Симфония, «воспевающая свободного и счастливого человека» прозвучит в Филармонии
Правообладатель фото: Пресс-служба Санкт-Петербургской академической филармонии имени Шостаковича.
Анонсы

Симфония, «воспевающая свободного и счастливого человека» прозвучит в Филармонии

Опубликовано: 30 января 2025 года

31 января в Большом зале Петербургской филармонии прозвучит Пятая симфония Сергея Прокофьева – одно из крупнейших сочинений, написанных в годы Великой Отечественной войны, исполнение будет посвящено 80-летию со дня его мировой премьеры. Концерт пройдет в рамках абонемента «Великие симфонии военных лет», посвященного 80-летию Победы: в его программах звучит музыка, созданная в годы Великой Отечественной войны крупнейшими отечественными композиторами – Дмитрием Шостаковичем, Сергеем Прокофьевым, Мечиславом Вайнбергом, Арамом Хачатуряном, Николаем Мясковским.2024-11-24_ ЗКР, Коробов, Тимофеев. Фото Стас Левшин .JPG

Пятая симфония Прокофьева прозвучит в исполнении старейшего в стране симфонического оркестра – Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Петербургской филармонии – под управлением народного артиста России, главного дирижера Московского академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, главного приглашенного дирижера Большого симфонического оркестра имени Чайковского Феликса Коробова. Также в программе – один из главных символов русской академической музыки, Скрипичный концерт Петра Чайковского, солист – известный скрипач Илья Козлов.

Пятая симфония Прокофьева, написанная летом 1944 года, стала первым опытом композитора в одном из ключевых жанров академической музыки после его возвращения в СССР: предыдущая симфония появилась за 14 лет до этого по заказу Бостонского симфонического оркестра.

Несмотря на то, что эта музыка создавалась в годы войны, она, в отличие, например, от Седьмой «Ленинградской» симфонии Шостаковича, не воплощает ни зловещих образов, ни темы борьбы. 

«В Пятой симфонии я хотел воспеть свободного и счастливого человека – его силу, щедрость и чистоту его души. Не могу сказать, что я выбрал эту тему; она сама родилась во мне и требовала выражения», –

писал Прокофьев. 

Возвращение Прокофьева на родину совпало с трагическими событиями: в январе 1936 года в газете «Правда» была опубликована статья «Сумбур вместо музыки», посвященная опере Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», а точнее – критике его стиля как «не соответствующего ожиданиям советского народа». Это был страшный удар, изменивший траекторию творческого развития композитора и необратимо повлиявший на его личность. «Ответом советского художника на справедливую критику» стала Пятая симфония Шостаковича, чей успех был настолько ошеломляющим, что композитор был официально признан «исправившимся», а модель этого симфонического цикла, восходящая к Бетховену, стала своего рода парадигмой советской симфонии. Даже Прокофьев – один из крупнейших советских композиторов, художественный антагонист Шостаковича – был вынужден оглядываться на нее.

Логика следования частей и драматургия циклов двух Пятых симфоний похожи: за первой частью следует «механистическое» скерцо, далее – сосредоточенная, звучащая со скрытой болью медленная часть и торжествующий финал.

Подробности 

Правообладатель фото: Пресс-служба Санкт-Петербургской академической филармонии имени Шостаковича.

Другие новости раздела

17.04

В Российском этнографическом музее откроется культурно-патриотический проект «Гусли Победы»

Конкурс
17.04

Стартовал прием заявок на II Международный конкурс молодых оперных исполнителей имени Фёдора Шаляпина

Великая Отечественная война
Концерты
17.04

Фабио Мастранджело исполнит «Ленинградскую» симфонию Шостаковича

Выставки
Пресс-конференция
16.04

В медиацентре «Культура Петербурга» поделятся «Витаминами радости»

Зоопарк
16.04

Ленинградский зоопарк объявил День манула!

Смотреть все