Опубликовано: 13 февраля 2024 года
Доспех Печального рыцаря XIX века после завершения реставрации дополнил экспозицию музея-заповедника «Царское Село». Экспонат составляет пару с облачением Радостного рыцаря и впервые выставлен рядом с ним в павильоне «Арсенал».
Облачения Печального и Радостного рыцарей из коллекции музея участвовали в церемонии погребения Александра I в 1826 году.
Раритет возродили специалисты реставрационной мастерской «Наследие».
В 2016 году сохранившиеся детали доспеха Радостного рыцаря были реставрированы и размещены в экспозиции царскосельского Арсенала. Доспех Печального рыцаря находился в значительно более руинированном состоянии: полностью отсутствовал ряд конструктивных элементов, требовалась основательная подготовка к реставрации и поиск аналогов для воссоздания.
Специалисты реставрационной мастерской «Наследие» выполнили комплекс работ по консервации, реставрации и воссозданию элементов доспеха: расчистили металлические детали от загрязнений и коррозии, выправили деформации, выполнили дублирование руинированных частей, восполнили утраченные. Полностью воссозданы три пластины плеча и предплечья по аналогии с сохранившимися; воссозданы нагрудная и спинная части кирасы, шлем и горжет, декоративные накладки на локтях по сохранившемуся аналогу из Музеев Московского Кремля.
Доспехи Печального и Радостного рыцарей участвовали в церемониях похорон русских императоров. Со времен Петра I в России был введен ритуал, заимствованный из европейских траурных церемониалов. Печальную процессию императора сопровождали два латника: Печальный рыцарь в доспехах черного цвета символизировал окончание земного пути, Радостный рыцарь в золотых доспехах был символом жизни. Такой церемониал стал обязательным атрибутом всех царских похорон императорской России.
В Российском государственном историческом архиве хранятся документы и брошюры, посвященные церемониалу похорон императоров, начиная с Александра I. 4 февраля 1826 года Радостный и Печальный рыцари сопровождали покойного императора в Архангельский собор Кремля, где в течение трех дней гроб был выставлен для поклонения. 6 февраля шествие двинулось далее через Тверь, Новгород и Царское Село к Санкт-Петербургу. В Царском Селе гроб был внесен в церковь Большого Царскосельского (Екатерининского) дворца.
5 марта тело императора перевезли в Чесменскую дворцовую церковь. На следующий день состоялось его торжественное перенесение из Чесменского дворца в Казанский собор с участием латников. Здесь уже закрытый гроб был выставлен на поклонение народу в продолжение семи дней. 13 марта тело Александра I перевезли в Петропавловский собор. Вся траурная процессия состояла из 13 отделений, каждое из которых должно было отражать одну из сторон деятельности монарха. Радостный и Печальный рыцари, символизировавшие вечную власть государя, следовали в пятом отделении.
Торжественные церемонии печальных процессий Александра I и Николая I были запечатлены в особых мемориальных альбомах. Приведенные в них изображения рыцарей с точностью до деталей соответствуют сохранившимся доспехам.
В последующие годы церемония погребения императоров оставалась практически неизменной. Последний раз рыцари прошли за гробом Александра III – в день последних торжественных похорон императора России.
В книге, посвященной кончине и погребению царя, отмечалось: «Внимание народа привлекали и латники, которые двигались в конце третьего отделения между знаменами и гербами. Один ехал на коне, весь в золоте: латы, наколенники, наручники, шлем со страусовыми перьями, в руках обнаженный меч. Другой пеший латник – печальный, весь в черном уборе, с огромным обнаженным и опущенным вниз мечом, обвитым черным флером».
После печальных церемоний доспехи возвращались обратно в Санкт-Петербургский Арсенал, где они хранились в специальной траурной комнате Достопамятного зала.
Один комплект лат в конце 1920-х годов вошел в коллекцию музея-заповедника «Царское Село».
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться