Опубликовано: 30 января 2025 года
31 января в Большом зале Петербургской филармонии прозвучит Пятая симфония Сергея Прокофьева – одно из крупнейших сочинений, написанных в годы Великой Отечественной войны, исполнение будет посвящено 80-летию со дня его мировой премьеры. Концерт пройдет в рамках абонемента «Великие симфонии военных лет», посвященного 80-летию Победы: в его программах звучит музыка, созданная в годы Великой Отечественной войны крупнейшими отечественными композиторами – Дмитрием Шостаковичем, Сергеем Прокофьевым, Мечиславом Вайнбергом, Арамом Хачатуряном, Николаем Мясковским.
Пятая симфония Прокофьева прозвучит в исполнении старейшего в стране симфонического оркестра – Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Петербургской филармонии – под управлением народного артиста России, главного дирижера Московского академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, главного приглашенного дирижера Большого симфонического оркестра имени Чайковского Феликса Коробова. Также в программе – один из главных символов русской академической музыки, Скрипичный концерт Петра Чайковского, солист – известный скрипач Илья Козлов.
Пятая симфония Прокофьева, написанная летом 1944 года, стала первым опытом композитора в одном из ключевых жанров академической музыки после его возвращения в СССР: предыдущая симфония появилась за 14 лет до этого по заказу Бостонского симфонического оркестра.
Несмотря на то, что эта музыка создавалась в годы войны, она, в отличие, например, от Седьмой «Ленинградской» симфонии Шостаковича, не воплощает ни зловещих образов, ни темы борьбы.
Возвращение Прокофьева на родину совпало с трагическими событиями: в январе 1936 года в газете «Правда» была опубликована статья «Сумбур вместо музыки», посвященная опере Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», а точнее – критике его стиля как «не соответствующего ожиданиям советского народа». Это был страшный удар, изменивший траекторию творческого развития композитора и необратимо повлиявший на его личность. «Ответом советского художника на справедливую критику» стала Пятая симфония Шостаковича, чей успех был настолько ошеломляющим, что композитор был официально признан «исправившимся», а модель этого симфонического цикла, восходящая к Бетховену, стала своего рода парадигмой советской симфонии. Даже Прокофьев – один из крупнейших советских композиторов, художественный антагонист Шостаковича – был вынужден оглядываться на нее.
Логика следования частей и драматургия циклов двух Пятых симфоний похожи: за первой частью следует «механистическое» скерцо, далее – сосредоточенная, звучащая со скрытой болью медленная часть и торжествующий финал.
Правообладатель фото: Пресс-служба Санкт-Петербургской академической филармонии имени Шостаковича.
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться