Фотографии: hermitagemuseum.org
Анонсы

01 февраля 2024 года

Эрмитаж посвятит выставку эстампам «Мастеров старонидерландской гравюры»

Лукас ван Дутекум и Ян ван Дутекум Старший. По композиции Ханса Бола. Издатель Иероним Кок. «Деревенский праздник». Лист из серии «Пейзажи с деревенскими видами» 1562 год.
14 февраля в Галерее графики Эрмитажа (залы № 324 – 328) откроется выставка «Мастера старонидерландской гравюры». Она станет третьей экспозицией в новом выставочном пространстве, которое знакомит посетителей с богатейшим собранием западноевропейских гравюр и рисунков XV – XX веков из коллекции музея.

Новая выставка продолжит предыдущую, посвященную раннему нидерландскому рисунку, и представит другую грань коллекции старонидерландской графики – эстамп. Эта часть эрмитажного собрания необычайно масштабна.

Хронологически экспозиция охватывает чуть меньше столетия – период с конца 1500-х до середины 1580-х годов, включая время создания ранних эстампов выдающегося гравера Лукаса ван Лейдена и распад Старых Нидерландов на протестантскую Голландию и католическую Фландрию.

i_1f.jpg

Первый раздел выставки составляют работы Лукаса ван Лейдена – «нидерландского Дюрера» – живописца и рисовальщика, одного из ярчайших виртуозов европейской гравюры XVI столетия. На протяжении всей жизни он экспериментировал со стилями и манерами работы, всегда оставаясь открытым к опыту других мастеров. В экспозиции представлены листы ван Лейдена на разнообразные сюжеты: «Изгнание из рая», «Танец Марии Магдалины», «Марс, Венера и Амур», «Зубной врач», «Вергилий в коробе» и другие.

i_3f.jpg

Основное внимание во втором разделе, посвященном гравюре 1540 – 1560-х годов, уделено деятельности Иеронима Кока. Художник и гравер, он основал в Антверпене издательский дом «На четырех ветрах», который специализировался на издании высококачественной художественной гравюры и стал со временем крупнейшим в Европе. Изначально Кок уделял особое внимание работе с художниками, избравшими ориентиром искусство Италии: Ламбертом Ломбардом, Мартином ван Хемскерком, Франсом Флорисом. На выставке, в числе других, представлены листы из ставших очень популярными в Нидерландах серий Флориса «Подвиги Геркулеса», «Семь свободных искусств», «Пять чувств». Однако со временем издатель обратился к искусству, развивающему национальные традиции. Ключевым и самым значимым стало его сотрудничество с великим Питером Брейгелем Старшим. В Галерее графики можно увидеть как «босхианские» фантасмагории Брейгеля из серии «Семь смертных грехов», так и листы из серии «Больших пейзажей».

i_5f.jpg

Завершает экспозицию антверпенская гравюра 1570 – первой половины 1580-х годов, отличающаяся большим тематическим и жанровым разнообразием. В том числе, работы Яна ван дер Страта, создававшего композиции батального жанра (серия ««История Медичи»»), анималистику (серии «Охоты» и ««Конюшня дона Хуана Австрийского»»), циклы на религиозные сюжеты («Четыре последние вещи» и «Деяния апостолов»).

i_6f.jpg

Особое внимание уделено религиозной тематике, которая в этот период – время драматических противостояний – заняла важное место в нидерландском эстампе. Среди них – изображения библейских персонажей, всевозможные аллегории, композиции на нравоучительные сюжеты. Но самыми популярными и востребованными были «истории в картинках» – циклы на сюжеты из Ветхого и Нового заветов, апокрифов, жизни апостолов и святых.

Впоследствии издатель Клас Янсзон Висхер собрал эти циклы в одну из самых знаменитых «иллюстрированных библий» – «Theatrum biblicum» (в русской традиции – «Библия Пискатора»), которая стала важным иконографическим источником для художников и иконописцев России второй половины XVII века. Экземпляр «Theatrum biblicum» тоже представлен на выставке. 

i_8f.jpg

Отдельное место на выставке занимает фриз «Обычаи и образ жизни турок», созданный по композициям Питера Кука ван Альста, – один из самых впечатляющих образцов нидерландской ксилографии середины XVI века. Это грандиозное произведение, длина которого составляет четыре с половиной метра, составлено из семи композиций на тему Турции. Создание его связанно с путешествием Питера Кука ван Альста в 1533 году в Константинополь. По одному из предположений эти рисунки были исполнены в качестве проектов для шпалер для султана Сулеймана I. Однако, при жизни мастера они не нашли применения. Подготовку для их издания в ксилографии, видимо,  осуществила вдова мастера, художница Мария Верхюльст.
 

Фотографии: hermitagemuseum.org

Другие новости раздела

Фестиваль
14.04

Digital Opera Saint-Petersburg оцифрует сказки Пушкина

Премьера
14.04

«Упсала-Цирк» покажет премьеру «ХобАриутов»

Фестиваль
Кино
14.04

На кинофестивале немецкоязычных стран покажут сразу три российские премьеры

Фестиваль
14.04

125-летию Владимира Набокова посвятят фестиваль

Выставки
14.04

В Шереметевском дворце поклонятся прошлому

Смотреть все