Опубликовано: 08 сентября 2023 года
Экспозиция призвана познакомить российского зрителя с художественной жизнью исламского государства, которая органично сочетает в себе новые и традиционные стили, техники и материалы. В ряду характерных образцов декоративно-прикладного искусства видное место занимают изысканные панно с каллиграфически исполненными кораническими формулами, репрезентирующие религиозные основания современной культуры этого государства.
Запрет на изображение человека и животных является отличительной чертой мусульманского искусства. И хотя в Коране не содержится на этот счет специальных предписаний, в религиозном искусстве ислама на эти образы наложено строжайшее табу. Чтобы не навлечь обвинения в многобожии и отходе от веры (уподобление Аллаху и приписывание ему сотоварищей), мусульманские мастера и художники избегали композиций с живыми существами. Абстрагируясь от повествовательных сюжетов, они создали богатый мир обобщенных геометрических орнаментов, сложных растительных узоров и каллиграфических композиций, призванных прославлять идею Единого и Всемогущего Аллаха. Виртуозно исполненные арабоязычные и персоязычные надписи в обилии украшали фасады архитектурных сооружений. Чаще всего в них были заключены изречения из Корана и Сунны пророка Мухаммада, а также цитаты из прозаического и поэтического наследия средневековой Персии. Вместе с тем особенностью иранского средневекового искусства является расцвет книжной миниатюры, которая преодолела формальный запрет на фигуративные композиции и оказала сильное влияние на другие национальные школы исламского изобразительного искусства.
В искусстве торевтики выделяются два стиля: исфаханский и тебризский, большой популярностью пользуется торевтика на меди, изготовленная в исфаханском стиле. В настоящее время и в других иранских городах существуют разные стили торевтики.
Город Исфахан также считается главным центром производства изделий и в нескольких других техниках, например, технике минакари. Это искусство традиционной иранской расписной разноцветной эмалью и глазурью по металлу и керамике. В процессе изготовления минакари, металлическое изделие (из меди, бронзы, серебра и золота) покрывается специальной белой глиной и трижды подвергается обжигу в печи при высокой температуре. После обжига делается роспись синей краской (оксидом меди) и изделие снова помещают в печь. Сложная техника минакари использует растительные орнаменты, доисламские традиционные символы и сюжеты персидской миниатюры.
Не менее популярна инкрустации бирюзой декоративных изделий из меди, серебра и бронзы в Иране называется техникой фирузе-куби (персидское слово фирузе означает «бирюза»). Данная техника зародилась в середине XX века в Исфахане и по праву называется «бирюзовым чудом Ирана». Иранская бирюза более качественная, а самая древняя обработанная бирюза хранится в Тегеранском археологическом музее, камень был обнаружен почти 7000 лет назад. Поверхность посуды, украшений, декоративных изделий из меди, латуни, серебра, бронзы или никеля, предварительно очищается и поливается эпоксидной смолой черного цвета. После этого на поверхность «клея» мозаично укладываются обработанные кусочки яркого камня. Чем сложней мозаика и причудливей голубой оттенок, тем дороже изделие.
Также на выставке будут представлены произведения иранского современного художника, уроженца Исфахана, почетного и заслуженного профессора факультета изящных искусств Тегеранского университета Махмуда Фаршчияна (родился в 1930 г.). Так, одним из экспонатов будет альбом с фантасмагорическими иллюстрациями в стиле «сюрнатурализма», выполненный мастером в 2004 году. Работы Махмуда Фаршчияна выставляются в лучших музеях Азии и Европы.
Кроме того, посетителям покажут каллиграфические этюды на коже, меди, ткани, а также фотографии, запечатлевшие памятники культурного наследия Исфахана. В прошлом этот город называли Нисф-е Джахан, что означает «половина мира». В 2004 году Исфахан и Санкт-Петербург стали городами-побратимами, а в 2019 году один из скверов Фрунзенского района Северной столицы получил имя нового родственника.
Выставка продлится до 21 ноября 2023 года.
Организатор выставки: Культурное представительство при посольстве Исламской Республики Иран в Российской Федерации. Информация предоставлена Пресс-службой Государственного музея истории религии.
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться