Ко Дню Победы музей политической истории России открыл одну мемориальную доску и две выставки
Ко Дню Победы музей политической истории России открыл одну мемориальную доску и две выставки
Анонсы

Ко Дню Победы музей политической истории России открыл одну мемориальную доску и две выставки

Правообладатель: пресс-служба Музея политической истории России.

Опубликовано: 07 мая 2025 года

Ко Дню Победы музей политической истории России открыл одну мемориальную доску и две выставки.


В конце апреля в Музее политической истории России была торжественно открыта мемориальная доска, посвященная сотрудникам, сражавшимся на фронтах Великой Отечественной войны и трудившимся в осажденном врагами Ленинграде. Церемония состоялась в преддверии 80-летия Великой Победы. 

Мемориальную плиту размером 1,6×0,7 м создал петербургский скульптор Владимир Трулов. В его портфолио – бюст Петра Первого, памятник А. В. Суворову, Апостолу Андрею, скульптурная композиция «Солдат» и другие работы. Памятная доска, открытая в Музее, выполнена из двух видов 
гранита – Дымовского (красного) и Мансуровского (серого) и украшена золоченой лавровой ветвью. Доска двухчастная. Надпись на более темной плите гласит: «Светлая память сотрудникам музея, защищавшим Родину в годы Великой Отечественной войны и работавшим в блокадном Ленинграде». На светлом граните высечено название учреждения в годы войны – Государственный музей Революции.

Помимо собственно мемориальной плиты, 28 апреля был также презентован новый информационный стол, установленный рядом с ней, в Атриуме Музея. На нем представлена подробная информация о сотрудниках Государственного музея Революции, вступивших в народное ополчение и работавших в годы ВОВ  в Музее. Также здесь можно увидеть архивные фотоснимки из фондов ГМПИР: 
  • сотрудники Музея, которые были членами группы противовоздушной и химической обороны, позируют фотографу, занимаются благоустройством Садика искусств Зимнего дворца (1941 г.); 
  • расчищают территорию для разбивки огорода (1942 г.);
  • разбирают здание на Мошковом переулке, поврежденное после бомбового удара (1943 г.). 
Кроме того, представлены различные изображения, имеющие отношение к военному периоду: это продовольственные карточки, пропуска, пригласительные билеты, письма,
листовки и другая архивная документация.
Правообладатель: пресс-служба Музея политической истории России.

8 мая для широкой публики в Музее политической истории России (Санкт-Петербург, ул. Куйбышева, д. 2-4) открывается выставка «Знаменательный момент», представляющая фотографии Второй мировой войны из коллекции П. С. Ноймана. Владелец собрания архивных фотоснимков передал их в дар музею.

Выставка проходит при поддержке Национального центра исторической памяти при Президенте Российской Федерации, Министерства культуры Российской
Федерации, информационного агентства ТАСС, киноцентра «Великан-Парк» и компании «Артографика».

Собиратель коллекции фотографий П. С. Нойман в апреле 2025 года в Санкт-Петербурге рассказал об идее выставочного проекта: 


«Уже в подростковом возрасте я начал увлеченно заниматься фотографией и благодаря немецкой Школе искусств Баухаус (Bauhaus) познакомился с работами художника Александра Родченко, который в 1920-е гг. проводил смелые эксперименты в области фотографии.

Я стал коллекционировать исторические предметы и однажды увидел знаменитую фотографию 1945 г. «Знамя Победы над Рейхстагом» Евгения Халдея. Мне было ясно: я держу в руках важный исторический документ. Я был очарован стилем классической военной фотографии, созданной свидетелем победы над нацизмом, драматическая композиция которой отражает главное: страшная война и жертвы во имя Победы никогда не должны быть забыты.

Рефлексии, которые вызвали у меня эти снимки, подняли много вопросов, в том числе о гуманистическом аспекте фотографии. К примеру, в центре внимания все-таки КАДР? Фотограф и солдат совершают практически одно и то же действие: фотограф нажимает кнопку спуска затвора камеры в тот важный момент, когда солдат нажимает на спусковой крючок, стреляя во врага. Евгений Халдей был и фотографом, и солдатом одновременно. В этот «знаменательный момент» создаются знаковые образы, среди которых «Падающий солдат» Роберта Капы, снимок, сделанный во время Гражданской войны в Испании; фотография войны во Вьетнаме «Девочка из напалма» Ника Ута; фотодокумент периода Великой Отечественной войны «Горе» Дмитрия Бальтерманца. 

Некоторые из этих фотографий – фотомонтаж. Выразительная композиция таких работ подчеркивает драматизм происходящего, усиливает эмоции зрителей, заставляет задуматься. Евгений Халдей называл этот прием «исправлением». Возможно, такое вмешательство в журналистскую фотографию недопустимо, но для меня эти субъективные художественные интерпретации фотографов выразительно, иногда очень похожи на картины испанского художника Франсиско Гойи, и остаются важными свидетельствами событий, которые нельзя забывать.

Для меня 80-я годовщина Победы над гитлеровским режимом – убедительный повод увековечить память об этой войне выставкой. Вторая мировая война все еще не закончилась, она бушует по всему миру, и сегодня как никогда важно вспомнить эту трагическую страницу истории XX века. Наказ «не забывать» относится не только к миллионам жертв войны, но и к военным фотографам, которые оставили нам свои документальные свидетельства. Сегодня вряд ли каждый знает их всех поименам, но смыслы их снимков не должны затеряться в океане информации, которая адресована молодому поколению.

Опасность заключается в том, что цифровизация и искусственный интеллект все больше размывают понятия правдивости и уважения человеческого достоинства, а ведь это важнейшие принципы работы прессы. Сегодня поговорка «Картинка стоит тысячи слов» заменяется фразой «Картинка лжет больше, чем тысяча слов». Цель моей выставки – привлечь внимание общественности, в частности, к журналистам аналоговой журналистики.

Я всегда относился к фотографиям из своей коллекции как к своим детям. Они были для меня семьей. Я защищал их и заботился о них. Теперь, по случаю 80-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне, я хотел бы воспользоваться возможностью, чтобы вернуть фотографии, которые по праву являются культурным достоянием России, на Родину, в их настоящую семью – Российскую Федерацию. Как немец, считаю это своим долгом».



Также 8 мая Музей политической истории России, Санкт-Петербургский Союз дизайнеров и Санкт-Петербургский Союз художников открыли для публики выставку профессиональных плакатов «Наше дело правое». Проект приурочен к предстоящему 80-летнему юбилею Великой Победы.

Искусство плаката, в отличие от других видов изобразительного искусства, предполагает выход на улицы и площади для непосредственного контакта с людьми.

«Язык» профессионального плаката всегда максимально понятен самому разному зрителю. Поэтому организаторы проекта задумали его в формате выставки-диалога. Зрителю предлагается поискать ответы на важные вопросы, которые стоят перед каждым из нас, – вопросы войны и мира.

При этом ленинградско-петербургская школа плаката традиционно считается одной из самых сильных в России. Ее всегда отличают лаконизм и образность.

Правообладатель: пресс-служба Музея политической истории России.
 



Другие новости раздела

Царское село
Выставки
08.05

В «Царском селе» начала работу выставка «Спасавшие красоту»

Театр
Премьера
08.05

Театр «На Литейном» посвятит премьеру женщинам

Эрмитаж
08.05

Эрмитаж рассказал о майских выставках

Мариинский театр
Премьера
08.05

В Мариинке готовятся к премьере оперы Мусоргского «Сорочинская ярмарка»

Павловск
80-летие Победы
08.05

В «Павловске» отметят 80-летие Победы

Смотреть все