Обложка: Николай Фешин «Капустница».
Анонсы

19 ноября 2023 года

В Музее Академии художеств проведут эстетический эксперимент

В Парадных залах Музея Академии художеств открывается межмузейный проект «Возвращение», построенный как своеобразный диалог двух мастеров: одного из наиболее самобытных живописцев ХХ века — Николая Фешина и выдающегося скульптора Степана Эрьзя. Творческое наследие этих знаковых для своего времени художников, покинувших Россию после революции, и соединившее глубоко народные черты с современностью, впервые станет предметом сопоставления и анализа.

Их творческие судьбы во многом похожи — оба связаны с русской академической школой, национальными и художественными традициями отечественного искусства, жили и работали в трагическое для страны время, и оба, будучи уже известными мастерами, выбрали эмиграцию. Фешин эмигрировал в США в 1923 году, Эрьзя в 1926 году выбрал Аргентину. Обретя признание за границей, в России они получили его довольно поздно. Но родиной своего искусства оба всегда считали нашу страну.

С. Д. Эрьзя. «Раздумье». 1948 г. .jpg

Выставка призвана подчеркнуть сходство направлений творческих поисков двух мастеров, прослеживающееся даже в произведениях столь разных видов искусства, как живопись и скульптура. Фешин в своем творчестве обращается к разным стилям и направлениям, но эти увлечения не разрушают целостность его живописной системы, а наоборот, делают ярким представителем искусства XX века. Эрьзя также активно ищет мотивы, материалы, однако его образы всегда узнаваемы, будь то мраморные портреты или скульптуры из квебрахои альгарробо — прочных, причудливых по форме и текстуре пород субтропического дерева.

С. Д. Эрьзя. «Автопортрет». 1947, кебрачо

На выставке можно увидеть его автопортрет, исполненный им в 1947 году из квебрахо. На момент создания этого произведения скульптору было уже 70 лет, хотя изображает он себя молодым, в самом расцвете сил. С помощью непростого в работе материала — коры и древесины нескольких видов деревьев, произрастающих в Южной Америке — Эрьзя создал своеобразный портрет-исповедь, раскрывающий перед зрителем внутренний мир художника.

Николай Фешин. "Автопортрет"

Представлен на выставке и автопортрет Николая Фешина. Эта работа отличается особой пронзительностью, духовной наполненностью. С большим мастерством передает художник особенности своей внешности — горделивость осанки, характерные черты скуластого молодого лица, внимательный взгляд. Четко смоделировано только лицо, остальное — костюм, кабинет, мебель — лишь намечено экспрессивными хаотичными мазками. Эта незавершенность делает работы мастера такими динамичными, по-импрессионистски свежими. Кстати, передаче психологизма он научился в Академии художеств у Ильи Репина.

Н. И. Фешин. «Портрет М. Н. Евлампиевой». Холст, масло. 1914

Главная тема искусства Фешина и Эрьзи — человек. Человек был им интересен в самых различных проявлениях. И эта направленность мысли мастеров ярчайшим образом отражена в экспозиции с помощью представленных на ней исторических произведений, жанровых композиции, портретов, ню. Трактовка образа всегда отличается глубиной, эмоциональностью, внешней и внутренней динамикой. Оба мастера любили монументальный характер формы, ясно читаемый даже в небольших по размеру произведениях. Однако при этом их никогда не покидала искренность и поэтическое начало.

С. Д. Эрьзя. «Портрет мордовки». 1915

Деревенское и городское, национальное и всеобщее — две эти составляющие образного мира Фешина и Эрьзи стали основой их деятельности. Впервые объединенные в одном выставочном проекте работы — это своего рода эстетический эксперимент, призванный познакомить с произведениями этих самобытных художников и дать возможность каждому посетителю сопоставить творчество авторов. Всего же на экспозиции представлено более 150 предметов из собраний двенадцати музеев и научных институций.

Фешин Н.И. "Зимний пейзаж"

В рамках дополнительной программы во время работы экспозиции в музее будут проходить: музыкальные программы «Тангомания» цикл лекций об искусстве ХХ века, рассказывающий о жизни и творчестве художников; показы мод; мастер-классы по творческому копированию; арт-бранчи.

17 ноября — 3 марта

Подробности

Фото – Пресс-служба Музея Академии художеств

Обложка: Николай Фешин «Капустница».

Другие новости раздела

Фестиваль
Концерты
22.05

В Шереметевском саду споют Лубнина

Выставки
22.05

В Музей истории религии слетятся аисты

Выставки
22.05

Художники прошлого и будущего представят свои работы, посвященные Пушкину, на выставке под названием «Наше все»

Фотография
22.05

РОСФОТО погрузится в романтику белых ночей

Фестиваль
22.05

В Петербурге начинается «Музыкальный Олимп»

Смотреть все