Опубликовано: 19 февраля 2024 года
21 февраля, впервые за 35 лет, в Русском музее откроется персональная выставка выдающегося отечественного скульптора Анны Голубкиной. Мероприятие приурочено к 160-летию автора.
Анна Семёновна родилась 28 января 1864 года в Зарайске Рязанской губернии (ныне Московская область) в староверческой семье. Училась в Классах изящных искусств Анатолия Гунста (1889 – 1890 г.г.), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1891 – 1894 г.г.), в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств (1894 г.) у знаменитых русских скульпторов Сергея Волнухина, Сергея Иванова, Владимира Беклемишева, в Академии Филиппо Коларосси (1895 – 1896 г.г.) в Париже. Посещала мастерскую Огюста Родена и пользовалась его советами.
Скульптуры Голубкиной отличаются одухотворенностью, динамичностью, символическим содержанием и глубоким проникновением в духовный мир человека. Народные корни ее искусства, большой талант, обостренное чувство современности, неустанный труд позволили ей создать выдающиеся произведения, составившие славу русской культуры. На юбилейной выставке демонстрируются произведения разных творческих этапов Анны Семёновны из собрания Русского музея:
«Женская голова» (1902 – 1903 гг.. Мрамор, известняк).
В 1902 – 1903 годах Голубкина жила в Париже и осваивала технику работы в мраморе. Успехи Анны были оценены многими современными французскими скульпторами и критиками. В частности, искусствовед Жан-Луи Водуайе писал о мраморной «Женской голове», выставлявшейся в Париже на Осеннем салоне: «Есть в этой маске сила и мысль, а работа скульптора с материалом искусна и легка».
«Кочка» (1904 г.. Отлив: бронза).
Голубкина говорила: «В каждой лужице, в каждой кочке, в каждой веточке я вижу образы». Нередко они были навеяны народными преданиями. Например, о полуверцах – пропавших без вести людях или детях, умерших некрещеными и являющихся в человеческом облике. Для этой работы позировали племянницы скульптора Александра и Вера Голубкины.
Портрет Анатолия Оттовича Гунста (1905 г.. Отлив: бронза).
Анатолий Оттович Гунст (1858 – 1919 г.г.) – архитектор, организатор Классов изящных искусств (одно из немногих художественных заведений, где разрешалось учиться женщинам). Гунст проявил интерес к таланту Голубкиной, принял ее без экзаменов и освободил от платы за обучение. Став признанным скульптором, Анна в знак благодарности вылепила бюст Анатолия Оттовича и подарила произведение своему первому наставнику.
Портрет Льва Николаевича Толстого (1927 г.. Отлив: 1947 г.. бронза).
Портрет великого русского писателя Льва Толстого – последний завершенный портрет работы Голубкиной, созданный по заказу московского Музея Толстого. Голубкина лепила портрет, основываясь только на своих воспоминаниях, без использования документальных материалов. Она вдохновлялась творчеством писателя и сохранила яркие впечатления от единственной встречи с ним.
«Березка» (1927 г.. Отлив: бронза).
«Березка» – одна из скульптур, предшествовавших последнему незаконченному произведению Голубкиной, которое она предполагала выполнить в дереве. Название работы появилось случайно. Анне понравилось замечание одного из посетителей мастерской, и произнесенное слово «березка» закрепилось за изящной фигурой, вызывающей ассоциации с фольклорными образами.
Фотографии предоставлены организаторами проекта.
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться