По дорогам прошлого
Репортажи и рецензии

По дорогам прошлого

Опубликовано: 26 декабря 2023 года

Уважаемые пассажиры, начинается посадка на фирменный поезд №1 «Латвия» Москва-Рига. Поезд находится у платформы номер один. Нумерация вагонов начинается с головы состава.

Голос проводницы фирменного поезда еще долго звенел у меня в голове, как и мысли, возникшие после просмотра постановки театра «Балтийский дом» по одноименному роману Павла Санаева «Хроники Раздлобая».

Спектакля такого формата ранее мне видеть не доводилось. Войдя в зал, сразу окунаешься в атмосферу того времени. Перед глазами не пустая сцена и тем более не занавес. Оркестр, музыка, огни, актеры, свободно передвигающиеся по сцене, минимальная, но очень необычная реквизитная подборка – все это располагает к происходящему в театре и подогревает к нему интерес.

Действие начинается также динамично и интересно. Все происходит настолько быстро, что зритель не успевает следить за актерами. Хочется проводить взглядом каждого, уловить особенности игры всех персонажей, но их слишком много, как и динамики в постановке.

Я долго не могла понять, почему главный герой - Раздолбай. Ничего сверхраздолбайского я в нем поначалу не увидела. Это обыкновенный юноша, очень энергичный, импульсивный и вспыльчивый. Да, его не интересует ситуация в стране, окружающие проблемы и вопросы. Единственный объект его интересов – Диана. Но что в этом такого? Когда, если не в этом возрасте, думать о Дианах? И мало ли таких «узкозаинтересованных» людей сейчас? Мне кажется, что очень много.

«Пирамида потребностей», которую раскрывает перед героем Мартин, у каждого своя. Просто желания на уровне физиологии – кони-модели, красивые вещи – у Раздолбая стоят в приоритете. Конечно же, у каждого есть такие потребности и желания, но если человек ни разу не поднимался от основания этой пирамиды выше на несколько позиций и даже не стремится это сделать, то он остается тем самым Раздолбаем.

На фоне главного героя очень ярко раскрываются остальные персонажи – представители своего (и нашего, конечно же) времени.

Диана – творческая личность, очень эгоистична и эмоциональна. Хорошо знает, чего хочет от жизни.
Миша – один из друзей Раздолбая. Его отличают высокие моральные принципы, трудолюбие и жизнелюбие.
Мартин – также типичный представитель своего поколения. Сам автор говорит о том, что этот герой воплощает собой Воланда, который всячески искушает главного героя. Наглость, умение плыть по течению, честное отношение к себе и к жизни, «номенклатурность» – все это делает образ неоднозначным, но до жути привлекательным.

Представленные персонажи, как и все люди, имеют свои достоинства и недостатки, но их отличает от Раздолбая только одно – умение приспосабливаться к жизни и двигаться вверх по той самой пирамиде.

Время идет, а люди не меняются. Все те же желания, все те же потребности, все те же проблемы и заботы. Но во всем этом очень важно НЕ быть безразличными и ни в чем незаинтересованными.

На мой взгляд, эту постановку нужно показывать старшеклассникам и в целом молодежи - людям, перед которыми стоит выбор дороги и своего будущего. Тем, для кого быть заинтересованными и инициативными – характерные черты возраста.

Также хотелось бы отметить живой интерес режиссера и всей рабочей группы к зрительским откликам и впечатлениям. Было безумно приятно и интересно лично встретить режиссера и некоторых актеров на обсуждении постановки. Такие встречи, безусловно, делают публику ближе к театру.

Автор: Лусинэ Хатламаджиян



Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Книги
25.11

День, который перевернет мир информации

Фестиваль
23.11

Эклектика: игра не по правилам

01.03

День кошки в России: живописная прогулка по Петербургу

Книги

Когда настоящее растворяется в прошлом

Наш обозреватель Кирилл Казачинский подготовил новый книжный обзор.

Книги
29.08

Старинная сатирическая поэзия, наставники и праздник Триумфальных ворот…

"Культура Петербурга" предлагает вниманию читателей книжный обзор. 

Смотреть все