Буддизм – древнейшая из трех мировых религий. За две с половиной тысячи лет, видоизменяясь и адаптируясь к местным религиозным верованиям, он укоренился в большинстве стран Азии. Почитание так называемых «гневных божеств», или дхармапал – неотъемлемая его часть. Считается, что они являют собой особые формы «сострадания Будды», помогающие устранить агрессию, страсть, жадность, зависть и неведение.
Первый раздел выставки рассказывает о символизме в тибетском буддизме и о том историческом пути, который проделали основные буддийские образы, связанные с «гневными божествами», из Древней Индии в религиозное искусство Ваджраяны.
В разделе «Защитники учения и их «враги» представлены ключевые фигуры пантеона «гневных божеств» тибетского буддизма. Кроме предметов из фондов музея, здесь можно увидеть образцы современного искусства танки, выполненные заслуженным художником Бурятии Николаем Дудко. Также здесь экспонируются тибетские цакли - редкие миниатюрные изображения демонов и злых духов, олицетворяющих человеческие пороки, победить которые призваны гневные защитники буддийского учения.
Раздел «Гневные божества и их обители» посвящён образам гневных божеств как религиозно-мифологических персонажей, которые располагают собственной свитой из животных, других божеств и духов, а также дворцом, специфическими атрибутами, излюбленными яствами и т.п. А завершает выставку раздел, посвященный «гневным йидамам» – божествам, которых визуализируют в ходе практик медитации и созерцания. Среди наиболее интересных экспонатов – прошедшая длительную реставрацию танка-кандзе «Собрание подношений Палден Лхамо» (конец XIX века), а также бронзовая модель дворца шестирукого Махакалы, которую зритель увидит впервые.
5 марта - 25 мая
Фото - Пресс-служба Государственного музея истории религии
Обложка: Шестирукий Махакала
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться