Опубликовано: 22 февраля 2024 года
«Инопланетность» Кондратьева, поражавшая в 1980-е годы, уходит корнями в художественную свободу авангарда. Молодой Кондратьев в 1920—1930-х годах был в эпицентре художественных и поэтических экспериментов, готовясь сказать свое слово. Оно было едва ли услышано. При жизни прошла лишь одна персональная выставка автора, а внимание к нему журналистов и искусствоведов больше было связано с интересом к Филонову. Об учителе и принципах «аналитического искусства» Кондратьев рассказывает как опытный профессор, структурированно и ясно: «У художника должны быть глаза такой силы, чтобы не мигая смотреть на солнце».
Учительскому завету он остался верен, пытаясь видеть «глазом знающим» в окружающем мире нечто большее, чем картинку повседневности. Работал циклами, очень много, особенно в графике. Свечи, купола, распятия, сестры милосердия, ангелы становятся не столько религиозными образами, сколько ключами к пониманию чего-то большего.
«Павел Михайлович представлялся мне тогда инопланетянином. Картины были совсем непонятны. Говорил странные вещи, о которых мы ничего не слышали в Академии, где я тогда училась», — вспоминала Маргарита Изотова.
Важнейшим событием в творчестве Кондратьева стало создание «чукотского» цикла: оказавшись буквально на краю земли, среди людей, живущих в иных отношениях с природой, он словно прозревает, ощущая первозданность окружающего мира. В его работах нет примет времени, за исключением военных рисунков. Ему интересны состояния времени как физической, а не исторической величины. Современность для Кондратьева определяется не через соответствие текущему моменту, а через созвучие течению времени в целом. Поэтому, когда в аудиозаписях мы услышали, как необычно художник произносит это слово, название выставки для кураторов стало очевидным. Экспозиция объединяет живопись, графику и архивные материалы из собрания музея и тринадцати частных коллекций.
22 февраля - 5 мая
Фото – Пресс-служба музея
Обложка: Фонтанный дом «осовремёнится» новой выставкой
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться