Опера «Саламбо»
Архив театра
Спектакли

30 мая - 31 мая 2025

Опера «Саламбо»

«Саламбо» – оперный замысел, над воплощением которого Модест Мусоргский упорно работал с 1863 по 1866 год. Опера сочинялась практически независимо от «Могучей кучки» и М. А. Балакирева, который в эти годы был музыкальным наставником Мусоргского. По свидетельству Н. А. Римского-Корсакова композитор изредка показывал в кружке отрывки из «Саламбо» и они «вызывали частью величайшее одобрение за красоту своих тем и мыслей, частью жесточайшие порицания за беспорядочность и сумбур».
Скептическое в целом отношение в «Могучей кучке» к первому оперному опыту Мусоргского (характерно, что ни один из законченных даже в партитуре номеров «Саламбо» не был исполнен в концертах Бесплатной музыкальной школы, которой руководил Балакирев), сомнения друзей в его силах, по-видимому, стали главной причиной отказа композитора продолжать работу. Но Мусоргский не отказался от музыкального материала «Саламбо», осознавая его высокую художественную ценность. В последующие годы композитор не раз обращался к музыке оперы как к своего рода музыкальному «запаснику», заимствуя оттуда отдельные темы и более развернутые эпизоды для новых сочинений (среди них – «Борис Годунов», хор «Иисус Навин»).
Источником сюжета оперы стал роман Г. Флобера «Саламбо», русский перевод которого впервые был опубликован в 1863 году. Самостоятельно создавая либретто, Мусоргский не во всем следовал сюжету романа: именно композитор ввел важнейший мотив порабощения ливийцев Карфагеном как причину их восстания (у Флобера причина иная – наемники-ливийцы не получили обещанную плату). «Саламбо» была задумана автором в 4-х действиях, сохранившиеся автографы оперы представляют сочиненную музыку лишь частично: это отдельные номера: «Песня балеарца» из 1-го акта, «Боевая песня ливийцев» (ее традиционно относят к 1-му акту, но по содержанию она должна звучать во 2-м акте), «Хор жриц» из финала оперы; и развернутые сцены: в храме Таниты в Карфагене (2-я картина 2-го действия), «Капище Молоха» (1-я картина 3-го действия), «Подземелье Акрополиса» (1-я картина финала). По некоторым данным, Мусоргский сочинил, но, вероятно, не записал еще несколько сцен, в частности, любовную сцену Мато и Саламбо.
Пожалуй, главное впечатление, которое выносит слушатель, впервые знакомящийся с музыкой «Саламбо», это восхищение – красотой и утонченной поэтичностью лирических эпизодов, размахом и драматическим напряжением массовых сцен (самая яркая из них – жертвоприношение детей Молоху), мощью фигуры Мато. Некоторые страницы оперы (например, начало сцены обряда в храме Таниты и гимн Таните во втором действии, хор жриц в финале) по характеру музыки могут считаться уникальными, не имевшими продолжения в творчестве Мусоргского.
Очевидная ценность музыки «Саламбо» не раз приводила к попыткам придать опере по возможности целостный и даже сценический вид – невзирая на ее неполноту, на то, что композитор включил большое количество материала оттуда в более поздние свои произведения, а также на общепринятое мнение о невозможности завершения сочинения. Большая заслуга в возвращении «Саламбо» в отечественное и мировое музыкальное пространство принадлежит Мариинскому театру. В 1989 году по его заказу петербургским композитором Вячеславом Наговициным была создана оркестровая редакция оперы, представившая музыку «Саламбо» в наиболее полном виде (с включением номеров, оркестрованных самим Мусоргским, а также Римским-Корсаковым и Виссарионом Шебалиным). В 1991 году по предложению Валерия Гергиева Наговицин расширил редакцию, добавив в нее музыку нескольких «родственных» «Саламбо» произведений Мусоргского (в том числе романс «Ночь» – для характеристики заглавной героини). В таком варианте опера впервые была исполнена силами Мариинского театра в том же году на древнеримской арене в испанском городе Мерида.
В спектакле Сергея Новикова музыка прежней редакции дополнена еще одним номером – дуэтом Саламбо и Шагабарима; в этом номере легко узнаётся дуэт Марины Мнишек с иезуитом Рангони из «Бориса Годунова», но подобная реконструкция уместна – дуэт был задуман в набросках именно для «Саламбо». Помимо певцов, в постановке участвует чтец, драматический актер, исполняющий роль Гамилькара, отца Саламбо (на страницах партитуры Мусоргского этот персонаж так и не появился).

Архив театра

Источник и правообладатель текста и фотографий «PRO.Культура.РФ» https://www.culture.ru

Другие события раздела

Литература
Бесплатно
Михаил Зощенко
09.05

Показ спектакля «Нервные люди»

Современное искусство
Музыка
Творческий вечер
Моноспектакль
Поэзия
08.05

Спектакль «Кафка – Бродский. Процесс»

История
Классическое искусство
Современное искусство
Литература
Премьера
Для молодежи
Книги
Александр Пушкин
08.05

Спектакль «Борис Годунов»

Бесплатно
08.05

«А зори здесь тихие»

Премьера
Мюзикл
Комедия
Театрализованное представление
Доступная среда
07.05

Спектакль «Хорошенькое дельце, или Непыльная работенка»

Смотреть все