Печальный рыцарь вернулся в «Царское Село»
Анонсы

Печальный рыцарь вернулся в «Царское Село»

Изображение предоставлено организаторами мероприятия.

Опубликовано: 13 февраля 2024 года


Доспех Печального рыцаря XIX века после завершения реставрации дополнил экспозицию музея-заповедника «Царское Село». Экспонат составляет пару с облачением Радостного рыцаря и впервые выставлен рядом с ним в павильоне «Арсенал».

_ZAR0611.jpg

Облачения Печального и Радостного рыцарей из коллекции музея участвовали в церемонии погребения Александра I в 1826 году.

Раритет возродили специалисты реставрационной мастерской «Наследие».

Фрагменты обоих доспехов обнаружили тридцать лет назад при реставрации помещений циркумференции Екатерининского дворца. Скорее всего,  экспонаты находились там под полом со времен Великой Отечественной войны. Долгое время принадлежность этих предметов оставалась невыясненной, но научный сотрудник музея Владимир Векшин установил, что эти латы относились к церемонии погребения императора Александра I. Это послужило стимулом к дальнейшему изучению императорских траурных процессий, -

сказал Глеб Арлюк, хранитель коллекции «Оружие» ГМЗ «Царское Село».


В 2016 году сохранившиеся детали доспеха Радостного рыцаря были реставрированы и размещены в экспозиции царскосельского Арсенала. Доспех Печального рыцаря находился в значительно более руинированном состоянии: полностью отсутствовал ряд конструктивных элементов, требовалась основательная подготовка к реставрации и поиск аналогов для воссоздания.

_ZAR0616.jpg

Специалисты реставрационной мастерской «Наследие» выполнили комплекс работ по консервации, реставрации и воссозданию элементов доспеха: расчистили металлические детали от загрязнений и коррозии, выправили деформации, выполнили дублирование руинированных частей, восполнили утраченные. Полностью воссозданы три пластины плеча и предплечья по аналогии с сохранившимися; воссозданы нагрудная и спинная части кирасы, шлем и горжет, декоративные накладки на локтях по сохранившемуся аналогу из Музеев Московского Кремля. 

_ZAR0617.jpg


Доспехи Печального и Радостного рыцарей участвовали в церемониях похорон русских императоров. Со времен Петра I в России был введен ритуал, заимствованный из европейских траурных церемониалов. Печальную процессию императора сопровождали два латника: Печальный рыцарь в доспехах черного цвета символизировал окончание земного пути, Радостный рыцарь в золотых доспехах был символом жизни. Такой церемониал стал обязательным атрибутом всех царских похорон императорской России.

В Российском государственном историческом архиве хранятся документы и брошюры, посвященные церемониалу похорон императоров, начиная с Александра I. 4 февраля 1826 года Радостный и Печальный рыцари сопровождали покойного императора в Архангельский собор Кремля, где в течение трех дней гроб был выставлен для поклонения. 6 февраля шествие двинулось далее через Тверь, Новгород и Царское Село к Санкт-Петербургу. В Царском Селе гроб был внесен в церковь Большого Царскосельского (Екатерининского) дворца.

_ZAR0622-1.jpg

5 марта тело императора перевезли в Чесменскую дворцовую церковь. На следующий день состоялось его торжественное перенесение из Чесменского дворца в Казанский собор с участием латников. Здесь уже закрытый гроб был выставлен на поклонение народу в продолжение семи дней. 13 марта тело Александра I перевезли в Петропавловский собор. Вся траурная процессия состояла из 13 отделений, каждое из которых должно было отражать одну из сторон деятельности монарха. Радостный и Печальный рыцари, символизировавшие вечную власть государя, следовали в пятом отделении.

Торжественные церемонии печальных процессий Александра I и Николая I были запечатлены в особых мемориальных альбомах. Приведенные в них изображения рыцарей с точностью до деталей соответствуют сохранившимся доспехам.

_ZAR0635.jpg

В последующие годы церемония погребения императоров оставалась практически неизменной. Последний раз рыцари прошли за гробом Александра III – в день последних торжественных похорон императора России.

В книге, посвященной кончине и погребению царя, отмечалось: «Внимание народа привлекали и латники, которые двигались в конце третьего отделения между знаменами и гербами. Один ехал на коне, весь в золоте: латы, наколенники, наручники, шлем со страусовыми перьями, в руках обнаженный меч. Другой пеший латник – печальный, весь в черном уборе, с огромным обнаженным и опущенным вниз мечом, обвитым черным флером».

После печальных церемоний доспехи возвращались обратно в Санкт-Петербургский Арсенал, где они хранились в специальной траурной комнате Достопамятного зала.

Один комплект лат в конце 1920-х годов вошел в коллекцию музея-заповедника «Царское Село».





Другие новости раздела

Кино

110-летию Луи Де Фюнеса посвятят ретроспективу его фильмов

Бесплатно
Театр
Для детей
07.10

Школьные театры оснастят новейшим оборудованием

07.10

Новое представительство Эрмитажа появится во Владивостоке

Кино
07.10

Русского «Серкана Болата» исполнит новый актер: Кирилл Дыцевич заменит Никиту Волкова

07.10

Петербургский Партнериат обсудит традиции и будущее

Смотреть все