Обложка: Фонтанный дом «осовремёнится» новой выставкой
Анонсы

22 февраля 2024 года

Фонтанный Дом «осовремёнится» новой выставкой

Ученик Филонова, работавший под началом Малевича, завсегдатай обэриутских сборищ, ставший объектом эпиграммы Хармса – в Музее Ахматовой открывается выставка живописи и графики «Совремённость Павла Кондратьева». Почему «ё»? Для него современность определялась не через соответствие текущему моменту, а через созвучие течению времени в целом.

Выставка живописи и графики «Совремённость Павла Кондратьева».
 «Инопланетность» Кондратьева, поражавшая в 1980-е годы, уходит корнями в художественную свободу авангарда. Молодой Кондратьев в 1920—1930-х годах был в эпицентре художественных и поэтических экспериментов, готовясь сказать свое слово. Оно было едва ли услышано. При жизни прошла лишь одна персональная выставка автора, а внимание к нему журналистов и искусствоведов больше было связано с интересом к Филонову. Об учителе и принципах «аналитического искусства» Кондратьев рассказывает как опытный профессор, структурированно и ясно: «У художника должны быть глаза такой силы, чтобы не мигая смотреть на солнце».

Кондратьев П.М. Ангел. Графика.

Учительскому завету он остался верен, пытаясь видеть «глазом знающим» в окружающем мире нечто большее, чем картинку повседневности. Работал циклами, очень много, особенно в графике. Свечи, купола, распятия, сестры милосердия, ангелы становятся не столько религиозными образами, сколько ключами к пониманию чего-то большего.

Кондратьев П.М. Композиция.

«Павел Михайлович представлялся мне тогда инопланетянином. Картины были совсем непонятны. Говорил странные вещи, о которых мы ничего не слышали в Академии, где я тогда училась», — вспоминала Маргарита Изотова.

Кондратьев П.М. Распятие. Композиция с фигурами.

Важнейшим событием в творчестве Кондратьева стало создание «чукотского» цикла: оказавшись буквально на краю земли, среди людей, живущих в иных отношениях с природой, он словно прозревает, ощущая первозданность окружающего мира. В его работах нет примет времени, за исключением военных рисунков. Ему интересны состояния времени как физической, а не исторической величины. Современность для Кондратьева определяется не через соответствие текущему моменту, а через созвучие течению времени в целом. Поэтому, когда в аудиозаписях мы услышали, как необычно художник произносит это слово, название выставки для кураторов стало очевидным. Экспозиция объединяет живопись, графику и архивные материалы из собрания музея и тринадцати частных коллекций.

22 февраля - 5 мая

Подробности 

Фото – Пресс-служба музея

Обложка: Фонтанный дом «осовремёнится» новой выставкой

Другие новости раздела

Музыка
ВыставкиМузеев2024
26.07

Ансамбль солистов Андреевского оркестра выступит на выставке «Мой Петербург»

Фестиваль
26.07

Ивангородскую крепость заселят богатырями и былинами

Этнография
Выставки
26.07

В Музее истории религии откроют выставку гравюр из коллекций московских имамов

Инклюзия
26.07

Русский музей открывает «Квартиру художников»

Концерты
26.07

Диана Арбенина выступит на крыше с летним концертом

Смотреть все