11 сентября в Мраморном дворце Русского музея начинает работу выставка «Казачество – опора государства Российского». «Культура Петербурга» побывала на новой экспозиции, прониклась духом казачьей вольницы и с помощью сотрудников Русского музея сделала несколько открытий, которыми спешит поделиться с читателями.
Открытие № 1:
Расцвет казачьей темы в искусстве пришелся на эпоху наполеоновских войн. Героизм и удаль казаков в войне 1812 года сделали их всенародными любимцами. Изображения станичников стали настолько модными, что даже Императорский фарфоровый завод выпускал изящные фигурки этих воинов с мортирами, а наездники скакали во всю прыть на фарфоровых сервизах (доказательства представлены на выставке).
«Тут, на фарфоре, помимо станичников изображены представители степных народов, с которым казаки взаимодействовали, торговали, дружили, перенимали их обычаи и военные приемы, приводившие в ужас европейцев. Те с подобными приемами были не знакомы и пребывали в уверенности, что «так воевать нельзя». Периодически французская конница была бессильна перед атаками казаков, которые, например, наступали «лавой» – рассеянным строем, россыпью, устраивали хитроумные засады «вентери», и вот эта казачья лава стала настоящей притчей во языцех, вызывавшей панику у противников», -
говорит Любовь Шакирова – ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX нач. XX вв.
Открытие № 2:
Выставляется впервые! Таким знаком можно пометить серию мастерски выполненных акварелей Фёдора Горшельта, изображающих камер-казаков императрицы Марии Фёдоровны. Институт камер-казаков императорской семьи был введен Николаем I. Воинов в этот корпус набирали не только с учетом их безупречного происхождения, хорошей характеристики и отличных физических данных, но и по внешности: главные параметры – высокий рост и... густая окладистая борода!
«Большинство камер-казаков Марии Фёдоровны поступило к ней на службу, когда императрица еще была великой княгиней, и эти воины прослужили ей всю жизнь. Некоторые из них отправились вместе с ней в эмиграцию и проводили ее в последний путь в Копенгагене. Рисунки показывают, как удивительно выглядели эти казаки. Это художественная документалистика: тут очень много вещей, связанных с формой. Армия в XVIII-XIX веках выглядела красиво, и каждое переобмундирование, оснащение армии, становилось предметом художественной документации», -
объясняет Любовь Шакирова.
Открытие № 3:
Парадокс, но в историю вошли как казачья верность присяге, так и их вольнодумство. Именно эти воины часто оказывались предводителями крупнейших крестьянских восстаний. Особо отличились в этом отношении донские казаки: Емельян Пугачёв и Степан Разин – воспетые художниками выходцы из одной станицы. О жестком характере Емельяна на выставке напоминает полотно Василия Перова «Суд Пугачёва». Стенька Разин пользовался особой популярностью у живописцев. И не только! Ему посвящена скульптурная композиция Сергея Коненкова «Степан Разин с дружиной», сделанная из цельных стволов дерева.
«В советское время эти личности воспринимались как герои и подавались однозначно позитивно. Таков был один из планов монументальной пропаганды, принятых в 1918 году, сразу после революции. Композиция Коненкова была установлена в 1919-м на Красной площади; по некоторым свидетельствам, на лобном месте, где казнили обоих бунтовщиков. К сожалению, только фигура Разина сохранилась полностью, от дружины остались лишь фрагменты голов, не сохранилась и лежащая персидская княжна. Ведь дерево плохо хранится, а большинство произведений монументальной пропаганды, хоть и очень интересны с искусствоведческой точки зрения, в городскую среду не вписывались. Поскольку их язык не учитывал окружающий ландшафт и очень скептически воспринимался неподготовленным к идеям авангардного искусства населением... Сейчас произведение частично хранится в Русском музее», -
сообщает Любовь Шакирова.
На выставке «Казачество – опора государства Российского» в Мраморном дворце Русского музея среди 120 уникальных экспонатов вас ожидает еще множество открытий! Успейте их совершить до 14 октября.
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться