: Алёна Абрамова


Алёна Абрамова — редактор портала «Культура Петербурга», культуролог

Поделиться статьей:

Еще статьи: