Фото обложки: Ирина Иванова
Репортажи и рецензии

11 июля 2022 года

Репортаж с выставки «Русское лоскутное шитье» в Строгановском дворце

В Строгановском дворце Русского музея до 13 сентября 2022 года открыта выставка «Русское лоскутное шитье», приуроченная к Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России и 85-летию со дня основания Отдела народного искусства Государственного Русского музея. Мы побывали на выставке и поговорили с ее куратором — Сорокиной Мариной Александровной. Чем отличается городской квилт от народного шитья, о трудоемкости процесса, вдохновении идеями супрематизма и, конечно, о трудоемком процессе создания выставки читайте в нашем новом материале.

Лоскутное шитье — яркое художественное явление прошлого, отнюдь не утратившее популярности в настоящем. «Квилт-клубы» по всему миру объединяют любителей шитья орнаментальных композиций из кусочков тканей. «Квилт» — яркий и многообразный вид современного искусства.На фото: коврик П. П. Журавлевой, 1978. Фото: Ирина Иванова


Мы посетили небольшую по своему составу выставку, но были поражены кропотливостью и трудоемкостью процесса лоскутного шитья. Например, композиции одеял составлены из сотен миниатюрных деталей, сшитых вручную: квадратов, ромбов, треугольников из фабричных тканей. А что уж говорить про ковры рукодельниц из Ленинградской и Псковской областей. В экспонируемых предметах остро ощущается взаимосвязь различных видов русского народного искусства: узорного ткачества, вязки, плетения из бересты, резьбы и росписи по дереву, росписей в интерьере крестьянского дома.
 Иван Пелевин, «Первенец». Фото: Ирина Иванова

На фото: Створка шкафа, середина XIX века, Вологодская губерния. Фото: Ирина Иванова

В деревнях лоскутные одеяла шили не из новых тканей, а из кусочков старых предметов одежды и домашнего обихода. Даже сейчас существует важное правило для создания «квилта» — при подготовке изделия используется одна треть материала из старых вещей. В то время кусочки ткани для шитья лоскутных одеял имели неправильную форму и подбирались произвольно, что дало толчок формированию художественных принципов и приемов создания орнаментальных лоскутных композиций: мастерицам помогал многовековой опыт работы над крестьянским костюмом.
На фото: Мужской и женский костюм, коврики
После прогулки по залам у нас возникли вопросы, которые требовали ответов. Чтобы лучше ощутить всю многогранность подлинно народного лоскутного шитья мы обратились к куратору выставки Марине Александровне Сорокиной.

Марина Сорокина Марина Сорокина — кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела народного искусства Русского музея, доцент кафедры русского искусства Санкт-Петербургского государственного института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина

— Марина Александровна, расскажите, как проходил отбор экспонатов для выставки «Русское лоскутное шитье» и как зародилась сама идея ее проведения? Ведь далеко не все представляют себе, какой это труд — придумать идею и концепцию временной выставки, а затем воплотить ее в жизнь, — порой на подготовку уходят годы.

Выставка с таким же названием проходила в Русском музее в 1998 году. Многие из экспонатов лоскутного шитья сотрудники отдела народного искусства Русского музея нашли в экспедициях, приобрели у авторов и привезли в музей. Наши экспедиции обычно проходили в сельской местности. Из райцентра (то есть города) мы ездили в деревни, где все друг друга знают. И в первом же доме нам сообщали: где живут лоскутницы, ткачихи, у кого в семье сохранились прялки, игрушки и т.д. Поэтому мы собирали именно изделия деревенских мастеров. Вероятно, в городах и городках работали те же мастера, но искать их там было сложнее. Так что не ищите в моих словах противопоставление крестьянского народного искусства городскому. Хотя, конечно, крестьянское искусство было у нас в приоритете — в смысле собирательства. В 1981 году в Русском музее прошла крупная выставка «Современное народное искусство русского Севера», среди экспонатов было лоскутное шитье архангельских мастериц. На выставку приезжали мастера, ткали, вязали рукавицы, лепили игрушки, шили лоскутные коврики. Мы с ними познакомились, потом даже были у них в гостях. Я много лет ездила в восточные районы Ленинградской области, в вепсские деревни — привезенные оттуда предметы есть и на новой выставке, в последнем зале. 2022 год объявлен Годом народного искусства. Незадолго до своей смерти Ирина Яковлевна Богуславская, которая много лет была заведующей отделом народного искусства, предложила еще раз сделать выставку «Лоскутное шитье». Мы быстро издали буклет и за несколько месяцев подготовили экспозицию. Эту выставку удалось сделать быстро, но некоторые выставки действительно делаются годами.

— Мы насчитали на выставке три различных способа создания изделий методом лоскутного шитья: нашивка лоскутков на ткань, соединение мелких деталей в единое полотно и плетение. Создание таких предметов — дело очень трудоемкое и кропотливое. Сколько примерно уходит на изготовление, например, круглого коврика, как у М. В. Денисовой?

Фрагмент экспозиции. Фото: Ирина Иванова
Фрагмент экспозиции. Фото: Ирина Иванова
Фрагмент экспозиции. Фото: Ирина Иванова
У каждого мастера свой ритм жизни, но по своему опыту знаю, что на создание такого изделия уходит несколько дней. Понятно, что вы обратили внимание на коврик М. Денисовой. Изделие небольшое, но состоит из 26 рядов треугольников: самый близкий к середине ряд — из 8 треугольников, наружный ряд — из 50. Вот и считайте, сколько нужно нарезать квадратиков, сложить их уголком, прикрепить по кругу, по нарисованным на ткани кругам, булавками, или несколькими стежками нитки, потом строчить круг за кругом на машинке.

— На выставке есть картина Владимира Волкова «Фактуры», написанная в стиле русского авангарда. Это кубофутуризм? И как она связана с техникой лоскутного шитья — идеей смешения фактур и цветов?
На фото: В. П. Волков, Фактуры, 1971. Фото: Ирина Иванова


Относительно В. Волкова — я просто зашла в фонд живописи ХХ века, увидела эту работу на стеллаже и попросила ее на выставку. Художника уже давно нет на свете, у него не спросить, что его вдохновляло. Но о нем писали Лев Мочалов, Людмила Вострецова.* Он общался с В. Стерлиговым, Т. Глебовой. Стерлигов был учеником Малевича, Глебова идет от П. Филонова. Мне кажется, Волков также близок супрематическим идеям.

*Вострецова Л.Н. Формотворчество Владимира Волкова. Пластические идеи авангарда в творчестве петербургских художников 1970 — 1980-х годов//Конференция, посвященная итогам научно-исследовательской работы за 1999 год и 125-летию со
дня рождения П.И.Нерадовского (1875-1962). Тезисы докладов/Гос.Русский музей. СПб, 2000. 104 стр., с.86-90.

— В описании выставки сказано: «Однако народное шитье во многом отличается от городского «квилта» — у него свои, отработанные десятилетиями приемы, формы предметов, свой образный строй». Могли бы вы рассказать на конкретном примере, как отличить народное шитье от городского «квилта»? А также по поводу терминов. В фразе заметно противопоставление. Существует ли понятие «городское народное шитье» или этот термин применим только к тем, кто трудится в селениях?
На фото: Коврик, М. В. Денисова. Фото: Ирина Иванова
Фрагмент

Я в 1990-е годы много встречалась с участниками городских квилт-клубов, ездила на выставки. Классический квилт отрицает швейную машину. Стежки должны быть мелкими, около 3 мм, сделанными вручную, и обязательно — тонкий слой синтепона, для небольшой объемности. Профессионалы квилта тоже делают орнаментальные композиции, причем сложнее, чем народные мастера, но они просто другие. Часто это как бы картины, с сюжетом и сложной композицией В квилте может использоваться аппликация, коллаж, приветствуются новаторские приемы. Это может быть «скульптурный» квилт, crazy quilt. Часто квилтом занимаются люди, имеющие художественное образование. Народные мастера строчат на машинке, даже подчеркнуто цветными нитками делают четкие швы. Ни о каком синтепоне речи нет. Всегда есть привычные схемы шитья, со своими названиями — колодец, дом и т.д. Главное — местная художественная традиция

Выражаем особую благодарность куратору выставки, кандидату искусствоведения, ведущему научному сотруднику отдела народного искусства Русского музея, доценту кафедры русского искусства Санкт-Петербургского государственного института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Марине Александровне Сорокиной за помощь в подготовке материала и высокий профессионализм, а также отделу по работе со СМИ Русского музея за помощь в организации осмотра экспозиции.

Фото обложки: Ирина Иванова

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Книги
23.04

Сладкое бремя славы

Кирилл Казачинский подготовил книжный обзор о супергероях.

Театр
12.04

«Нью-Йорк...Нью-Йорк...» мюзикл по О'Генри в «Мимигрантах»

День Победы
30.04

Ровный строй, чеканный шаг

Петербург готовится ко Дню Победы. Прошли репетиции пешей части парада — показываем, как это было....

Книги
11.04

Будущему – верить!

Наш обозреватель Кирилл Казачинский подготовил книжную подборку ко Дню космонавтики. 

Блокада Ленинграда
Книги

Книги к 23 февраля: о загадочной параллели, рикошете и людях из стали

Наш книжный обозреватель Кирилл Казачинский подготовил подборку ко Дню защитника Отечества. 

Смотреть все