Опубликовано: 04 марта 2025 года
6 марта Музей истории религии впервые представит выставку одного экспоната «Осор Будаев: лама, художник, собиратель».
В год 110-летия Санкт-Петербургского дацана Музей истории религии экспонирует танку «Архат Бакула», выполненную бурятским художником, сотрудником Музея истории религии Осором Будаевым в начале 1930-х годов. Изображение, вероятнее всего, было создано художником для Санкт-Петербургского буддийского храма по заказу выдающегося общественного и религиозного деятеля Агвана Доржиева.

Осор Будаев родился в 1886 году в Забайкальской области. В 11 лет, осиротев, он стал послушником Агинского дацана. В 1904 году Будаев пешком отправился в Ургу (совр. Улан-Батор), где по рекомендации Агвана Доржиева поступил учеником к китайскому мастеру и в совершенстве овладел искусством живописи, резьбы по дереву и оформления буддийской книги. В Санкт-Петербург Будаев попал в 1912 году, чтобы под руководством Николая Рериха принять участие в оформлении строящегося буддийского храма.

Осенью 1932 года Осор Будаев поступил на работу в Музей истории религии на должность художника-реставратора. В 1933—1934 годах ездил в Бурятию, откуда привез танки, музыкальные инструменты, ритуальные предметы. Были там и работы, выполненные художником еще в период служения в Агинском дацане. В Музее Будаев готовил к первому экспонированию шедевр музейной коллекции — многофигурную композицию «Буддийский рай», оформлял раздел экспозиции «Буддизм-ламаизм». Некоторые элементы той экспозиции можно видеть и сегодня в залах, посвященных буддизму.

В конце февраля 1937 года общежитие при буддийском храме, где вместе с другими монахами проживал Осор Будаев, было разгромлено, все его обитатели арестованы. Осор Будаев был расстрелян в августе 1937 года. Реабилитировали художника в 1959 году. В настоящее время в Государственном музее истории религии хранится более 30 работ Осора Будаева и около 120 культовых предметов, привезенных им из Бурятии во время собирательских экспедиций. Вероятно, серия танок с изображением архатов была выполнена Будаевым в начале 1930-х годов по заказу Агвана Доржиева специально для ленинградского дацана. После 1917 года храм неоднократно подвергался разграблению, многие предметы культа были уничтожены. После полного закрытия храма в 1937 году уцелевшие предметы были переданы на хранение в Музей истории религии. Реставрация живописных произведений Осора Будаева из собрания Государственного музея истории религии велась художниками-реставраторами музея и привлеченными специалистами на протяжении последних двадцати лет. В 2024 году начались работы по восстановлению серии танок с изображением архатов. В начале 2025 года завершилась реставрация первой танки с изображением архата Бакулы.
Архат (санскр. «родовитый», «достойный») Бакула — девятый из 16 учеников Будды Шакьямуни. Согласно легенде, он жил в лесу, питался листьями и плодами, одевался в кору дерева бакула, за что и получил свое имя. В подвижничестве Бакула провел 125 лет. Однажды, стоя на вершине холма, Бакула увидел Будду и его учеников, перемещающихся по воздуху. Преисполнившись веры и желания последовать за ними, Бакула прыгнул вниз. Будда спас его и преподал учение, после чего Бакула стал архатом. Буддисты верят, что Бакула не ушел в нирвану, а остался на земле помогать всем живым существам.

На танке Бакула изображен сидящим у входа в пещеру с мангустом в руках. Рядом с ним стоит монах, подносящий архату чашу с плодами. Мангуст, изрыгающий драгоценности, символизирует духовное богатство, которое обретается в добродетели. Буддисты верят, что тот, кто увидит этого мангуста, обретет шесть совершенств (щедрость, дисциплина, терпение, усердие, медитативное сосредоточение и мудрость) и любовь ко всем живым существам.
Выставку одного экспоната дополняет мультимедийная программа с изображениями, иллюстрирующими жизнь и творческий путь Осора Будаева.
Представлены исторические фотографии Агинского и Санкт-Петербургского дацанов, буддийских лам и религиозных деятелей, произведения Осора Будаева.
Выставка продлится до 30 сентября.
Государственный музей истории религии.
Почтамтская улица, д. 14/5.
Подробности
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться