Пантеон Ипполита Робийяра: в Эрмитаже показывают фотографии петербургской знати
Репортажи и рецензии

21 ноября 2022 года

Пантеон Ипполита Робийяра: в Эрмитаже показывают фотографии петербургской знати

Фото: Ирина Иванова

19 ноября 2022 года в Пикетном зале Зимнего дворца открылась выставка «Пантеон Ипполита Робийяра. Портретная фотография в России 1860-х годов». На экспозиции впервые представлены более 50 лучших светописных произведений французского фотохудожника из собраний Санкт-Петербурга и Москвы. Среди них уникальные материалы из личного архива Ипполита Робийяра. Автор концепции и куратор выставки — Наталья Юрьевна Аветян, старший научный сотрудник и хранитель фонда фотографии Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа.

Наталья Юрьевна Аветян, старший научный сотрудник и хранитель фонда фотографии Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа


Слово об Ипполите Робийяре


Французский художник Ипполит Шарль Габриэль Робийяр (1804/1806 — 1888) был широко известен в России в середине XIX века. Сначала он прославился как мастер пастельного портрета, но настоящую известность приобрёл в первой половине 1860-х годов как фотограф, владевший одним из самых популярных фотоателье в Санкт-Петербурге.

Творческую биографию Ипполита Робийяра можно условно разделить на две части: первая половина прошла во Франции, вторая прочно связана с Россией, куда он приехал уже зрелым человеком и сложившимся мастером.

Начинал он как художник-график, как рисовальщик. Работал как литограф со многими известными французскими издательствами. И сохранилось некоторое количество его графических работ. Он впоследствии работал еще как художник-миниатюрист и выставлялся на ежегодных парижских салонах в 1930х годах XIX века.

Наталья Юрьевна Аветян,
старший научный сотрудник и хранитель фонда фотографии
Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа.

Художник прибыл в Петербург в мае 1844 года для участия в масштабном проекте — издании «Императорской Эрмитажной галереи». Его пригласил французский издатель Гойи-Дефонтен вместе с несколькими французскими литографами и печатниками приехать в Россию для работы над очень интересным проектом. Гойи-Дефонтен прожил здесь в России какое-то количество времени и имел возможность ознакомиться с художественными сокровищами императорского Эрмитажа, который в ту пору был закрыт для посещения. И ему пришла в голову идея создать литографическую галерею, представить таким образом сокровища Эрмитажа. Для этого он пригласил в Россию французских художников, и среди них был Ипполит Робийяр, который приехал со своей семьей.

Слева: портрет Огюстина Робийяра. Посередине: портрет Ипполита Робийяра. Справа: портрет Эмиля Робийяра. Автор фотографий неизвестен. Российский государственный архив литературы и искусства

В период с 1845 по 1847 годы Ипполит Робийяр создавал графические копии с картин Военной галереи Зимнего дворца для историко-художественного труда «Император Александр I и его сподвижники в 1812, 1813, 1814 и 1815 годах».

В 1850-х годах Робийяр играл заметную роль в культурной жизни Петербурга как популярный портретист. Обращение автора к светописи объясняется не только его увлечением новым искусством, но и тем, что публика стала охладевать к пастели. Со второй половины 1850-х годов фотография становится доступнее: широкий выбор камер и качественных расходных материалов позволял быстрее освоить светописную науку и добиться вполне приличных результатов.

Ипполит с братом и семьей остались в России, потому что здесь для него сложилась благоприятная ситуация, как для художника. Он создавал великолепные пастельные портреты. В скором времени он получил известность как один из лучших пастелистов-портретистов в Санкт-Петербурге. И эта слава ему очень помогла. Он закрепился в обществе, имел здесь связи, выставлялся на выставках в Санкт-Петербургской академии художеств.

И возможно он так бы счастливо и прожил до преклонного возраста, если бы не ситуация. А именно: появление фотографии. Потому что фотография совершила переворот в изобразительном искусстве, и оказала очень большое влияние в том числе и на существование портретного жанра, как и масляной живописи, так и пастельной живописи, и графики. И постепенно, с развитием технологий, фотография как более дешевый, менее авторский, более тиражированный способ получения изображений, потихоньку стала пастель убирать с художественного пространства. И Ипполит Робийяр это прекрасно понимал. Он обратил свои взоры на фотографию. И в 1861 году он открыл свое портретное ателье на Большой Морской, 52.

Наталья Юрьевна Аветян,
старший научный сотрудник и хранитель фонда фотографии
Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа.

В течение пяти лет он снимал портреты представителей высшего света и художественной элиты российской столицы. Среди этих работ немало прекрасных в техническом отношении снимков и ярких запоминающихся образов эпохи. Вершиной профессионального успеха Ипполита Робийяра в качестве модного столичного светописца стало создание портретной галереи Романовых, над которой фотохудожник трудился, начиная с 1862 года и вплоть до прекращения своей деятельности в 1865 году. Творческой удачей мастера стал портрет великих князей Николая и Александра Александровичей, выполненный в марте 1862 года.

Портрет великих князей Николая и Александра Александровичей. 1862. Государственный Эрмитаж


Концепция выставки


Произведений, созданных им во Франции, сохранилось очень не много. Основная часть его биографии связана с Россией, поэтому организаторы выставки сосредоточили внимание именно на портретах российской знати. Среди них — императорская семья, граф Кушелев-Безбородко, писатель и издатель Краевский, граф Алексей Бобринский, семья Тютчевых, графиня София Александровна Бобринская и другие.

Большой удачей для нас при подготовке этой выставки и вообще для изучения творчества Робийяра стал тот факт, что сохранился архив фотографа. Это редчайший случай, если мы говорим о фотографах XIX века, то мне известен только один случай, это как раз личный архив Ипполита Робийяра, в котором сохранилась его переписка с клиентами, документация по ведению ателье, сохранились счета, благодаря которым мы можем восстановить как функционировало фотографическое ателье в 1860-х годах XIX века. К сожалению, так сложилась наша история, что и в XIX веке, и в начале 20 века подобным вещам уделяли очень мало внимания. И закрытие ателье или смерть фотографа приводило к тому, что эти бумаги исчезали. По счастливому стечению обстоятельств в 1964 году в Российский государственный архив литературы и искусства из Министерства иностранных дел была передана папка с его личными делами, в которой помимо важных документов и писем сохранились еще и фотографии, которые не были в свое время переданы фотографом клиентам, возможно их качество не устроило самого фотографа, возможно это были лишние экземпляры. Они остались, и они позволяют нам заглянуть в мастерскую художника и позволяют нам посмотреть какие-то технологические моменты, которые мы крайне редко можем видеть.

Наталья Юрьевна Аветян,
старший научный сотрудник и хранитель фонда фотографии
Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа.

Выставка называется «Пантеон Робийяра» не случайно, потому что здесь как бы зашифровано два момента. Первый момент важен для знатоков фотографии. В XIX веке получило известность издание «Пантеон Надара». Надар — самый известный художник в 1850-60х годах во Франции. Ему в голову пришла идея создать пантеон современников, фотографическую галерею самых известных людей Франции, художников, поэтов, политических деятелей, писателей, которые оказали огромное влияние на художественную, общественную, социальную жизнь во Франции. К сожалению, ему не удалось полностью реализовать эту идею, но тем не менее, она имела огромный резонанс во французском обществе. Сейчас «Пантеон Надара» — важное событие в исторических исследованиях по истории фотографии.

Нам показалось, что есть некие параллели, которые мы можем провести с Ипполитом Робийяром. Хотя Робийяр и не ставил перед собой такой цели как создание пантеона современников, как это делал известный фотограф Ивицкий, который приглашал в свою студию русских писателей, художников, печатал эту серию. А Робийяр это делал в процессе своей работы. Пантеон получается, когда мы смотрим на это через призму сегодняшнего дня. Мы понимаем, что благодаря мастерству и таланту этого французского фотографа и художника перед нами уникальная галерея его современников, людей XIX века.

Наталья Юрьевна Аветян,
старший научный сотрудник и хранитель фонда фотографии
Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа.

Общий вид выставки

Главное на выставке — это большеформатные произведения. Отличительной особенностью Робийяра было его великолепное качество исполнения работ в большом формате. Не все фотографы справлялись с такой задачей. У публики будет возможность увидеть фотографии в их исторических оригинальных рамах, что бывает крайне редко в музейных собраниях. В силу трагической истории страны, фотографии часто отделялись от своих рам, и таким образом нарушалась целостность подачи объекта. А в Эрмитаже фотографии сохранились такими, какими они вышли из мастерской художника-фотографа. Это очень важно, потому что каждая фотография обдумывалась автором. Ширина паспарту и ее оттенок очень важны в создании единого целого впечатления от работы.

Через 20 лет после смерти художника о нем вспомнили в связи с огромным интересом, который возник в российском обществе в связи с изучением отечественного искусства. И в первый раз его произведения выставлялись на Таврической выставке в 1905 году. Это была групповая, а не персональная выставка. На ней было представлено более 1000 произведений искусства, среди которых — несколько его пастелей.

Афиша выставки «Пантеон Ипполита Робийяра. Портретная фотография в России 1860-х годов» в 2022 году

Эрмитажная выставка «Пантеон Ипполита Робийяра. Портретная фотография в России 1860-х годов» в 2022 году — это его первая персональная выставка. Помимо произведений из собрания Государственного Эрмитажа, на выставке «Пантеон Ипполита Робийяра. Портретная фотография в России 1860-х годов» будут показаны экспонаты из Государственного исторического музея; Института русской литературы (Пушкинский дом) Российской академии наук; Российского государственного архива литературы и искусства; Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи; Музея-заповедника «Усадьба «Мураново» имени Ф. И. Тютчева», а также из частного собрания А. П. и П. В. Хорошиловых.


Особенности творчества Ипполита Робийяра


Творческий почерк Робийяра отличает пристрастие к большому формату и использованию массивных аксессуаров: колонны, тяжелые драпировки. Автор стремился к монументальности композиции, подчеркнутой графичности силуэтов фигур и предметов.

В его фотографиях никогда не бывает случайных аксессуаров. Одни и те же предметы, одни и те же кресла, одни и те же драпировки. Ипполит достигал художественного результата не за счет большого количества предметов. Каждый раз, работая с наклоном драпировки, работая с фактурой, он пытался для каждой модели найти наиболее эффектную художественную постановку: ракурс, позу, композицию которая подходит именно конкретно позирующему человеку.

Когда мы работали над каталогом, иногда хочется уделить внимание каким-то деталям, укрупнить вещи, сделать какие-то акценты. С Робийяром это очень трудно. Потому что при попытке его фрагментировать распадается целостность. Он сам, готовя отпечаток, он композиционно выверял все предметы, фигуры в пространстве кадра так, чтобы фотография чувствовалась законченной. Иногда бывает нужно, но ты понимаешь, что ты вторгаешься, ты нарушаешь баланс и гармонию в отпечатке.

Наталья Юрьевна Аветян,
старший научный сотрудник и хранитель фонда фотографии
Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа.

Выставку сопровождает научный иллюстрированный каталог (Издательство Государственного Эрмитажа, 2022).

Слева: каталог выставки. Справа: книга отзывов


Не проходите мимо


Впервые на выставке будет представлен портрет известного итальянского композитора Джузеппе Верди, который посетил ателье Робийяра. В 1862 году он приезжал в Россию на премьеру своей оперы «Сила судьбы», которую ему заказала Дирекция Императорских театров. Постановка прошла на сцене Каменного театра на Каменном острове.

Портрет Джузеппе Верди. Автор: Ипполит Робийяр

Посетители выставки смогут познакомиться с личным архивом Ипполита Робийяра, в котором сохранились уникальные документы, раскрывающие особенности деятельности фотоателье. Большой интерес вызывают незавершенные работы мастера. Прежде всего, заготовки для снимков в формате carte de visite, выполненные на тонкой соленой бумаге и оставшиеся неразрезанными.

Визитные карточки были очень популярны в 1850-60-е годы XIX века. Их изобрел французский фотограф Адольф Диздери. Для того, чтобы сделать фотографии более дешевыми и более доступными он придумал специальную камеру и рамку, которая вставлялась внутрь камеры, в которой во время экспонирования изображений сразу воспроизводилось 6 или 12 позиций. Соответственно с одного стеклянного негатива фотограф получал сразу 6 или 12 фотографий, разрезал их, и клиент получал сразу 12 фотографий вместо одной. Стоимость таких отпечатков была значительно дешевле, чем стоимость такого большого фотографического портрета. Затем каждая фотография разрезалась и наклеивалась на картон размером 10 на 6,5 см, где указывалась фамилия фотографа. На обороте владельцы могли сделать дарственную надпись.

Семья Тютчевых, начиная с 1862 года, снималась исключительно только у Робийяра. Это сохранилось в записях в дневниках у самого поэта, его жены и дочери. Для них это было важным событием, к которому готовились и о котором не забывали сделать запись.

Обязательно посмотрите фотографию императора Александра II с младшим сыном Павлом и любимой собакой. Обратите внимание, здесь художник выполнил фотомонтаж. Экспозиция хоть и была тогда очень быстрой, но не столь быстрой, чтобы легкие движения не отображались, а ведь дети весьма подвижны. По всей видимости детали были размыты, и фотограф вырезал головку мальчика из одной фотографии и аккуратно вклеил ее в другую. Исполнить такие большие фотографии в то время было очень сложно.

Портрет императора Александра II с сыном великим князем Павлом Александровичем. 1863. Государственный исторический музей

Небольшой раздел выставки освещает так называемые иллюминированные фотографии. Дело в том, что в 1860е годы XIX века фотография была черно-белой. Люди только мечтали о цветных фотографиях. Но тогда технически это было невозможно сделать. Но для того, чтобы придать фотографии цвет уже тогда фотографы раскрашивали их или приглашали профессиональных художников. Но Ипполиту Робийяру не было необходимости приглашать кого-то, так как он сам был великолепным художником, пастелистом, графиком. Он это делал сам, а также ему помогал брат Эмиль Робийяр.

Портрет графа Сергея Дмитриевича Шереметева. 1863. Государственный Эрмитаж


Благодарим Лилию Иванову за помощь в подготовке материала


Выставку «Пантеон Ипполита Робийяра. Портретная фотография в России 1860-х годов» можно посетить в часы работы музея по входным билетам в Главный музейный комплекс.
До 19 февраля 2023 года
Пикетный зал

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Театр
12.04

«Нью-Йорк...Нью-Йорк...» мюзикл по О'Генри в «Мимигрантах»

День Победы
30.04

Ровный строй, чеканный шаг

Петербург готовится ко Дню Победы. Прошли репетиции пешей части парада — показываем, как это было....

Книги
11.04

Будущему – верить!

Наш обозреватель Кирилл Казачинский подготовил книжную подборку ко Дню космонавтики. 

Блокада Ленинграда
Книги

Книги к 23 февраля: о загадочной параллели, рикошете и людях из стали

Наш книжный обозреватель Кирилл Казачинский подготовил подборку ко Дню защитника Отечества. 

Книги
25.03

Книги о призраке, кляксе и полиграфисте

Смотреть все