Их творческие судьбы во многом похожи — оба связаны с русской академической школой, национальными и художественными традициями отечественного искусства, жили и работали в трагическое для страны время, и оба, будучи уже известными мастерами, выбрали эмиграцию. Фешин эмигрировал в США в 1923 году, Эрьзя в 1926 году выбрал Аргентину. Обретя признание за границей, в России они получили его довольно поздно. Но родиной своего искусства оба всегда считали нашу страну.
Выставка призвана подчеркнуть сходство направлений творческих поисков двух мастеров, прослеживающееся даже в произведениях столь разных видов искусства, как живопись и скульптура. Фешин в своем творчестве обращается к разным стилям и направлениям, но эти увлечения не разрушают целостность его живописной системы, а наоборот, делают ярким представителем искусства XX века. Эрьзя также активно ищет мотивы, материалы, однако его образы всегда узнаваемы, будь то мраморные портреты или скульптуры из квебрахои альгарробо — прочных, причудливых по форме и текстуре пород субтропического дерева.
На выставке можно увидеть его автопортрет, исполненный им в 1947 году из квебрахо. На момент создания этого произведения скульптору было уже 70 лет, хотя изображает он себя молодым, в самом расцвете сил. С помощью непростого в работе материала — коры и древесины нескольких видов деревьев, произрастающих в Южной Америке — Эрьзя создал своеобразный портрет-исповедь, раскрывающий перед зрителем внутренний мир художника.
Представлен на выставке и автопортрет Николая Фешина. Эта работа отличается особой пронзительностью, духовной наполненностью. С большим мастерством передает художник особенности своей внешности — горделивость осанки, характерные черты скуластого молодого лица, внимательный взгляд. Четко смоделировано только лицо, остальное — костюм, кабинет, мебель — лишь намечено экспрессивными хаотичными мазками. Эта незавершенность делает работы мастера такими динамичными, по-импрессионистски свежими. Кстати, передаче психологизма он научился в Академии художеств у Ильи Репина.
Главная тема искусства Фешина и Эрьзи — человек. Человек был им интересен в самых различных проявлениях. И эта направленность мысли мастеров ярчайшим образом отражена в экспозиции с помощью представленных на ней исторических произведений, жанровых композиции, портретов, ню. Трактовка образа всегда отличается глубиной, эмоциональностью, внешней и внутренней динамикой. Оба мастера любили монументальный характер формы, ясно читаемый даже в небольших по размеру произведениях. Однако при этом их никогда не покидала искренность и поэтическое начало.
Деревенское и городское, национальное и всеобщее — две эти составляющие образного мира Фешина и Эрьзи стали основой их деятельности. Впервые объединенные в одном выставочном проекте работы — это своего рода эстетический эксперимент, призванный познакомить с произведениями этих самобытных художников и дать возможность каждому посетителю сопоставить творчество авторов. Всего же на экспозиции представлено более 150 предметов из собраний двенадцати музеев и научных институций.
В рамках дополнительной программы во время работы экспозиции в музее будут проходить: музыкальные программы «Тангомания» цикл лекций об искусстве ХХ века, рассказывающий о жизни и творчестве художников; показы мод; мастер-классы по творческому копированию; арт-бранчи.
17 ноября — 3 марта
Фото – Пресс-служба Музея Академии художеств
Обложка: Николай Фешин «Капустница».
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться