Опубликовано: 07 мая 2025 года
В конце апреля в Музее политической истории России была торжественно открыта мемориальная доска, посвященная сотрудникам, сражавшимся на фронтах Великой Отечественной войны и трудившимся в осажденном врагами Ленинграде. Церемония состоялась в преддверии 80-летия Великой Победы.
Мемориальную плиту размером 1,6×0,7 м создал петербургский скульптор Владимир Трулов. В его портфолио – бюст Петра Первого, памятник А. В. Суворову, Апостолу Андрею, скульптурная композиция «Солдат» и другие работы. Памятная доска, открытая в Музее, выполнена из двух видов
гранита – Дымовского (красного) и Мансуровского (серого) и украшена золоченой лавровой ветвью. Доска двухчастная. Надпись на более темной плите гласит: «Светлая память сотрудникам музея, защищавшим Родину в годы Великой Отечественной войны и работавшим в блокадном Ленинграде». На светлом граните высечено название учреждения в годы войны – Государственный музей Революции.
Помимо собственно мемориальной плиты, 28 апреля был также презентован новый информационный стол, установленный рядом с ней, в Атриуме Музея. На нем представлена подробная информация о сотрудниках Государственного музея Революции, вступивших в народное ополчение и работавших в годы ВОВ в Музее. Также здесь можно увидеть архивные фотоснимки из фондов ГМПИР:
- сотрудники Музея, которые были членами группы противовоздушной и химической обороны, позируют фотографу, занимаются благоустройством Садика искусств Зимнего дворца (1941 г.);
- расчищают территорию для разбивки огорода (1942 г.);
- разбирают здание на Мошковом переулке, поврежденное после бомбового удара (1943 г.).
листовки и другая архивная документация.

8 мая для широкой публики в Музее политической истории России (Санкт-Петербург, ул. Куйбышева, д. 2-4) открывается выставка «Знаменательный момент», представляющая фотографии Второй мировой войны из коллекции П. С. Ноймана. Владелец собрания архивных фотоснимков передал их в дар музею.
Выставка проходит при поддержке Национального центра исторической памяти при Президенте Российской Федерации, Министерства культуры Российской
Федерации, информационного агентства ТАСС, киноцентра «Великан-Парк» и компании «Артографика».
Собиратель коллекции фотографий П. С. Нойман в апреле 2025 года в Санкт-Петербурге рассказал об идее выставочного проекта:
«Уже в подростковом возрасте я начал увлеченно заниматься фотографией и благодаря немецкой Школе искусств Баухаус (Bauhaus) познакомился с работами художника Александра Родченко, который в 1920-е гг. проводил смелые эксперименты в области фотографии. Я стал коллекционировать исторические предметы и однажды увидел знаменитую фотографию 1945 г. «Знамя Победы над Рейхстагом» Евгения Халдея. Мне было ясно: я держу в руках важный исторический документ. Я был очарован стилем классической военной фотографии, созданной свидетелем победы над нацизмом, драматическая композиция которой отражает главное: страшная война и жертвы во имя Победы никогда не должны быть забыты. Рефлексии, которые вызвали у меня эти снимки, подняли много вопросов, в том числе о гуманистическом аспекте фотографии. К примеру, в центре внимания все-таки КАДР? Фотограф и солдат совершают практически одно и то же действие: фотограф нажимает кнопку спуска затвора камеры в тот важный момент, когда солдат нажимает на спусковой крючок, стреляя во врага. Евгений Халдей был и фотографом, и солдатом одновременно. В этот «знаменательный момент» создаются знаковые образы, среди которых «Падающий солдат» Роберта Капы, снимок, сделанный во время Гражданской войны в Испании; фотография войны во Вьетнаме «Девочка из напалма» Ника Ута; фотодокумент периода Великой Отечественной войны «Горе» Дмитрия Бальтерманца. Некоторые из этих фотографий – фотомонтаж. Выразительная композиция таких работ подчеркивает драматизм происходящего, усиливает эмоции зрителей, заставляет задуматься. Евгений Халдей называл этот прием «исправлением». Возможно, такое вмешательство в журналистскую фотографию недопустимо, но для меня эти субъективные художественные интерпретации фотографов выразительно, иногда очень похожи на картины испанского художника Франсиско Гойи, и остаются важными свидетельствами событий, которые нельзя забывать. Для меня 80-я годовщина Победы над гитлеровским режимом – убедительный повод увековечить память об этой войне выставкой. Вторая мировая война все еще не закончилась, она бушует по всему миру, и сегодня как никогда важно вспомнить эту трагическую страницу истории XX века. Наказ «не забывать» относится не только к миллионам жертв войны, но и к военным фотографам, которые оставили нам свои документальные свидетельства. Сегодня вряд ли каждый знает их всех поименам, но смыслы их снимков не должны затеряться в океане информации, которая адресована молодому поколению. Опасность заключается в том, что цифровизация и искусственный интеллект все больше размывают понятия правдивости и уважения человеческого достоинства, а ведь это важнейшие принципы работы прессы. Сегодня поговорка «Картинка стоит тысячи слов» заменяется фразой «Картинка лжет больше, чем тысяча слов». Цель моей выставки – привлечь внимание общественности, в частности, к журналистам аналоговой журналистики. Я всегда относился к фотографиям из своей коллекции как к своим детям. Они были для меня семьей. Я защищал их и заботился о них. Теперь, по случаю 80-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне, я хотел бы воспользоваться возможностью, чтобы вернуть фотографии, которые по праву являются культурным достоянием России, на Родину, в их настоящую семью – Российскую Федерацию. Как немец, считаю это своим долгом». |
Также 8 мая Музей политической истории России, Санкт-Петербургский Союз дизайнеров и Санкт-Петербургский Союз художников открыли для публики выставку профессиональных плакатов «Наше дело правое». Проект приурочен к предстоящему 80-летнему юбилею Великой Победы.
Искусство плаката, в отличие от других видов изобразительного искусства, предполагает выход на улицы и площади для непосредственного контакта с людьми.
«Язык» профессионального плаката всегда максимально понятен самому разному зрителю. Поэтому организаторы проекта задумали его в формате выставки-диалога. Зрителю предлагается поискать ответы на важные вопросы, которые стоят перед каждым из нас, – вопросы войны и мира.
При этом ленинградско-петербургская школа плаката традиционно считается одной из самых сильных в России. Ее всегда отличают лаконизм и образность.

Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться