В День писателя памятники оживут
Репортажи и рецензии

03 марта 2024 года

В День писателя памятники оживут

Фото: нейросеть.

Не секрет, что 3 марта - Всемирный день писателя.

Фото: нейросеть. По моему мнению, писатель - это человек, который своим творчеством в большей или меньшей степени меняет окружающий мир. Надо сказать, что 3 марта – это не только праздник демиургов, но еще и международный День ожидания чуда. Ведь каждый раз, открывая том достойного литератора, ты надеешься на чудо: сопереживания, открытия неожиданной грани героя или себя, появление изысканного поворота сюжета или запоминающихся диалогов. В каждой книге я всегда ищу хотя бы одну мысль, которая может заставить задуматься, и очень рад, если мыслей больше. Ведь настоящий писатель не умирает: он живет, пока читают его книги…

Фото: нейросеть.

На этот раз я выбрал произведения, чьи авторы продолжают радовать нас своими работами.

 Фото: bookvoed.ru.

Дмитрий Каралис «Литературная галерея. Классики. Наставники. Коллеги. Друзья»— Санкт- Петербург: Издательство «Санкт Петербургская общественная организация «Союз писателей Санкт-Петербурга»», 2023. — 368 с.: с илл.

Первым хочу представить вам новый авторский сборник: эссе, статьи, воспоминания и интервью Дмитрия Николаевича. Новая книга посвящена ленинградским-петербургским писателям, чьи имена у всех на слуху. Первым идет эссе о Пушкине. А дальше следуют Стругацкие, Гранин, Альтов, Конецкий, Житинский.

Например, рассказ о Данииле Гранине с приложениями интервью, показывает всю тонкость отношений двух творцов, деликатность и такт умудренного опытом писателя и, наконец, переживание по случаю ухода старшего товарища. Это чувство мне очень понятно. У меня самого был эпизод, практически целиком описанный в книге. Мой друг, Виктор Павлович Точинов, позвонил накануне своего ухода из жизни, и я, так же как Дмитрий, не успел. Не успел доехать, не успел отложить «важные дела», которые потом, после этого страшного несчастья стали казаться микроскопическими и несущественными…. Мой совет, если вам из больницы звонит друг – не откладывайте поездку к нему – можно не успеть….

Проза Каралиса, как заливистый смех сына, легкая и трогательная… Читая предыдущие произведения писателя, я мысленно уже успел поучаствовать вместе с автором в покупке дачи в Зеленогорске, постройке дома в пригороде, поиске информации о родственниках, выращивании рассады... С выходом новой книги могу также оценить Дмитрия как грамотного, деликатного собеседника и доброго друга. Важно, что почти во всех работах писателя Петербург выписан с огромной любовью и нежностью. Рассказ о нем проходит тонкой, красной нитью по всем произведениям.

Можно и далее рассказывать о произведении, но предпочту сохранить вам предвкушение радости первого открытия. Если при посещении дома Зингера вы увидите серовато-коричневатую обложку, возьмите эту книгу с собой.

 Фото: ozon.ru.

 

Сергей Арно «История литературного процесса от дворца Шереметьевых до швейных мастерских. Ленинград-Петербург»— Санкт- Петербург: Издательство «Санкт Петербургская общественная организация «Союз писателей Санкт-Петербурга»», 2020. — 164 с.: с илл.

Второй книгой хочу представить великолепное произведение о перипетиях судеб, как отдельных литераторов, так и Дома писателей Петербурга в целом. Книга рассказывает об истории литературного процесса города на Неве с 1990 года по наши дни: о расколе Союза писателей СССР, возникновении Союза писателей Санкт-Петербурга, пожаре в их Доме на Шпалерной, создании Центра современной литературы, ставшего прибежищем для пишущих людей города. Автор повествует о творцах, с которыми ему довелось встречаться, и чьи имена вошли в российскую и мировую литературу. А в этом списке: Борис Стругацкий, Вадим Шефнер, Александр Житинский, Владимир Уфлянд, Илья Фоняков и другие. Эта книга хороша тем, что позволяет увидеть за именами известных литераторов не картонных персонажей, а живых людей, с их проблемами и радостями. Этот взгляд отличен от подхода предыдущей книги, поскольку для него важным является еще и жизнь литературного сообщества города. Ракурс иной, но все равно привлекательный для читателя. Лично меня эта работа «зацепила».

Например, из этого произведения я узнал подробности жизни писателя, книгу которого случайно купил в девяностые. Виктор Поповичев издал сборник «Транс», в работу вошли: роман давший название книги и множество рассказов, раскрывающих различные грани творчества автора. Сюжет для 1992 года достаточно нетривиальный: главный герой романа с помощью деревенской ведьмы проникает в «параллельный» мир, населенный лешими, русалками, кобольдами, демонами, троллями... Все бы хорошо, но в этой реальности есть город мерцев, где царствует таинственный Черный, экспериментирующий над человеческой кровью...

Если вернуться к книге Сергея Арно, можно сказать, что она написана продуманно и изящно. Эффектно выглядит и оформление - форзацы издания украшают коллажи из фото писателей (интересный факт - далеко не все книги этого тиража имеют яркие форзацы, некоторые экземпляры - девственно белые. и именно такой вариант - у меня). Самое важное, что эта работа помогает читателям поближе узнать людей, чьи мысли и чувства, они давно «слышат» через страницы. Не пожалел о покупке книги - ни разу!  

 Фото: ozon.ru.

Захар Прилепин «Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы» - Москва: Издательство «АСТ. Редакция Елены Шубиной», 2017. — 732 с.:

В эту книгу вошли одиннадцать биографий писателей и поэтов Золотого века — от Державина и Давыдова до Чаадаева и Пушкина. Прилепин рассказал о людях, умевших держать в руке не только перо, но и оружие. Одни из них сражались на Бородинском поле в 1812-м и вступали победителями в Париж, другие - подавляли пугачевский бунт и восстание в Польше, отторгали Финляндию, воевали со Швецией, третьи - ехали служить на Кавказ… Корнет, поручик, штабс-капитан, майор, полковник, генерал-лейтенант, адмирал все они были классиками русской литературы. «Поручик Гаврила Державин», «Адмирал Александр Шишков», «Генерал-лейтенант Денис Давыдов». Именно так, по воинским званиям героев российских баталий названы главы книги.

И вот в чем, на мой взгляд, ценность произведения – классики в школьных учебниках и научных трактатах предстают перед тобой, как бронзовые бюсты и памятники, возвышающиеся над читателем. Захар показал классиков, как реальных людей. В произведении переплелись писательский талант Прилепина, его историческая подкованность и желание донести до нас неизвестные страницы жизни творцов. Фигуры писателей как «Пленники камня» Микеланджело под его пером «выламываются» из своих привычных бюстов и памятников, теряя на ходу куски бронзы и показывая то свое человеческое лицо и родные черты, которые мы так ценим в друзьях.

До сих пор подобная тема, связанная с русской литературой, не приветствовалась, поскольку со времен Толстого всякое “насилие” для русского писателя всегда оставалось неприемлемым до такой степени, что от войны он бежал сломя голову (если только она не Отечественная). А ведь многим нашим писателям и поэтам разных времен довелось воевать, да еще как!

Кстати, последнее эссе книги посвящено Пушкину. Таким образом закончить обзор предпочитаю на теме Александра Сергеевича, рассказом о котором я и начал текст. 

Хорошего Вам чтения! И еще раз - С праздником!

Фото: нейросеть.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Книги
23.04

Сладкое бремя славы

Кирилл Казачинский подготовил книжный обзор о супергероях.

Театр
12.04

«Нью-Йорк...Нью-Йорк...» мюзикл по О'Генри в «Мимигрантах»

День Победы
30.04

Ровный строй, чеканный шаг

Петербург готовится ко Дню Победы. Прошли репетиции пешей части парада — показываем, как это было....

Книги
11.04

Будущему – верить!

Наш обозреватель Кирилл Казачинский подготовил книжную подборку ко Дню космонавтики. 

Блокада Ленинграда
Книги

Книги к 23 февраля: о загадочной параллели, рикошете и людях из стали

Наш книжный обозреватель Кирилл Казачинский подготовил подборку ко Дню защитника Отечества. 

Смотреть все