Петербуржцы познакомятся с «Тихими шедеврами немого кино»
Кадр из фильма «Коттедж в Дартмуре». Источник: rosphoto.org
Опубликовано: 17 апреля 2025 года
24 апреля стартует цикл «Тихие шедевры немого кино». Уникальная программа фильмов 1910–1920-х годов подготовлена музейно-выставочным центром «РОСФОТО» совместно с кафедрой драматургии и киноведения Института кино и телевидения. Показы пройдут в конференц-зале музея. Начало в 19:00.
Цикл «Тихие шедевры немого кино» предлагает ближе познакомиться с дозвуковым периодом в истории кино и обращается к ряду малоизвестных шедевров, находящихся в тени классических «хрестоматийных» фильмов. Ленты, снятые в разных жанрах — от исторической драмы до фантастики и триллера, не только познакомят гостей с кинопроцессом 1910–1920-х, но и покажут многообразие художественных особенностей немого кино периода его расцвета. Обращаясь к опыту кино первой четверти ХХ века, можно наблюдать становление знакомых приемов монтажа, освещения, кадрирования и даже использования цвета. В «немую» эпоху были заложены основные принципы работы с киноматериалом, которые сохраняются и сегодня.
Кадры из фильмов. Источник: rosphoto.org.
24 апреля зрители увидят картину Фридриха Вильгельма Мурнау «Последний человек» (1924 год, Германия). О ней расскажет историк кино, искусствовед, заместитель главного хранителя «РОСФОТО» Василий Гусак.
В центре сюжета — престарелый портье большого отеля. В его обязанности входит встречать клиентов, открывать им двери, относить и выгружать багаж. Большой, высокий и крепкий мужчина, он очень гордится своей должностью; красивая, тщательно вычищенная и выглаженная форма с блестящими пуговицами внушает его соседям почтение и уважение. Все меняется, когда из-за старости его переводят на другую должность, требующую меньше физического напряжения: теперь он будет подавать постояльцам полотенца в туалете отеля.
«Мурнау совершил революцию в киноязыке. Камера здесь не просто фиксирует происходящее — она становится активным участником действия, выражая мысли и чувства героя. „Последний человек“ — это визуальная поэма, рассказанная с помощью света, тени и движения», —
говорил британский кинокритик Леонард Мосли.
29 апреля будет показано «Верное сердце» (1923 год, Франция). Режиссер — Жан Эпштейн.
Фильм представит кандидат искусствоведения, доцент кафедры драматургии и киноведения СПбГИКиТ Светлана Семенчук.
Фильм знакомит с творчеством одного из мастеров французского «киноимпрессионизма» Жана Эпштейна. Мари работает посудомойкой в харчевне. Она любит портового грузчика Жана, но по настоянию отчима должна выйти замуж за пьяницу Малыша Поля. Девушка жертвует своим чувством к любимому человеку. Идут годы. Мари стала матерью. Она часто испытывает нужду и голодает, у нее нет денег даже на лекарства для ребенка. Жан все еще любит Мари. Они изредка встречаются тайком от мужа. Соседка Мари, молоденькая хромая девушка, решает пожертвовать собой и убивает Малыша Поля.
«В „Верном сердце“ Эпштейн находит истинную фотогению повседневности. Камера не просто фиксирует реальность, а преображает ее, наделяя незамысловатые сцены невероятной поэтической силой. Кружащаяся карусель становится метафорой хаотичного мира, а лица героев — зеркалом их страданий», —
утверждал французский критик и режиссер Луи Деллюк.
6 мая на экране — «Терье Виген» (1917 год, Швеция). Режиссер — Виктор Шёстрём. О ленте расскажет студентка киноведческой мастерской, автор телеграм-канала «упал, очнулся — кино» Анастасия Меловская.
Фильм одного из создателей шведского кино Виктора Шёстрема основан на одноименной эпической поэме Генрика Ибсена. Он повествует о драматической истории моряка Терье Вигена, который во время войны с Наполеоном гребет на лодке из Норвегии в Данию, чтобы привезти ячмень для своей голодающей семьи.
«В „Терье Вигене“ Шёстрём достигает поразительного реализма, позволяя зрителю почувствовать себя очевидцем происходящего. Камера не вмешивается, она просто наблюдает за событиями, которые разворачиваются естественно, как в жизни. Это кинематограф прозрачности, дающий возможность увидеть правду», —
считает французский критик и теоретик кино Андре Базен.
13 мая посетители познакомятся с «Путешествием на Марс» (1918 год, Дания) Фореста Хольгер-Мадсена. Картину представит студентка киноведческой мастерской, автор телеграм-канала «упал, очнулся — кино» Анастасия Меловская.
Группа исследователей с Земли отправляется на космическом корабле на Марс, где, к большому удивлению, обнаруживает мирную вегетарианскую и пацифистскую цивилизацию.
«„Путешествие на Марс“ („Небесный корабль“) — это не просто развлекательная фантазия, это отражение тревог и надежд эпохи. Мечта о полете в космос, о встрече с иными цивилизациями — это попытка уйти от ужасов войны, обрести новый смысл жизни в бескрайних просторах Вселенной», —
сказал немецкий социолог и теоретик кино Зигфрид Кракауэр.
20 мая в программе — «Сатанинская рапсодия» (1917 год, Италия) режиссера Нино Оксилья. Фильм представит студентка киноведческой мастерской Полина Хломова.
Стареющая итальянская аристократка хочет вернуть молодость, ради чего заключает договор с дьяволом. Графиня станет молодой, но при условии отказа от любви. Однако это, кажется, не имеет значения: женщина снова молода и красива. За ней ухаживают два брата — Тристано и Серджио. Графиня готовится выйти замуж, но дьявол стремится не допустить безнаказанного нарушения условий договора.
«В „Сатанинской рапсодии“ Оксилия демонстрирует стремление к созданию тотального произведения искусства. Он использует все возможности кинематографа: музыку, декорации, игру света и тени — для того, чтобы изобрести мир, в котором красота и зло переплетаются самым причудливым образом. Это шаг к новому, более высокому пониманию кино», —
убежден итальянский теоретик кино и писатель Риччото Канудо.
27 мая зрители увидят картину Энтони Эсквита «Коттедж в Дартмуре» (1929 год, Великобритания, Швеция). О ней расскажет режиссер, доцент кафедры драматургии и киноведения СПбГИКиТ Олег Ковалов.
Это пример мастерского использования приемов триллера в немом кино. Бежавшему преступнику Джои удается проникнуть в дом бывшей возлюбленной Салли с целью убить ее и ее мужа, за покушение на которого Джои и был осужден.
«„Коттедж в Дартмуре“ Эсквита — это не просто триллер, это исследование человеческой одержимости. Он позволяет камере наблюдать за героями, предоставляя возможность зрителю самому делать выводы. Именно в этой одержимости кроется сила фильма», —
выражал свою позицию американский режиссер и критик Элиа Казан.
Завершится цикл «Тихие шедевры немого кино» 3 июня показом фильма «Два — Бульди — два» (1929 год, СССР). Режиссеры: Нина Агаджанова-Шутко, Лев Кулешов. Ленту представит кандидат искусствоведения, доцент кафедры драматургии и киноведения СПбГИКиТ Светлана Семенчук.
В небольшом городе, где готовятся к выступлению цирковые артисты, происходит противостояние большевиков и белогвардейцев. Большевики призывают население к обороне. Сын старого клоуна, Бульди-младший, руководит формированием дружины из артистов цирка. В результате упорных боев белым удается захватить город. Бульди- младшего арестовывают. Старый клоун, как и прежде, выходит на арену один. Внезапно во время его выступления в цирк вбегает Бульди-младший, преследуемый солдатами. Ловкость и сила циркового артиста помогают ему обмануть своих преследователей и скрыться в окне купола цирка. Бульди-старший восторженно аплодирует сыну.
«Кинонатурщики „могут идти с циркачами рука об руку, как добрые товарищи, помогая друг другу в преодолении препятствий, стоящих на общем пути достижения высочайшей техники и физического усовершенствования личности“. На съемках „Два — Бульди — Два“ Кулешов получил возможность на деле осуществить связь между экранным и цирковым искусством, что доставило ему немало радости. Он близко знакомится с цирковыми артистами, особенно со знаменитым тогда наездником Вильямом Труцци и его семьей. Они выступили в его фильме. Цирковые эпизоды сняты виртуозно, ярко», —
говорил киновед, биограф Льва Кулешова Евгений Громов
Билеты на кинопоказы можно приобрести, в том числе, по Пушкинской карте.
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться