Обложка: Фонтанный дом «осовремёнится» новой выставкой
Анонсы

22 февраля 2024 года

Фонтанный Дом «осовремёнится» новой выставкой

Ученик Филонова, работавший под началом Малевича, завсегдатай обэриутских сборищ, ставший объектом эпиграммы Хармса – в Музее Ахматовой открывается выставка живописи и графики «Совремённость Павла Кондратьева». Почему «ё»? Для него современность определялась не через соответствие текущему моменту, а через созвучие течению времени в целом.

Выставка живописи и графики «Совремённость Павла Кондратьева».
 «Инопланетность» Кондратьева, поражавшая в 1980-е годы, уходит корнями в художественную свободу авангарда. Молодой Кондратьев в 1920—1930-х годах был в эпицентре художественных и поэтических экспериментов, готовясь сказать свое слово. Оно было едва ли услышано. При жизни прошла лишь одна персональная выставка автора, а внимание к нему журналистов и искусствоведов больше было связано с интересом к Филонову. Об учителе и принципах «аналитического искусства» Кондратьев рассказывает как опытный профессор, структурированно и ясно: «У художника должны быть глаза такой силы, чтобы не мигая смотреть на солнце».

Кондратьев П.М. Ангел. Графика.

Учительскому завету он остался верен, пытаясь видеть «глазом знающим» в окружающем мире нечто большее, чем картинку повседневности. Работал циклами, очень много, особенно в графике. Свечи, купола, распятия, сестры милосердия, ангелы становятся не столько религиозными образами, сколько ключами к пониманию чего-то большего.

Кондратьев П.М. Композиция.

«Павел Михайлович представлялся мне тогда инопланетянином. Картины были совсем непонятны. Говорил странные вещи, о которых мы ничего не слышали в Академии, где я тогда училась», — вспоминала Маргарита Изотова.

Кондратьев П.М. Распятие. Композиция с фигурами.

Важнейшим событием в творчестве Кондратьева стало создание «чукотского» цикла: оказавшись буквально на краю земли, среди людей, живущих в иных отношениях с природой, он словно прозревает, ощущая первозданность окружающего мира. В его работах нет примет времени, за исключением военных рисунков. Ему интересны состояния времени как физической, а не исторической величины. Современность для Кондратьева определяется не через соответствие текущему моменту, а через созвучие течению времени в целом. Поэтому, когда в аудиозаписях мы услышали, как необычно художник произносит это слово, название выставки для кураторов стало очевидным. Экспозиция объединяет живопись, графику и архивные материалы из собрания музея и тринадцати частных коллекций.

22 февраля - 5 мая

Подробности 

Фото – Пресс-служба музея

Обложка: Фонтанный дом «осовремёнится» новой выставкой

Другие новости раздела

23.05

СПбГУ впервые примет участие в праздновании Дня города

Бесплатно
Онлайн
23.05

Журналисты и историки создали проект о ретроспективе развития российской и советской науки

Фестиваль
23.05

Мариинка зажжёт «Звезды белых ночей»

Театр кукол
День защиты детей
23.05

«Волшебное дерево» подарят маленьким пациентам Медицинского Центра им. Турнера

Фестиваль
Балет
23.05

Прием заявок на региональный отборочный этап Всероссийского фестиваля «Юный хореограф» продлен

Смотреть все