Опубликовано: 31 мая 2023 года
Италия для России и Европы всегда была «землей обетованной», связанной с историей и искусством античности, средних веков и Ренессанса. Естественно, что главными сюжетами итальянских работ русских и западноевропейских художников становятся памятники древности и эпохи Возрождения. Однако не забывается и «классическая» природа этой прекрасной страны. Здесь география изначально соединяется с историей и мифологией.
В большом мифе Италии, как в матрешке, заложено много малых мифов-тем. Это мифология Венеции, Неаполя, Помпеи, руин, dolce far niente и другие. В их рамках город или постройка обретают свою вневременную душу, вечную и неизменную. Конкретное место превращается в театральные подмостки, на которых разыгрывается трагедия, комедия, идиллия мирового или местного масштаба. Герои многих веков, словно тени, населяют эти камни, соседствуя с беззаботными итальянцами, живущими своей обычной жизнью. В XIX веке этот миф обогащается романтической сложностью переживания, стилистически выраженного в ярком колорите и сочной игре светотени.
Все эти качества в полной мере воплощены в рисунках русских художников и архитекторов: П.П. Чистякова, К.К. Рахау, Г.Д. Гримма, А.Н. Бенуа. В их работах соединяется реалистическое и романтическое начало, а топографический подход обогащается эмоциональностью, извлекаемой из бытовых мотивов и эффектов светотени. Графика итальянского художника Эммануэля Мёриса — это искусная, с явным декоративным оттенком, стилизация под 1840-е годы — время расцвета романтического мифа Италии. «Итальянское путешествие» дополняют фотографические виды двух итальянских городов — Генуи и Венеции, выполненные в XIX — начале XX века.
1 июня – 23 июля
Фото – Пресс-служба Музея Академии Художеств
Обложка - Ф.А. Клагес. Вид храма Посейдона и базилики в Пестуме. 1870. Бумага, акварель
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться