В Главном штабе открылась выставка «Красота как ритм: женские скульптурные изображения в коллекции традиционного африканского искусства Государственного Эрмитажа».
На экспозиции представлены пять деревянных женских фигур. Они принадлежат трём разным африканским культурам – дан, бамана и моси – и датируются рубежом XIX–XX веков. Такие скульптурные изображения имели как эстетическое, так и магическое значение в тех сообществах, где создавались.
Подобные африканские статуэтки исследователи называют «фигурами плодородия», и функция их всегда связана с женской силой, рождающим и созидающим началом. Так одна из фигур, представленных на выставке, изображает женщину с ребёнком на спине. Тем самым мастер акцентирует внимание на главной женской социальной роли – материнстве. Создатели выставки предлагают взглянуть на эти предметы, как на произведения искусства, способные рассказать об ином, непривычном для европейца понимании красоты. Африканским мастерам чужд строгий реализм, они стремятся к иным способам передачи смыслов. Красота, в этом случае, заключается не в гармонии конкретных черт, но в соответствии некоему идеалу, архетипу женской сути. Она создаётся, прежде всего, при помощи ритма.
Как писал Леопольд Сенгор, французский и сенегальский политик, поэт и философ: «Для африканца прекрасная статуя та, что вызывает в нём определённые эмоции. Вот, например, передо мной статуэтка догонов. Она совсем не напоминает образ прекрасной женщины, но эта статуэтка сидящей женщины захватывает, потому что она пронизана ритмом».
Правообладатель фото заставки: Государственный Эрмитаж - https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage?lng=ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться