В вагнеровской коллекции Мариинского театра «Тангейзер» занимает особое положение: одна и та же команда постановщиков всего за два года предложила две совершенно разные сценические версии этой оперы, одну – в Концертном зале, другую – на сцене Мариинского-2.
В Мариинском театре исполняется так называемая дрезденская редакция оперы – по названию города, где состоялась ее мировая премьера. Это значит, что одно из самых ярких вагнеровских произведений – пятнадцатиминутная увертюра к «Тангейзеру», гениальный симфонический «конспект» всей оперы с ошеломляющим акустическим катарсисом в конце, – звучит здесь целиком.
Тангейзер, иначе Таннхойзер, Тангузер (нем. Tannhäuser, Tanhüser) — немецкий средневековый поэт периода позднего миннезанга.
Сюжет о Тангейзере относится к числу самых популярных в немецкоязычной литературе и по количеству обработок может быть сравнен с сюжетом о Нибелунгах. Зародившись во второй половине XIII в., он привлекал внимание писателей вплоть до XX в.
Исторический Тангейзер (ок. 1200 – 70 гг.), ставший прототипом героя легенды, был личностью весьма незаурядной. Он был поэтом-сатириком, иронически переосмыслявшим каноны высокого миннезанга, и одновременно – типичным странствующим рыцарем, которому случалось бывать в отдаленных частях света и водить знакомство с людьми, которых молва почитала за чародеев (как императора Фридриха II). Бурная и полная приключений жизнь, по всей видимости, доставила Тангейзеру славу эпикурейца. В глазах своих современников он вполне мог приобрести репутацию человека, стоящего на короткой ноге с потусторонними силами, чем и объясняется его превращение в героя легенды о Волшебной горе.
Сюжет песни таков: Тангейзер, любивший многих женщин, в конце концов, возжаждал объятий самой богини любви и проник в её грот, то есть вступил в сделку с дьяволом (образ Венеры к этому времени воспринимался как своеобразная сатанинская параллель образу Девы Марии, она была своего рода королевой ада, прельщавшей жертв своей демонической красотой). Через семь лет он, пресытившись наслаждениями и убоявшись ада, бежал оттуда и совершил паломничество в Рим, где просил у папы отпущения грехов, но получил отказ. Папа (в песне им назван Урбан IV) поставил такое условие прощения Тангейзера: его золотой жезл должен покрыться ветвями. Через три дня жезл расцвел, и папа послал объявить о том Тангейзеру, но последний уже вернулся в гору Венеры, где останется до Страшного суда. Таким образом, отвергнутый папой грешник за свое раскаяние получил прощение от Бога, а папа оказался осужденным за свою жестокость.
В Мариинском театре исполняется так называемая дрезденская редакция оперы – по названию города, где состоялась ее мировая премьера. Это значит, что одно из самых ярких вагнеровских произведений – пятнадцатиминутная увертюра к «Тангейзеру», гениальный симфонический «конспект» всей оперы с ошеломляющим акустическим катарсисом в конце, – звучит здесь целиком.
Тангейзер, иначе Таннхойзер, Тангузер (нем. Tannhäuser, Tanhüser) — немецкий средневековый поэт периода позднего миннезанга.
Сюжет о Тангейзере относится к числу самых популярных в немецкоязычной литературе и по количеству обработок может быть сравнен с сюжетом о Нибелунгах. Зародившись во второй половине XIII в., он привлекал внимание писателей вплоть до XX в.
Исторический Тангейзер (ок. 1200 – 70 гг.), ставший прототипом героя легенды, был личностью весьма незаурядной. Он был поэтом-сатириком, иронически переосмыслявшим каноны высокого миннезанга, и одновременно – типичным странствующим рыцарем, которому случалось бывать в отдаленных частях света и водить знакомство с людьми, которых молва почитала за чародеев (как императора Фридриха II). Бурная и полная приключений жизнь, по всей видимости, доставила Тангейзеру славу эпикурейца. В глазах своих современников он вполне мог приобрести репутацию человека, стоящего на короткой ноге с потусторонними силами, чем и объясняется его превращение в героя легенды о Волшебной горе.
Сюжет песни таков: Тангейзер, любивший многих женщин, в конце концов, возжаждал объятий самой богини любви и проник в её грот, то есть вступил в сделку с дьяволом (образ Венеры к этому времени воспринимался как своеобразная сатанинская параллель образу Девы Марии, она была своего рода королевой ада, прельщавшей жертв своей демонической красотой). Через семь лет он, пресытившись наслаждениями и убоявшись ада, бежал оттуда и совершил паломничество в Рим, где просил у папы отпущения грехов, но получил отказ. Папа (в песне им назван Урбан IV) поставил такое условие прощения Тангейзера: его золотой жезл должен покрыться ветвями. Через три дня жезл расцвел, и папа послал объявить о том Тангейзеру, но последний уже вернулся в гору Венеры, где останется до Страшного суда. Таким образом, отвергнутый папой грешник за свое раскаяние получил прощение от Бога, а папа оказался осужденным за свою жестокость.
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться