«Демон» поднимется на сцену
Анонсы

13 сентября 2023 года

«Демон» поднимется на сцену

Фото: пресс-служба Мариинского театра.
23 и 24 сентября Мариинский театр покажет первую премьеру сезона — фантастическую оперу Антона Рубинштейна «Демон». Дирижирует Валерий Гергиев.

Сюжет одноименной поэмы Лермонтова не раз привлекал внимание композиторов. Только во второй половине XIX века появились опера Бориса Фитингофа-Шеля, музыкальные картины Павла Бларамберга, симфония Эдуарда Направника. Однако наибольшую популярность снискала опера Антона Рубинштейна, оконченная в 1871 году.

Мировая премьера «Демона» Рубинштейна состоялась в Мариинском театре 13 (25) января 1875 года. За дирижерским пультом стоял Эдуард Направник. Критика встретила сочинение весьма сдержанно и в какой-то мере неблагосклонно, хотя у публики оно имело огромный успех. В Москве опера под управлением Энрико Бевиньяни прозвучала спустя четыре года. За дирижерским пультом при исполнении сочинения в разное время также стояли Густав Малер и Сергей Рахманинов.

Фото: пресс-служба Мариинского театра
Партии Князя Гудала и Демона не раз исполнял легендарный Фёдор Шаляпин — его неповторимая новаторская трактовка центрального образа навсегда вписана в историю мировой музыки. Знаменитый бас сумел раскрыть мучительные душевные терзания героя, его напряженную внутреннюю борьбу. Но главное — шаляпинский Демон был гордым мятежником, чей отказ от борьбы ради любви артист представил не как благо, а как поражение. Такой персонаж стал настоящим героем своего времени, тем, кого требовала новая эпоха.

За рубежом «Демона» впервые исполнили в 1880 году в Гамбурге, после чего опера начала шествие по мировым сценам: Лондон (1881 г.), Кельн (1882 г.), Лейпциг (1883 г.), затем Вена, Монте-Карло, Нью-Йорк, Тель-Авив, Рига. Параллельно с этим сочинение звучало в российских городах — сложно найти отечественный оперный театр, в котором бы ни разу не давали это произведение. Последняя постановка в Мариинском увидела сцену в 2003 году, однако в репертуаре не закрепилась.

Новый спектакль на сцене Мариинского-2 готовит режиссер Елизавета Корнеева. Ее «Демон» будет лишен пространственно-временных координат. Вместо этого — метафоры, отголоски и символы: от греческого театра до песочницы. Все это призвано подчеркнуть вечность поднятых и в поэтическом, и в музыкальном тексте проблем.
«Это самая популярная опера у Рубинштейна, которая широко известна не только в России, но и за рубежом. Тем не менее, как мне кажется, произведение все еще не раскрыто. Может, его время еще не пришло, или оно вот-вот подступает. Опера интересна тем, что в ней поднята актуальная тема - вечный конфликт человека. Мы наблюдаем его проявление сегодня и будем наблюдать завтра, корме того, не раз видели этот конфликт на протяжении истории. Рубинштейн точно угадал тематику, результатом стало постоянство пребывания постановки на оперной сцене... Я приглашаю зрителей присоединиться к нашему суду. Мы будем судить Демона. Все мы сядем на скамьи присяжных и будем выносить свой приговор. А там уж посмотрим, каким он будет», - 

режиссер Елизавета Корнеева.

Главные партии готовят:
Демон — Глеб Перязев, Магеррам Гусейнов, Евгений Никитин;
Князь Гудал — Юрий Воробьёв, Олег Сычёв, Мирослав Молчанов;
Тамара — Инара Козловская, Екатерина Гончарова, Ольга Маслова, Наталья Павлова;
Князь Синодал — Игорь Морозов, Роман Широких, Кирилл Белов.

Другие новости раздела

Музыка
ВыставкиМузеев2024
26.07

Ансамбль солистов Андреевского оркестра выступит на выставке «Мой Петербург»

Фестиваль
26.07

Ивангородскую крепость заселят богатырями и былинами

Этнография
Выставки
26.07

В Музее истории религии откроют выставку гравюр из коллекций московских имамов

Инклюзия
26.07

Русский музей открывает «Квартиру художников»

Концерты
26.07

Диана Арбенина выступит на крыше с летним концертом

Смотреть все