Опера «Тангейзер» в Мариинском театре-2
Опера «Тангейзер» в Мариинском театре-2
Спектакли

Опера «Тангейзер» в Мариинском театре-2

Фото: www.mariinsky.ru.
В вагнеровской коллекции Мариинского театра «Тангейзер» занимает особое положение: одна и та же команда постановщиков всего за два года предложила две совершенно разные сценические версии этой оперы, одну – в Концертном зале, другую – на сцене Мариинского-2.

В Мариинском театре исполняется так называемая дрезденская редакция оперы – по названию города, где состоялась ее мировая премьера. Это значит, что одно из самых ярких вагнеровских произведений – пятнадцатиминутная увертюра к «Тангейзеру», гениальный симфонический «конспект» всей оперы с ошеломляющим акустическим катарсисом в конце, – звучит здесь целиком.

Тангейзер, иначе Таннхойзер, Тангузер (нем. Tannhäuser, Tanhüser) — немецкий средневековый поэт периода позднего миннезанга.

Сюжет о Тангейзере относится к числу самых популярных в немецкоязычной литературе и по количеству обработок может быть сравнен с сюжетом о Нибелунгах. Зародившись во второй половине XIII в., он привлекал внимание писателей вплоть до XX в.

Исторический Тангейзер (ок. 1200 – 70 гг.), ставший прототипом героя легенды, был личностью весьма незаурядной. Он был поэтом-сатириком, иронически переосмыслявшим каноны высокого миннезанга, и одновременно – типичным странствующим рыцарем, которому случалось бывать в отдаленных частях света и водить знакомство с людьми, которых молва почитала за чародеев (как императора Фридриха II). Бурная и полная приключений жизнь, по всей видимости, доставила Тангейзеру славу эпикурейца. В глазах своих современников он вполне мог приобрести репутацию человека, стоящего на короткой ноге с потусторонними силами, чем и объясняется его превращение в героя легенды о Волшебной горе.

Сюжет песни таков: Тангейзер, любивший многих женщин, в конце концов, возжаждал объятий самой богини любви и проник в её грот, то есть вступил в сделку с дьяволом (образ Венеры к этому времени воспринимался как своеобразная сатанинская параллель образу Девы Марии, она была своего рода королевой ада, прельщавшей жертв своей демонической красотой). Через семь лет он, пресытившись наслаждениями и убоявшись ада, бежал оттуда и совершил паломничество в Рим, где просил у папы отпущения грехов, но получил отказ. Папа (в песне им назван Урбан IV) поставил такое условие прощения Тангейзера: его золотой жезл должен покрыться ветвями. Через три дня жезл расцвел, и папа послал объявить о том Тангейзеру, но последний уже вернулся в гору Венеры, где останется до Страшного суда. Таким образом, отвергнутый папой грешник за свое раскаяние получил прощение от Бога, а папа оказался осужденным за свою жестокость.

Другие события раздела

Современное искусство
Комедия
13.06

Спектакль «Дачный роман»

Детектив
13.06

Спектакль «Монаший колодец»

Классическое искусство
Драма
Николай Гоголь
13.06

Спектакль «Вий»

Современное искусство
Опера
Драма
Поэзия
13.06

Спектакль «Ожидание»

Современное искусство
Комедия
Василий Шукшин
09.06

Спектакль «Здравствуйте, люди!»

Смотреть все