Легендарный фестиваль «Топос» празднует 55-летие
Анонсы

21 ноября 2023 года

Легендарный фестиваль «Топос» празднует 55-летие

Борис Полоскин. Изображение предоставлено пресс-службой фестиваля.
С 30 ноября по 3 декабря в Санкт-Петербурге, на сцене Дома ученых в Лесном (Политехническая ул., д. 29, корп. 13) пройдет культовый политеховский фестиваль авторской песни «Топос». В этом году мероприятие состоится уже в 55-й раз.

«Топос» появился на свет в 1968 году, по инициативе студентов-политехников с Факультета радиоэлектроники. Они решили спародировать популярный в то время Фестиваль эстрадной песни в Сопоте. Отсюда и появилось название: «Топос» - это «Сопот» наоборот. Почти сразу театрально-пародийная составляющая отошла на второй план, «влившись» в конферанс, а на первый план вышла классика авторской песни: Визбор, Клячкин, Галич, Окуджава, а также собственное творчество ленинградских студентов. Мероприятие мгновенно переросло «внутриполитеховские» рамки и стало центром притяжения молодежи всего города.

Levin_Gustov2.jpg

В начале 1990-х за организацию фестиваля взялся вузовский Клуб авторской песни «Четверг», после чего «Топос» постепенно вышел на международный уровень. Число участников пополнили поющие поэты из Германии, Израиля, США, Финляндии, Казахстана, Латвии, Белоруссии... Причем, одной только географией дело не ограничилось: серьезно вырос творческий уровень конкурсантов, более глубоким и вдумчивым стало отношение авторов к песенному слову. 

nikolay_prostakov1.jpg

За последние три десятилетия фестиваль открыл петербургской публике таких авторов, как Александр Гинзбург, Ася Анистратенко, Роман Филиппов, Мария Кочеткова, Мария Гескина, Михаил Капустин, Алексей Воронин, Татьяна Винокурова, Андрей Коган, Алина Михайловская, Дмитрий Коломенский, Владимир Мирошкин, Мария Фроловская, Дмитрий Якимов, Елена Максимова, Антон Степанов, Дмитрий Курилов, Пётр Термен, Елена Жилина, Мария Смолова, Александра Фигуровская, Олег Кетурко, Дмитрий Ёлкин, Александра Коленбет.

ыфвуцйк.jpg
Алексей Брунов, лауреат конкурса в начале 1970-х, ныне - профессиональный исполнитель авторской песни:

«Топос» был попыткой показать обычному студенту уникальный жанр, где представлена русская литература в поэтическом облачении. Думаю, фестиваль сыграл тогда очень большую роль, часто разворачивая молодежь к настоящему. А лично для меня это была первая большая сцена, первые успехи, первое осознание того, что я могу быть не последним человеком в искусстве.

Вячеслав Вахратимов, лауреат «Топоса» в начале 1970-х, ныне - профессиональный исполнитель авторской песни:

Как-то, летом 1970-го работал я в стройотряде на Алтае. Пел там песни под гитару... И оказалось, что среди членов отряда есть ребята из студенческого театра Факультета радиоэлектроники (ФРЭ). Насколько я помню, именно они организовывали и проводили всевозможные конкурсы. И вот, коллеги мне говорят: «Хочешь выступить на «Топосе»?» А я спрашиваю: «Что это такое?» Мне, конечно, все рассказали. Говорю: «Пожалуйста. Если я там буду кому-то интересен. А что петь?» Даже не помню, что я пел на том, самом первом для меня «Топосе», в 1971-м. У меня дома где-то хранится фотография – где я выступаю на этом фестивале...
Атмосфера там была очень интересная. Тогда были очень модны выступления фигуристов. Белоусова – Протопопов, Роднина только-только начинала... А поскольку мероприятие организовывал студенческий театр, то был не просто конкурс, а некое театрализованное действо. Прямо на публике сидело жюри. Выбрасывало эти таблички с баллами: у кого - «5,8», у кого - «5,6»... Причем, номинации были соответствующие: «Одиночное катание», «Парное катание», «Мужчины», «Женщины», «Произвольная программа»...

Артур Гроховский, журналист, летописец фестиваля:

«Топос» воспринимался очень свежо и неизбито, собирал огромное количество гостей. По-моему, никто не уходил обиженным. Не буду говорить банальные слова о том, что он казался «глотком свободы» или «струей свежего воздуха», тем более, что такими штампами мы в то время не разговаривали и не мыслили даже. Но с высоты сегодняшних лет я скажу, что – да, наверное, фестиваль привлекал своей свежестью, незаорганизованностью, незаштампованностью. Привлекал тем еще, что на сцену выходили обычные люди – вот, с которыми ты учился на одном потоке – и зал им аплодировал. 

Иван Густов, неоднократный лауреат «Топоса» в конце 1970-х – начале 1980-х в дуэте с Александром Левиным:

Про атмосферу фестиваля могу сказать только одно: весь зал был пропитан теплотой и дружелюбием. Это особенно ощущаешь, когда стоишь на сцене и видишь перед собой более тысячи блестящих глаз и чувствуешь вот это биополе, энергетику зала и ту самую теплоту. При мне, с 1979 по 1985 год, «Топос» всегда проводился в Актовом зале Главного здания Политеха. Помещение большое (800 мест), но все равно приходилось дополнительно ставить стулья из соседних аудиторий. Стульев этих все равно не хватало, и народ стоял позади и сидел в проходах. Помнится, что в 1979-м кто-то насчитал 1 300 человек... Сознаюсь, что многие (и я тоже) проводили знакомых ребят через задворки сцены, где участники подготавливались и распевались. Коридоры Политеха вечером, когда проводился фестиваль, были пусты, будто выметены - все сидели в зале.


Как и прежде, в «Топосе» может принять участие любой желающий. Достаточно прийти с гитарой и собственными песнями (на русском языке) на прослушивания 24, 27 и 28 ноября к 18.00 в Дом ученых (СПбПУ Петра Великого, ст. метро «Политехническая», ул. Политехническая, 29Н). 

Конкурсная программа фестиваля состоит только их авторских номинаций: «Полный» автор», «Автор музыки на стихи других поэтов», «Автор перевода песни».

30 ноября в 19:00 в Доме ученых состоится первый, городской тур песенного конкурса.

1 декабря с 18:00 пройдет уютнейшая «Гитара по кругу».

2 декабря в 18:00 всех ждут на юбилейный гала-концерт с участием гостей фестиваля и лауреатов прошлых лет. В программе: Татьяна Дрыгина, Евгений Исакевич, Мария Булат, Виталий Кульбакин, Михаил Трегер, Мария Гескина и другие. 

3 декабря в 15:00 стартует финальный тур конкурса, после которого состоится награждение лауреатов «Топоса-2023».

Кроме того, 2 и 3 декабря в рамках фестиваля пройдут традиционные творческие мастерские, где каждый сможет получить квалифицированную «обратную связь» по поводу собственных песенных сочинений.

Для иногородних участников предусмотрен заочный отбор. Нужно подать заявку или через сайт и прислать свои записи и тексты песен на адрес topos@mail.ru до 28 ноября включительно. Прошедшие заочный отбор будут приглашены на очное прослушивание и финальный тур конкурса.


Вход на все фестивальные мероприятия – свободный.


Другие новости раздела

Фестиваль
Многомерность культуры
19.05

В Петербурге шагнут навстречу детям с ограниченными возможностями

19.05

«Новая Голландия» объявила программу «Летнего театра»

Выставки
Театр
17.05

В Шереметевском дворце посвятят выставку театру Льва Додина

18.05

День поселка в Комарово отпразднуют в стиле 60-х

18.05

Весенний праздник фонтанов в Петергофе посвятят 300-летию университета

Смотреть все