Опубликовано: 27 июня 2025 года
29 июня российские кораблестроители отмечают свой профессиональный праздник. Дата связана с выходом указа царя Алексея Михайловича о строительстве первого русского военного корабля «Орел». Ровно 210 лет назад в Петербурге спустили на воду первый пароход. В фонде Президентской библиотеки собраны уникальные материалы, фотографии и документы о развитии пароходства.
В 1815 году в Петербурге на заводе промышленника Чарльза Берда был спущен на воду первый пароход «Елизавета», названный в честь императрицы. Это стало знаменательным событием. Первый свой рейс пароход совершил в Кронштадт. О том, как это происходило, делится воспоминаниями морской офицер Рикорд: «…Я участвовал в сей любопытной поездке. 3 ноября в 6 ч 55 м утра судно отошло от пристани Бердова завода и поплыло вниз по Неве… Многократно мерили ход судна… Таковое парами движущееся судно появилось в первый раз на Кронштадтском рейде, на купеческую гавань привлечены были многие для любопытства зрители, перед которыми пароход делал теперь небольшие разъезды... На обратном пути поднялись волны и сильный ветер „дул против носа с правой стороны“, поэтому пароходу представился лучший случай „испытать его достоинства“. Обратно шли 5 ч. 22 мин.».
Правообладатель изображения: Президентская библиотека.
В 1840-е годы его императорское величество Николай I уже регулярно ездил на пароходах в Кронштадт, о чем свидетельствует список дней его поездок. Дела Департамента полиции исполнительной МВД за 1851‒1852 годы ‒ это документ, который содержит проект правил для частных пассажирских пароходов, курсировавших между столицей и ее окрестностями.В 1856 году появилась российская судоходная компания «Русское общество пароходства и торговли», которая ставила целью возобновление грузопассажирских перевозок между портами Чёрного, Азовского и Средиземного морей, а также расширение внешней торговли южного края России. В электронных читальных залах Президентской библиотеки доступны документы о деятельности этой организации в разные годы. Например, в альбоме-проспекте «Новые пароходы Русского общества пароходства и торговли» (1913) размещены фото пароходов XX века, их внутренних интерьеров и узнать о преимуществах использования этого вида морского транспорта.
В ответ на «требования времени» Русское общество пароходства и торговли построило в Англии четыре парохода. Их назвали в честь русских императоров: «Император Пётр Великий», «Императрица Екатерина II», «Император Николай I», «Император Александр III». Они были первыми по своей величине – «свыше 10 000 тонн каждый», имели самое современное оборудование, роскошные помещения для пассажиров, причем не были забыты и те, кто перемещался в третьем классе. Все пароходы были оборудованы «новейшими вентилирующими, дезинфицирующими и сохраняющими груз приспособлениями». Пароходы ходили в порты Черного и Средиземного морей: совершали прямые рейсы «между Одессой и Александрией, через Константинополь, Пирей и Смирну, с выходом из Одессы по четвергам, согласуя свое отправление и прибытие с расписанием одесских поездов». В электронных читальных залах библиотеки представлен интересный документ 1913 года – Письмо и телеграмма Михаила Геймана председателю правления Русского общества пароходства и торговли Анатолию Евграфовичу Молчанову о спуске парохода «Император Пётр Великий». Также в фонде доступно изображение парохода «Императрица Екатерина II» и его интерьеров.
Интересные материалы о развитии кораблестроения в России можно найти на портале Президентской библиотеки, в коллекции «Пётр I (1672–1725)», в разделе «Флот».
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться